Роль личности педагога в воспитании творческого потенциала воспитанника
статья

Васильева Светлана

Дети во всем берут с нас пример. Мы, не замечая этого, невольно творим свои "копии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vasilevoy_s.l.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

                 РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ

ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА

Васильева С.Л., педагог дополнительного образования,

прогимназия № 675 Красносельского района Санкт-Петербурга

Подчеркивая определяющую роль личности педагога, В. А. Сухомлинский писал, что, говоря о коллективе как о великой воспитательной силе, «мы имеем в виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и неприметные корни, и этими корнями является человеческое богатство воспитателя».

Мои личные наблюдения за работой коллег-преподавателей хореографических студий, ансамблей и школ танца подтверждают одну простую истину: личность педагога – это показатель успеха или неудачи коллектива. Личность педагога – это наличие или отсутствие творческой искры у воспитанников. Многие педагоги имеют большой опыт в работе с детьми, но все ли подозревают как их характер, мировоззрение, поведение влияет на воспитанников? Интересно рассмотреть успешность некоторых руководителей творческих коллективов с точки зрения их человеческих качеств. Хочу поделиться своими наблюдениями и впечатлениями о роли педагога в жизни творческого коллектива, не обязательно танцевального.

Профессиональная методика преподавания и исполнительское мастерство воспитанников во многом зависит от личности педагога. Как общеизвестную, доступную всем программу воплотить в реальности, зависит от личностных качеств педагога. Часто приходится слышать от руководителей детских творческих учреждений: «Уважаемые преподаватели! В ваши коллективы детей приводят родители. Приводят к определенному человеку. Родители привели к вам ребенка, потому что доверяют вам как профессионалу, как человеку». Действительно, чаще всего детей приводят на личность. Которая может зажечь огонь творчества на всю жизнь, а может не зажечь, может научить трудиться, научить радоваться труду, любить то дело, которому обучает детей. А может не научить …

Воспитание как часть творческой работы с детьми начинается с установления с ними правильных взаимоотношений. Важен стиль отношений педагога и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к ним. В советской психолого-педагогической науке выделены два основных вида педагогического воздействия — прямое (открытое) и косвенное. Воздействие начинается с общего тона, каким преподаватель ведет занятие. Дети во многом подражают преподавателю – иногда бессознательно, а иногда и сознательно. Если педагог энергичен, весел, бодр, деятелен, это настроение передается и детям. Если наставник раздражителен, всегда всем недоволен, невыдержан, резок, то дети становятся нервозными, начинают бояться педагога. Особенно подвержены влиянию настроения и поведения педагога начинающие танцоры. Порой завышенными профессиональными требованиями преподаватель может надолго отбить у ребенка желание заниматься каким-либо видом творчества.

Пример из жизни. Я, будучи семилетним ребенком, получила такой «укольчик» и на семь долгих  лет забыла о танцах. Кружок классического танца при  Дворце культуры. Все девочки в беленьких маечках, белых ситцевых юбочках и носочках. Настрой – великолепный, мы чувствовали себя маленькими балеринами в этой одежде, мечтали о сцене. … Пока не наступил один день, когда мы должны были исполнять вальсовую дорожку по кругу (сейчас понимаю, что для 1-го года обучения это «высшая математика»). Но главное было не в самом движении, а в улыбке (!). Девочкам с улыбкой на лице разрешалось отдохнуть и выйти из круга. Остальные продолжали кружить по кругу. Я была в числе «неулыбающихся». К концу 4-го круга я плакала. Сейчас понимаю, что это не только вина педагога, но и мои личные психологические проблемы. 

Этот пример показателен тем, что многие преподаватели не всегда проявляют мудрость и педагогический такт. Памятуя о том времени, я не заставляю детей улыбаться, «показывать зубы», а пытаюсь создать «предпосылки для улыбки». Первый год обучения любого творческого коллектива – это своеобразный тест на совместимость. Допустим, у ребенка нет профессиональных способностей к занятиям хореографией, он или его родители поняли, что талант ребенка в чем-то другом – и ребенок может закончить свою танцевальную карьеру после первого года обучения. Есть вероятность того, что оставив в памяти добрые воспоминания о педагоге, ребенок будет любить танец как таковой. В ином случае может возникнуть комплекс неполноценности.

