Социальная адаптация и профессиональное самоопределение выпускника
материал

Макеева Александра Юрьевна

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность во многом зависит от степени согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также способности  личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная адаптация и профессиональное самоопределение выпускника

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность во многом зависит от степени согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также способности  личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Поэтому в 9-х классах был введен  курс «Основы профессионального самоопределения», а в 10-11 классах – «Основы предпринимательской деятельности», которые  могут помочь  выпускнику в выборе будущей профессии. Цель курсов – формирование способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда,  социально-трудовая  адаптация выпускника в современной жизни.     Главная задача: дать представление о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественно-производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.  

Речь идет об обретении подростком различных типов и опытов деятельности (проектировочной, организационной, управленческой, оформительской, аналитической и т.д.). При этом знакомство происходит не только теоретически, но и в реальном деловом режиме. В процессе проектно-практической работы происходит выявление и развитие широкой группы предпринимательских качеств и способностей. Предпринимательская деятельность строится по жесткой схеме: идея – замысел – проект – программа – бизнес-план – экспертиза – деятельность – рефлексия полученных результатов – внесение корректив в разработку. Эта схема позволяет найти твердые ориентиры в своей жизнедеятельности, достичь намеченных результатов.

Программы предусматривают использование активных методов обучения для реализации личностного потенциала ученика,  для более глубокого усвоения теоретических знаний, для получения первого опыта в решении экономических проблем:

  • решение нестандартных  ситуаций,
  • эвристические беседы,
  • организационно-деятельностные игры,
  • урок-аукцион,  
  • викторины,  
  • самостоятельные исследования,    
  • дискуссии с участием представителей разных профессий,
  • межпредметные ученические конференции,
  • экскурсии,
  • просмотр видеоматериалов,
  • обсуждение экономических проблем в прессе,
  • изучение законодательных актов.

Курсы «Основы профессионального самоопределения» и «Основы предпринимательской деятельности» как нельзя лучше дополняют предмет экономика, который  преподается в школе с 2001 года. Как показывает опыт, предмет ребятам интересен и важен не только в плане поступления в высшие учебные заведения по профилю, но и как возможность развития социально-экономического  опыта. Положительным результатом работы можно считать успешное выступление учащихся на районных олимпиадах по экономике, на выпускных экзаменах,  поступление в ВУЗы на факультеты с экономическим уклоном.

Большая подготовительная работа к профессиональному самоопределению проводится в средней ступени. Возраст открытия «самости» - 10-13 лет, то есть младшие подростки 5-7 классов. Для него характерно «чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое  проявляется в потребности уважительного,  серьезного, доверительного отношения к себе со стороны взрослых. Неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового возраста. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их «чувства взрослости», оно все равно проявится, но самым невыгодным образом. Поэтому важно создавать  ситуации, которые позволяют ребятам проявлять  инициативу, творчество, иметь право на ошибку, на свое мнение, работать в условиях альтернативы, эксперимента, диалога; создавать атмосферу доброжелательности, доверительности, искренности. Только в этом случае могут  решаться 2 важнейшие образовательные  задачи:

  • Развитие у подростка «самости»
  • самореализация, самоопределение подростка, которое в дальнейшем поможет ему  сделать   ответственный выбор индивидуальных образовательных маршрутов и социально адаптироваться во взрослой жизни.

Нетрадиционные формы урока помогают преодолевать трудности в обучении. Они отвечают возрастным возможностям детей, полезны для развития. Примером могут служить интегрированные уроки. Основные требования к интегрированному уроку: соблюдение  обратной связи - ученик – учитель - ученик, хороший подбор дидактического  материала, учет индивидуальных особенностей ребят данного возраста,  физкультминутка, доброжелательная, спокойная атмосфера на уроке, полное взаимопонимание между учителем и учениками. В 5-6 классах  были проведены интегрированные уроки в игровой форме  с элементами математики, русского языка, литературы, валеологии, экономики  «Сказка о прекрасной княжне и ее диете» и «Пословица не даром молвится…». Разнообразная форма заданий позволила учащимся проявить смекалку, воображение, знание русских народных пословиц и поговорок, творчество. В заключении ребятам было предложено нарисовать плакаты на тему урока. Лучшие работы были представлены на выставку.

