Адресная работа с одаренными детьми
статья

Гурова Лариса Борисовна

С чего начать исследование? Вопрос, на который сегодня знают ответ все участники проектно-исследовательской деятельности. А вот как привести ребенка в эту среду, как увлечь его, пробудить интерес к неизведанному и добиться результата… У меня есть ответ на эти вопросы и в данной статье я открою все «тайны» совместного успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gurova_statya.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Author: Gurova Larissa Borisovna, geography teacher of the highest category of Yanao, Labytnangi MAOU SOS No.5

"Topim oranges or design tasks and experiments"

Keywords: researcher, project, system, experiment, techniques and techniques, talent, success of Abstract.

Where to start the study? The question to which all participants of the project research activity know the answer to today. But how to bring a child into this environment, how to captivate him, to arouse interest in the unknown and to achieve the result ... I have the answer to these questions and in this article I will reveal all the "mysteries" of joint success.

Автор: Гурова Лариса Борисовна, учитель географии высшей категории МАОУ СОШ №5 г. Лабытнанги ЯНАО

«Топим апельсины или проектные задачи и эксперименты»

Ключевые слова: исследователь, проект, система, эксперимент, техники и приемы, одаренность, успех

Аннотация. С чего начать исследование? Вопрос, на который сегодня знают ответ все участники проектно-исследовательской деятельности. А вот как привести ребенка в эту среду, как увлечь его, пробудить интерес к неизведанному и добиться результата… У меня есть ответ на эти вопросы и в данной статье я открою все «тайны» совместного успеха.

Статья

Всякий здоровый ребенок  рождается исследователем. Уже на первом году его жизни мы, взрослые видим удивленные глаза малыша, начинающего познавать окружающий мир.  В детсадовском возрасте ребенок хочет все знать, задает много вопросов, исследует игрушки, разбирая их по частям, конструирует новые. В школе происходит уже более осознанное погружение в исследовательскую среду. Ученик создает проекты, пишет исследовательские работы, выступает на конференциях, тем самым, формирует и развивает свои познавательные и коммуникативные способности. Вступая во взрослую жизнь, он сегодня  повсюду сталкивается с проектами и нередко становится невольным участником проектирования своей судьбы.

Признаки исследовательских способностей: любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать. Очень важно формировать исследовательскую культуру ребенка поэтапно. Это должна быть целая система техник и приемов, мероприятий, которая обязательно сработает на результат. От мыслительных умений к исследовательским навыкам – таков мой девиз в работе с одаренными детьми.

В начальной школе ребенок приобретает первоначальные исследовательские навыки, создавая несложные проекты. Дети умеют разделять целое на элементы, сравнивать, самостоятельно проводить простые опыты, формулировать выводы, вести диалог. На следующей ступени обучения школьники,  полученные знания учатся применять на практике, используя различные методики и современные цифровые технологии. От простого проекта переходят к научно-исследовательской работе, в результате чего порой совершают целые открытия. С чего начать этот долгий и не простой путь исследователя? Вначале должна быть «бомба», которая взорвет пассивность  ребенка и пробудит интерес к познанию мира. В качестве «бомбы» может быть что угодно: денежная купюра в кармане, апельсин на столе, любимая всеми детьми сказка, фотография в старом альбоме, древняя монета, какой-либо экспонат в краеведческом музее и т.д. Научитесь ребенка удивлять, затем мыслить и исследовать. Кстати, про апельсины. Предлагаю провести простой эксперимент. Что произойдет с апельсином, если его  поместить в воду? Выдвигаем гипотезы, топим апельсин в воде сначала в «рубашке», затем чистим его и повторяем опыт. В ходе второго опыта, мы почувствуем ароматный запах, который может натолкнуть еще на одну гипотезу, но это уже будет новый эксперимент. Данные  занесем в таблицу и проверим гипотезы:

Гипотеза

Результат эксперимента

1.

1.

2.

2.

