Индивидуально-образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ.
методическая разработка

Глушакова Елена Анатольевна

Индивидуально-образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАННИКА с ОВЗ

на 2021 – 2022 учебный год

Дата заполнения 15.09.2021 г.

1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Ф.И.О. ребёнка

Дата рождения

Сведения о семье

Семья полная (неполная)

Мать

Отец

Специалисты:

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

Музыкальный руководитель:

Руководитель физ. воспитания:

Воспитатели:

Заключение ТПМПК

№  от  г. О создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ТНР

Рекомендации ТПМПК

Занятия с педагогом-психологом по развитию коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы.

Занятия с учителем-логопедом по коррекции и развитию всех компонентов речи.

Заключение учителя-логопеда

Общее недоразвитие речи 2 уровень развития.

Заключение педагога-психолога

Познавательные процессы ниже возрастных особенностей.

Образовательная программа

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: «Мозаика-Синтез», 2015 г.

Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: «Просвещение», 2010 г.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. С.Г. Шевченко.

Программа по развитию социально-эмоциональной сферы «Я, ты, мы». О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКА

Специалист: учитель-логопед

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Направления коррекционно-развивающей работы

Формы организации работы

1. Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.

      Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук;  зрительно - двигательную координацию в процессе игр с предметами – орудиями.

Во всех видах деятельности.

2. Формирование словаря и грамматического строя речи:

Фронтальные занятия – 1 раз в неделю по 30 минут

Индивидуальные занятия – 1 раз в неделю по 20 минут

    Использование в речи предлогов В, НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, У, К, ОТ, ЧЕРЕЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ;

    Усвоение различных способов словообразования (уменьшительная форма существительных, глаголов с различными приставками, глаголами мужского и женского рода ед. числа прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида, окончаний имён существительных в различных падежах);

    Усвоение притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ;

    Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;

    Усвоение синонимов, слов-антонимов;

3. Развитие связной речи:

Фронтальные занятия – 1 раз в неделю по 30 минут.

Индивидуальные занятия –1раз в неделю по 20 минут

Усвоение конструкций сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;

Составление рассказа по картине, серии картинок;

Составление рассказа-описания, пересказа;

Составление рассказа по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа);

Заучивание и выразительное чтение стихотворений.

4. Развитие слухового внимания и фонематического слуха, обучение грамоте:

Фронтальные занятия – 1 раз в неделю по 30 минут

Индивидуальные занятия –1раз в неделю по 20 минут

Определение места звука в слове, порядка звуков в слове, составления условно-графических записей слов;

Анализ и синтез обратных и прямых слогов и слов.

5. Формирование слоговой структуры слова:

Отработка произношения слов со стечением согласных (лифт, клубника и т.п.);

6. Формирование правильного произношения:

             Постановка звуков:

              Свистящих (С, З, Ц)

             Шипящих ( Ш, Ж, Ч, Щ)

             Сонорных (Л-Ль, Р-Рь)

Автоматизация звуков:

Дифференциация автоматизированных звуков:

Специалист: педагог-психолог

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Эмоционально-волевая сфера.

Направления коррекционно-развивающей работы

Формы организации работы

1. Развитие общей и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.

Во всех видах деятельности

2. Развитие психологической базы речи (неречевых процессов):

Групповые и индивидуальные занятия –        2 раза в неделю по 25 минут

Развитие слухового и зрительного внимания

Развитие слуховой и зрительной памяти

Развитие мыслительных операций (обобщение, исключение, классификация)

3.Развитие эмоционально-волевой сферы: 

       Повышение уверенности в себе.    

 Развитие чувства принадлежности к группе, навыков позитивного социального поведения.

индивидуальные занятия – 1 раз в неделю по 25 минут

Воспитатели: 

Образовательная область

Направление коррекционной развивающей работы

Форма организации работы.

Социально - коммуникативное развитие

Развитие самостоятельности в самообслуживании и хозяйственно – бытовом труде. Воспитывать культурные привычки. Развитие интереса к ролевым играм, стремление играть вместе со взрослыми и сверстниками. Способность формированию положительной самооценки, уверенности в себе, стремления стать школьником. Формировать  знания о правилах безопасности и дорожного движения.

Совместные игры и труд (уборка в игровых центрах, уход за комнатными растениями. Рассматривание и беседы по картинам. Знание стихов, песен о школе,  школьниках. Проблемные ситуации. Настольные игры по ПДД.

Изготовление разных видов транспорта, дорожных знаков.