        Экскурсионная работа – совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи. Экскурсии:

  • Разнообразят формы обучения,
  • Углубляют знания учащихся, позволяют сделать более прочным усвоение материала, изучаемого на уроках,
  • Воспитывают интерес ко всему новому, расширяют их кругозор, развивают стремление к активной познавательной деятельности,
  • Воспитывают любовь к Отечеству, интерес к прошлому, приобщают ученика к истории культуры,
  • Способствуют развитию эстетического начала в человеке,
  • Способствуют формированию и сплочению  классного коллектива,
  • Развивают самостоятельность,
  • Развивает коммуникативную культуру, умение подчинять свои интересы интересам других,
  • Развивают умение вести себя корректно с лектором

        Учащиеся 5-8 классов посещали выставку в школьном краеведческом музее «История родного края», где по историческим экспонатам вспомнили  историю  возникновения нашего края, развитие народных промыслов на территории края; на фарфоровой фабрике и в музее-усадьбе русского поэта Н.А. Некрасова. Ученики 5-6 классов побывали на выставке из коллекции пикалевского краеведа Н.А.Бейшер  «Историю Отечества сохраняя…».

        После экскурсии ребятам предлагалось выполнить творческую работу: эссе, доклад, тематическую газету, дневник экскурсии и другое.

        В течение года идет подготовка к выставке, посвященной весеннему празднику 8 Марта, к районному конкурсу  «Чем богата земля русская», где ребята принимают  активное участие.

        Проводится большая работа по самоуправлению. В каждом классе составлен  график дежурства по соблюдению порядка на рабочем месте, созданы контрольно-оценочные советы по приемке качества работ.

Одно из направлений практической деятельности – разновозрастное сотрудничество (шефство).  Ребятам  предлагается попробовать себя в  роли «младшего учителя» - посредника между взрослым и младшим школьником.  Сначала ребята воспринимали ее как игру, но постепенно игра превратилась в  серьезную, ответственную, сложную  работу,  так как ставила  перед ними вполне реальные цели: научить кого-то чему-то. Ситуация разновозрастного сотрудничества развивает у маленьких «учителей» способность понимать позицию другого человека, по-новому видеть труд собственных учителей, вклад сверстников в общую деятельность, что в свою очередь  способствует формированию их учебной самостоятельности, является средством профилактики подросткового негативизма; а так же является одним из вариантов профессионального самоопределения ученика. В организации разновозрастного сотрудничества была использована тема «Оригами». Конструирование из бумаги  интересно и младшим школьникам,  и старшим. В перспективе можно создать настольный кукольный театр «Оригами», где будут использоваться оригинальные фигурки сказочных персонажей, выполненных в технике оригами.

Проектная деятельность является активным методом обучения,  способствующим  реализации личностного потенциала ученика. Ученики 7 «Б» класса решили создать в рамках проекта «Сто классных проектов» выездной  кукольный театр для воспитанников   детского сада, познакомить  детей 3-7 лет с  русскими народными сказками, донести до них смысл русской пословицы: «Сказка – ложь, да в ней намёк – русским молодцам урок». Для этого изготовили  кукол и показали несколько театрализованных  представлений  для малышей школ, детских садов,  детского дома города Пикалева и Бокситогорска. Выступая перед разновозрастной аудиторией, ребята  получили положительный опыт театрализованного представления,  познакомились с профессиями сценариста, декоратора, режиссера,   актера, дизайнера, модельера, технолога, воспитателя детского сада, некоторыми компьютерными технологиями, радовались общению с малышами, у ребят  появились новые идеи на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ФИЗИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА

Собран материал о работе Ресурсного центра по физике на базе МБОУ "Верхнеуслонская гимназия"...

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида...

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)...

Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускн...

Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Развитие коммуникативных компетентностей школьников как путь социальной адаптации и профессионального самоопределения

В данной статье подробно рассмотрены способы развития коммуникативных компетентностей школьников....