Очень простое задание с проектными задачами. Например, прошу записать слова на каждую букву слова «успех». Записываем слова и исследуем их принадлежность к успеху.

У__________________

С__________________

П__________________

Е__________________

Х__________________

Безусловно, это самые элементарные шаги, но с них и надо начинать.

Совсем недавно мне выпал удивительный шанс провести урок географии совместно с автором многих учебников, руководителем проекта «Мобильное электронное образование» Тележинской Е.Н., г. Москва. Знаете,  с каких слов она начала урок: – Что объединяет пламя свечи и географическую карту? Детей сначала обескуражил ее вопрос, потом они начали мыслить и отвечать.  Если бы данный урок предполагал исследование, то я уверенна, получилась интересная работа. Очень важным моментом в исследовании является выбор темы, точнее названия работы или проекта.  Оно должно быть необычным, интересным, привлекающим внимание автора и экспертов. Приведу некоторые примеры:

Простое      название работы

   Интересное    название работы

«Рождество»

«Рождественские традиции моей семьи»

«Паук и паутина»

«Живые кружева»

«Экология жилья»

«Где я живу, чем я дышу?»

«Теплица для кактусов»

«Дом для моих колючих зеленых друзей»

«Вода и ее память»

«Музыка в кристалле. О чем расскажет нам вода?»

Связь математики и хореографии»

«Математические понятия в рисунке танца»

Мы сегодня не будем останавливаться на очевидном – структуре исследовательской работы, что наизусть должен знать юный исследователь и выполнять все требования по оформлению работы, а лишь уделим внимание тем «фишкам», которые помогут сделать проект интересным и отличительным от других.  Немаловажным элементом в работе над проектом является его презентация – защита. Существует множество различных форм презентации проекта, но главное, чтобы автор работы мог грамотно и эмоционально говорить. Он должен быть в меру раскрепощенным, уверенным, способным вести диалог с участниками конференции и членами жюри.  Также необходимо уделить внимание ораторскому мастерству. Из огромного количества тренингов, техник, упражнений, которые легко найти в интернете,  необходимо отобрать самые эффективные. Их не должно быть много. Очень интересные упражнения, особенно для авторов группового проекта, можно найти в «Собранье пестрых дел» Н. Е. Щурковой. Упражнения «перед зеркалом», «вопрос – ответ», дыхательные практики, метод Киплинга, Уолта Диснея, «качели времени» и другие помогут автору исследовательской работы преодолеть свои страхи, сомнения и достойно представить свое творение на суд жюри.  Согласитесь, не каждый одаренный ребенок владеет выразительными средствами оратора, поэтому не всегда может донести до аудитории свои взгляды. Нужна стратегия работы в этом направлении с ребенком. Специальные упражнения и приемы помогут монотонную речь сделать яркой, его захотят услышать, он будет в центре внимания, с уверенностью ответит на вопросы и при необходимости даст комментарии. 60% успеха работы уже в кармане! Очень актуальным является медиа продвижение проекта. О вашей работе должны знать все!  Размещаем проект в различных соцсетях с хештегами. Это будет своего рода реклама. Главная задача, доказать, что ваш проект самый лучший, кстати, и убедить в этом жюри.  Здесь тоже есть своя фишка. Большой объем скучного текста никому не будет интересен. Яркое краткое содержание с самыми интересными фрагментами исследования, фото, слоганы, интригующее начало, результат – вот то, что привлечет внимание публики.

Если ребенок талантлив, то он талантлив во всем. Но сегодня мы говорим об интеллектуальной одаренности, которую необходимо периодически подпитывать и развивать. А если ребенок не относится к этой категории, но одержим желанием заниматься проектно-исследовательской деятельностью.  Мы, педагоги, как наставники, консультанты, руководители проекта должны ему в этом помочь – передать средства и инструменты, создать необходимые условия для того, чтобы этот мальчик или девочка стали одаренными детьми. Задача поставлена и ее надо решать, в конце концов, мы же с вами эксперты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...