Познавательное развитие

Обогащать представление о родном поселке, крае, стране.

 Освоение представлений ребенка о себе, о своей семье, профессиях родителей, семейные традиции, досуг семьи.

Счет прямой и обратный. Состав числа из двух меньших чисел. Составление задач. Закрепление дней недели.    Способствовать умению ориентироваться на листе бумаги. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Закрепить названия времен года и месяцев.

Рассматривание картин, иллюстраций о России.  Рассматривание фотоальбомов «Мой поселок, район»; «Костюмы народов разных стран»;  Беседа о семье, о профессиях родителей (по фотографии).

«Исправь ошибки», "Найди, что пропущено», «Задай вопрос и узнай».

Работа в тетрадях. «Лабиринты", графический диктант                          « Исправь ошибки», "Дни недели".

Речевое развитие

Воспитывать потребность в речевом общении.

Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения.

Создавать условия для пробуждения речевой активности детей в быту, в играх, в самообслуживании, на занятиях.

Формировать умение слушать и понимать содержание художественных произведений при использовании различных дидактических приемов (кукольный и настольный театр, пальчиковый театр,  фланелеграф).

Формировать бережное отношение к книге, стремление самостоятельно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать любимую книгу.

Привлекать к участию в совместном со взрослым рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации.

Учить составлять повествовательный рассказ по картине, по набору игрушек; пересказ рассказов и сказок близко к тексту, от лица литературного героя.

Использовать формы  речь - рассуждение, речь–доказательство.

Закреплять правильное произношение звуков.

Формировать звуковой анализ и синтез слов.

Составление рассказа «Золотая осень».

Составление рассказа о любимой игрушке.

Составление рассказа «Мой поселок».

«Назови первый звук».

«Я начну, а ты продолжи».

Художественно–эстетическое развитие.

Развивать умение создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, учить пользоваться палитрой.

Учить ориентироваться на листе бумаги, опираясь на результаты своих наблюдений.

Совершенствовать умение создавать разнообразные формы, вырезывание симметричное, силуэтное.

Воспитывать интерес к выполнению коллективной аппликации.

Развивать умение лепить конструктивным, смешанным и пластическим способом.

Создавать условия для развития интереса к процессу конструирования, вовлекать в создание совместных напольных конструкций из строительного материала.

Совершенствовать умение конструирования из бумаги: сгибание, резание, склеивание и т.д.

Беседы о книгах, о творчестве писателей.

«Выставка книг».

Рассматривание иллюстраций, картин с многообразием цветов и оттенков.

Художественное слово

 Показ способов лепки.

ОБЛАСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Специалист: руководитель физического воспитания

Коррекционная деятельность руководителя физической культуры осуществляется посредством словесной регуляции действий и функций активного внимания выполнения заданий, движений по образцу. Наглядного показа, словесной инструкции, развития пространственно-временной организации движений. Согласно тематическому плану педагог подбирает «тематические» подвижные игры, игровые упражнения на закрепление словаря, грамматических категорий.

НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ФОРМА, ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Развитие речи средствами движения

Совместно-организованная деятельность:

основные движения; общеразвивающие упражнения; подвижные игры разной интенсивности; игры – эстафеты; спортивные игры; спортивные упражнения; упражнения для развития физических качеств.

Различная деятельность в режимных моментах:

игровые упражнения; утренняя гимнастика; подражательные движения; подводящие упражнения; дидактические игры; прогулки на свежем воздухе; прогулки оздоровительные; гимнастика после дневного сна; динамические паузы.

Самостоятельная деятельность детей: игры; игровые упражнения; подражательные движения; игровые упражнения; подражательные движения

Взаимодействие с родителями: изобразительная деятельность на тему здоровья; рассматривание иллюстраций; работа с моделями; игры.

2.Формирование пространственных и временных представлений в процессе физических упражнений

3. В процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также название предметов

4.Формирование различных видов познавательной деятельности в процессе двигательной деятельности

5.Формирование и управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности

6.Укрепление здоровья и общефизическое развитие

7.Развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики

8.Закрепление лексико-грамматических средств языка посредством специально подобранных игр и упражнений с учетом изучаемой лексической темы

9.Закрепление и автоматизация поставленных звуков посредством потешек, скороговорок, речевок и т.д.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. РАЗДЕЛ «МУЗЫКА»

Специалист: музыкальный руководитель

Коррекционная деятельность музыкального руководителя осуществляется через ООД, праздники, развлечения, аудиальное развитие, музыкотерапию, различные виды фантазирования, режимные моменты – согласно возрастным и коррекционным потребностям воспитанника.