Вот таким иногда незамысловатым образом проявляется скрытое или открытое воздействие на психику ребенка. Поэтому основной задачей первого года обучения является наличие контакта и любви педагога к ребенку и ребенка к педагогу. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Ничто так не удивляет, не увлекает подростков ... как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек … Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением Родине». Эти слова относятся к воспитанию школьников любого возраста.

Обучение и воспитание – это два взаимопроникающих, взаимосвязанных процесса, их нельзя разрывать. Но каждый педагог скажет: учить детей легче, чем воспитывать. А ведь действительно, процесс воспитания намного сложнее и труднее, чем обучение. Процесс воспитания требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Воспитание – это процесс постоянного творчества: педагог свои знания и опыт применяет к постоянно изменяющимся педагогическим ситуациям. Характер складывающихся отношений между сверстниками, между педагогом и родителями, между детьми и родителями – также зависит от действий руководителя коллектива.

Результаты обучения обнаружить легче и сразу же внести все нужные и необходимые коррективы в учебный процесс. А вот результаты воспитания обнаруживаются не сразу, а со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты, ошибки и упущения в воспитании ребенка. На воспитание детей прежде всего оказывает влияние авторитет руководителя группы. Авторитет педагога – это авторитет старшего, более умного, знающего, умеющего и справедливого. Отсюда следует, что преподаватель сам должен серьезно относиться к своему авторитету и понимать, что за его работой, за его поступками и словами следят дети. Они замечают все: как одет учитель, как он общается с другими людьми: родителями, с директором, с коллегами. Выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту. Эти наблюдения накапливаются и составляют представление о личности педагога, его знаниях, справедливости, человечности.

Педагог знающий, но недобрый, несправедливый может вызвать у ребенка нелюбовь к занятиям, нежелание их посещать, страх перед таким преподавателем заставляет быть неискренним. Внешнее благополучие группы, основанное на власти педагога, как правило, недолговечно. Рано или поздно в таких коллективах, при достижении определенного возраста детей,  выясняется, что у них не воспитаны ценные общественные мотивы поведения.

Пример из жизни. Солидный хореографический коллектив, имеющий звание «Образцовый» и имеющий немыслимое количество наград российских и международных конкурсов, столкнулся с проблемой. В первый год обучения количество детей превышает допустимую норму. К третьему году обучения остается четверть детей. А еще через год в коллективе только солисты. Награды остались: и на международном уровне и на российском – всегда на первых позициях, но массовых номеров нет. Выяснилось, что завышенные требования педагога к профессиональному уровню исполнения композиций детьми, амбиции и грубость оказались непосильны детской психике. Дети уходили в другой коллектив.

Психологические травмы, нанесенные детской душе опасны тем, что они уходят глубоко в подсознание, иногда живут долго и всплывают во взрослой жизни. Опытный педагог, как мудрый человек должен чувствовать что, и от кого можно требовать. В любом творческом коллективе педагог должен правильно ориентировать детей на результативность, мотивировать ребенка на самосовершенствование, учитывая физические возможности каждого. Педагог должен быть немного артистом, потому что все, что сделано и сказано эмоционально и с юмором, запоминается надолго. Добрые эмоции запомнятся, но и негативные тоже, потому надо чувствовать ответственность перед будущим наших воспитанников. Часто на юбилеи коллективов приходят выпускники прошлых лет, которые не стали профессиональными танцорами, но с благодарностью вспоминают своих наставников, свое счастливое детство. Счастливый педагог – это счастливый человек, прежде всего.

Актер Александр Михайлов как-то сказал про своих студентов: «Я не знаю, будут ли они хорошими артистами, но хорошими людьми – будут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение социального статуса и творческого потенциала воспитанников через создание ситуаций успеха

Сообщение из личного опыта на зональном методическом объединении в городе Славянске - на - Кубани...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Доклад на педсовете "Развитие интеллектуальных возможностей и творческого потенциала воспитанников с целью их успешной социализации в самостоятельной жизни"

Конечно, не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого во многих случаях не изменят лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определённым творческим потенциалом развития обл...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....

Роль танцевального искусства в воспитании творческой ,всесторонне развитой личности

Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из основных задач педагога. Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. Оно с каждым го...