Методика воспитания личности подростка
статья

Уляшева Юлия Михайловна

 «Агрессия -  любая форма поведения , направленная к цели причинения ущерба или вреда  другому лицу ,не желающему такого с ним обращения »                                 ( Роберт Бэрон).

 «Было бы самонадеянно рассчитывать на явные и быстрые результаты , даже если мы сами имеем верные жизненные ориентиры , если нам созданы благоприятные условия для работы  и мы вооружены самыми передовыми технологиями . Неизвестно где и когда , в каком виде произрастет посеянное – но если ничего не делать сегодня , завтра уже точно ничего не вырастет ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnost_podrostka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый возраст:

  • Это возраст пубертата. С ним связаны проблемы: а) скорость телесных изменений выше, чем  скорость адаптации к ним психики – кризис телесной идентичности; тема идеала; пристальное слежение за изменениями: зеркало; комплекс неполноценности; критические высказывания взрослых о внешности травмируют. б) гормональная буря приводит к дисбалансу процессов возбуждения и торможения,  потому   -  повышенная ранимость, возбудимость, вспыльчивость, обидчивость.
  • Это возраст расцвета формально-логического мышления. Критичность: любят следить за цепочкой рассуждений взрослых, находить ошибки, низвергать с пьедестала. Гневно воспринимают расхождение между словами взрослых и их действиями , поведением. Характерные интеллектуальыне проблемы: склонность к глобальным выводам, абсолютизация некоторых признаков ( нет диалектичности). Неупотребление своего ума ( работают родительские сценарии «не думай», «не твоего ума дело»), неразвитость визуального мышления («думания глазами»), несформированность интеллектуальных навыков.
  • Это возраст поиска идентичности, выстраивания   образа «Я» в общении со сверстниками, которое становится ведущей деятельностью. В какие группы включается? Нет  тяги к определенному окружению без причины. Компенсация дефицитов. Проблемы общения. Проблема принятия себя. Стремление к самопознанию.
  • Это возраст переходный между детством и взрослостью. Появляются претензии на взрослость. Стремление «выломиться « из отношений «взрослый-ребенок» и построить отношения «личность-личность» Утверждение своего права на собственные мысли, чувства, предпочтения. Хотят , чтобы с их личностью считались. Стремление охранять свой внутренний мир. «Пограничные проблемы» ( мое – не тронь, без стука не входить и т.п._) «Подростковые помойки»: подростки неаккуратны в быту, в комнате беспорядок, который отражает внутренний хаос.
  • Противоречивое отношение к взрослым:  и тяга к наставникам и готовность        обесценивать их при малейших ошибках. Стремление к исследованию окружения.

Подростковый  возраст завершается переживанием необходимости собственной целостности и подросток готов к правдивому, реалистичному факту своего существования. Осознается ценность, неповторимость своего «Я». Формируются психозащиты.

Противоречия подросткового возраста

  • Быть как все и выделяться
  • Желание нового опыта и страх перед новым
  • Желание внимания и стремление оставить свой внутренний мир в  неприкосновенности
  • Потребность в ласке, нежности и  позиция «недотроги»
  • Потребность в независимости и слабость, желание поддержки
  • Потребность в знании о том, что думают о тебе другие – страх, отвержение обратной связи
  • Желание быть в центре внимания – желание быть отстраненным
  • Хочу достижений – боюсь «завышения требований», «повышения планки»
  • Критичность к другим – отсутствие критики к себе
  • Потребность в признании – неадекватное этому поведение
  • Лень – гиперактивность
  • Апатия – эйфория
  • Желание быть взрослым – желание оставаться  ребенком
  • Хочу дружить – не хочу и не умею слушать другого
  • Хочу пострадать – боюсь страдать
  • Хочу близких отношений – боюсь их
  • Стремление вводить  правила – желание  их нарушать
  • Несоответствие желаний и ресурсов
  • Хочу определенности и боюсь ее
  • Хочу соответствовать нормам и хочу нарушать нормы
  • Желание быть ответственным и  стремление переложить ответственность на других
  • Интерес к другим и отгораживание от других
  • Желание быть сильным (цинизм, грубость) – беспомощность и ранимость
  • Отказ от авторитетов – стремление к авторитетам (кумиры)
  • Созидание – разрушение

Педагогические условия самореализации подростка:

  • Приобретение актуальных социально-педагогических знаний;
  • Формирование субъектных качеств личности;
  • Воплощение субъектных качеств в различных видах деятельности;
  • Развитие рефлексии
  • Формирование умения преодолевать трудности
  • Развитие способностей
  • Формирование  адекватной самооценки
  • Развитие самоконтроля и самокритичности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧНИЯ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Данные методики позволяют  выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни,применяется для контроля  за формированием мировоззренческих позиций подростка....

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...

Методика воспитания и развития личности младшего школьника

        Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании...

Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"

Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....

Методика изучения социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся по М.И. Рожкову

Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тес...

Воспитание личности подростка через позитивное взаимодействие учителя и ученика

Подростковый возраст – это поворотный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах. В рамках этой трансформационной фазы взаимодействие между у...