Направления коррекционно-развивающей работы

Формы и приёмы организации образовательного процесса

1. Развитие речи средствами музыкального восприятия, пения, игр.

Совместно-организованная деятельность: основные движения; танцевальные движения, пальчиковая гимнастика; восприятие музыки, распевание, пение; ритмика, музыкальные подвижные игры; аудиальное развитие, праздники, развлечения.

Различная деятельность в режимных моментах: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, игровые упражнения, гимнастика под музыку после сна, использование музыки для релаксации после занятий.

Совместная деятельность детей: игры под пение, исполнение песен под фонограммы, музыкотрапия; пропевание потешек, попевок; исполнение танцевальных импровизаций под музыку; праздники и развлечения. Игры под пение на развитие слуха.

Самостоятельная деятельность детей: игра на детских музыкальных инструментах в музыкальных игровых уголках; пластическое и ритмическое фантазирование под музыку.

Взаимодействие с родителями: Консультации по темам: "Влияние пения на развитие дыхательной системы", "Артикуляционный аппарат и пение", "Музыкотерапия дома", "Поём вместе", "Игры, танцевальные импровизации".

2. Формирование пространственных и временных представлений в процессе музыкально-ритмических движений, музыкальных игр и танцев.

3. Формирование различных видов познавательной деятельности в процессе музыкальных игр и танцев.

4. Формирование и управление эмоциональной сферой ребёнка в процессе игр, развлечений и праздников.

5. Развитие морально-волевых качеств ребёнка через музыкальные игры, развлечения, праздники.

6. Укрепление здоровья через музыкально-ритмические движения.

7. Формирование движений артикуляционного аппарата в процессе пения.

8. Формирование правильного дыхания в процессе пения песен и попевок.

9. Развитие тембрового, интонационного, динамического, ритмического слуха через аудиальное развитие.

10. Закрепление лексико-грамматических средств языка средствами специально подобранных игр, песен, попевок.

11. Закрепление и автоматизация поставленных звуков в процессе пения песен, попевок, специальных аудиальных упражнений.

3. ЗАДАЧИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

Направления коррекционно - развивающей работы

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Навыки деятельности

Личностная сфера

Родители

Укрепление здоровья и общефизическое развитие, соблюдение режима дня;

Посещение спортивных секций;

Закаливание.

Регулярное наблюдение у специалистов-врачей (по рекомендации ТПМПК).

Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по закреплению в речи поставленных звуков. Домашнее чтение художественной литературы.

Речевой этикет.

Развивающие игры (по рекомендации педагогов в соответствии с возрастом ребенка) на развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Закреплять навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования.

Развивать уровень произвольности и самоконтроля; уверенности в себе.

Учитель-логопед: _________________  (Ф.И.О.)

         Педагог-психолог: ________________        

         Воспитатель: ____________________    

          Руководитель физического воспитания: ____________

Музыкальный руководитель: _______________  

         

         Родители с маршрутом индивидуальной коррекционной работы ознакомлены:                                                                                                                                          

         мать(отец): ______________________________________________________________________________________ /  ______________

                                                                             (Ф. И. О.)                                                                                                           (Подпись)  

4. Результат логопедической работы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-логопед: ________________  

Результат психологической работы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог: ________________

Повышение уровня двигательной активности:  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         Руководитель физического воспитания: _______________

Развитие музыкальных способностей:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       Музыкальный руководитель: ______________

Овладение знаниями по областям:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         Воспитатель: ________________  

                                 

Родители с маршрутом индивидуальной коррекционной работы ознакомлены:                                                                                                                                       мать(отец): ___________________________________________________________________________________________________ /  __________________

                                                                             (Ф. И. О.)                                                                                                                                 (Подпись)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Формирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута школьников в условиях профильного обучения

В статье представлен опыт работы по предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. ...

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие для ребенка с Синдромом Дауна "Смешарики".

Цель: развитие подражательной речевой деятельности. Коррекционно - развивающие задачи:- создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;- развивать мимическую мускулат...

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

Статья "Взаимодействие общего и дополнительного образования для проектирования индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов)"

Статья представлена в Сборник «Национальный проект «Образование»: от идеи до воплощения»Раскрывает работу по приоритетным направлениям национального проекта:Направление 4....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...