Приёмы анализа текста
методическая разработка

Сулайманова Айгуль Наилевна

Приёмы анализа текста как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_analiza_teksta.pptx109.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

При ёмы анализа текста как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся Сулайманова Айгуль Наилевна , учитель русского языка и литературы МБОУ « Бугадинская ООШ»

Слайд 2

Коммуникативная компетенция способность вступать в общение с целью быть понятым ; умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией ; умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.

Слайд 3

Формирование коммуникативных компетенций через текст Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке : культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Слайд 4

Комплексная работа с текстом - это многоаспектная деятельность, включающая вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с читательским восприятием текста как речевого произведения, задания речеведческого характера, включающие такие понятия как “текст”, “стиль”, “тема”, “основная мысль”, основные средства связи между предложениями. задания языкового характера по фонетике, лексике, грамматике. вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора.

Слайд 5

1)Я часто выбираюсь из шума столичной жизни в тихий край, где в старом отцовском доме прошло мое беззаботное счастливое детство. 2)Совсем недалеко от Москвы, два часа на электричке, а хорошей машиной и того меньше – и милая моя Родина встречает меня. 3)Дом выдался из посада вниз, к реке. 4)Здравствуй, любимый дом, родной дом. 5)Поклонившись дому, осторожно захожу в калитку, которая словно ждала меня все эти долгие месяцы с прошлого свидания. 6) Как во сне подхожу к нашей березе: «Здравствуй и ты, береза. Не узнала меня?» 7)Высокая она стала. 8)Кора лопнула во многих местах. 9)Муравьи бегают по стволу и нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошек зимней избы. 10)Вершина стала выше трубы. 11)Не бели, березынька , родная, пожалуйста, пиджак, совсем я забыл, как ты, обнимаясь, оставляешь отметины… 12)Помню-помню, как ты пришла к нам… 13)Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись, только их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. 14)Оборвали мы тогда у тебя, выкапывая неумело, два больших корня. 15)Несли тебя через лавы, а брат предположил, что ты, вероятно, засохнешь, не приживешься в нашем тогда еще бедном саду. 16)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. 17)Но великая власть природы вернула тебя к жизни, исцелила, и тогда ты окрепла и набрала силу. 18) А где ты взяла эту силу под зимним окном? 19)Надо же так вымахать! 20)Уже выше отцовского дома. 21) Скоро надо уезжать из Тимонихи . 22)А так хорош этот неоглядный зеленый мир моей Родины! 23)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире. (По В.И. Белову)

Слайд 6

Задачи : совершенствование коммуникативно - речевых умений учащихся; продолжить развитие умения участвовать в учебной дискуссии, аргументировать свои высказывания, сравнивать, анализировать тексты; развивать умение литературным языком выражать свои мысли, пользоваться научной терминологией.

Слайд 7

Этапы работы 1 этап. Чтение. 2 этап. Текстовая принадлежность. Указать на авторство – Василий Белов, сборник рассказов «Поздние встречи», рассказ «Живой край».

Слайд 8

3 этап. Определяем тему и основную мысль текста: «Березка – символ Родины» . Основная мысль выражена во 2,23-х предложениях.

Слайд 9

4 этап. Каким настроением проникнуто произведение? 1)предвкушение поездки, радость; 2)робость, волнение, тревога; 3)радость узнавания; 4)счастливые, теплые воспоминания; 5)ностальгия по былому.

Слайд 10

Предполагаемый результат работы на 1-4 этапах: понимание учащимися проблемно-содержательной и эмоциональной составляющих произведения.

Слайд 11

5 этап. Работа в группах. Коррекция понимания содержания. - Работаем со справочниками. из посада (устар.) - из ровного ряда строений на улице зимняя изба (диал.) – утепленная часть избы-пятистенки проклюнулись ( просторечн .) – только-только появились, подобно новорожденным цыплятам, разбивающим скорлупу через лавы (диал.) – по тонкому мостику из связанных бревен вымахать (диал.) – сильно и быстро вырасти исцелила (устар.) - вылечила неоглядный ( общеупотр .) – огромный настолько, что не хватает взгляда для одномоментного осмотра

Слайд 12

6 этап. Работа в группах с художественными составляющими текста. -Давайте повторим, какие средства выразительности языка нам знакомы, -Эпитет -Олицетворение -Сравнение -Лексический повтор и найдем их в тексте.

Слайд 13

Эпитеты: тихий край, счастливое детство, хорошей машиной, любимый дом, зеленый мир; Олицетворения: дом выдался, калитка ждала, ты (береза) пришла, листочки проклюнулись, ты (береза) выжила, окрепла, набрала силу; Сравнения: словно ждала меня, их можно было сосчитать, так мала, уже выше отцовского дома, как во сне подхожу; Лексические повторы: Помню-помню, как ты пришла к нам… Помню.

Слайд 14

7 этап. Работа по определению особенностей строения текста и его деталей Рассмотрим текст. - Из скольки абзацев состоит текст? - В тексте 5 абзацев. - Из скольки смысловых частей он состоит? Из четырех частей.

Слайд 15

Какие особенности конструирования частей текста вы замечаете? Во второй части много явных и скрытых обращений. Во второй части сосредоточены все устаревшие и диалектные слова. Во второй части преимущественно расположились олицетворения и сравнения . Во второй части мы видим лексический повтор . Во второй части я нашёл риторический вопрос . ПОЧЕМУ и С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ именно так сконструирована 2-я часть? Потому что в этой части сосредоточены эмоциональные переживания героя и автора

Слайд 16

Предполагаемый результат работы на 5-7 этапах: оценивание содержания, языковых особенностей и структуры текста; определение места и роли иллюстративного ряда в тексте; участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Слайд 17

Этап 8. Подготовка к воспроизведению данного текста. - Расскажите об этом тексте своим друзьям. Как мы это сделаем? Озаглавим. «В гости к детству» Составим план, лучше – цитатный план, так будет легче пересказывать. Определим, как связаны абзацы в тексте между собой.

Слайд 18

Этап 9. Пересказ. Работа в группах. - Давайте расскажем друг другу о поездке автора на Родину и встрече со старой березой. Какими словами мы формулируем свои впечатления? Мне понравилось… Я понял, что… Мне кажется, что… Мне показалось особенно интересным , что…. Меня удивило….

Слайд 19

Этап 10. Пересказ. Работа в группах. Продолжение. Рассказывают друг другу. Выбирают лучшего рассказчика из расчета на точность и эмоциональность передачи содержания, употребление новых слов и средств выразительности речи, четкость личного мнения и его аргументацию.

Слайд 20

Этап 11. Индивидуальная работа - Давайте запишем рассказ в читательский дневник.

Слайд 21

Предполагаемый результат работы на 8-11 этапах: Пересказать текст подробно или сжато, устно и письменно, от лица автора и от собственного лица; соотнести факты с общей идеей текста; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Слайд 22

Анализ текста - это лишь один из приёмов создания на уроке развивающей речевой среды. Проводимый регулярно, он имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Некоторые приёмы филологического анализа текста в старшей школе.

Филологический анализ стихотворения И.Бунина "Детство" и рассказа "Музыка" помогут Вам взглянуть на анализ художественного текста по-новому, смелее применять новые приёмы. Статья учит применять законы...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....