Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха
план-конспект

Статья посвящена опсианию эмоционльного развития детей с НС. Приводятся краткие конспекты занятий  для развития эмоционльной сферы детей с НС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionlnoe_razvitie_detey_s_ns.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха»

Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха (НС) также происходит в особых условиях. На развитие эмоциональной сферы детей с НС влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения у ребенка с НС частично изолирует от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Слабослышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний ребенка с НС, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие таких детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности - с эмоциональным фоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (Е.Ливайн, К.Мидоу, Н. Г. Морозова, В. Ф. Матвеев, В. Петшак и другие).

В обычных условиях детям с НС мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.

Результаты исследования позволили сделать вывод, что обедненность эмоциональных проявлений у детей с НС в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать детей на эмоциональное общение. В отличие от слышащих глухие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком, поэтому дети с НС родителей с такими же проблемами, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближались к слышащим детям, хотя статистические различия между ними все же сохранялись. Дети с НС родителей с нарушенным слухом, воспитывающиеся дома, обнаруживали существенно большее число положительных эмоциональных проявлений, чем дети с НС слышащих родителей, находящиеся дома или в специальном саду интернатного типа. На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи (пребывание в детских учреждениях интернатного типа). Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

Таким образом, и у детей с НС отмечается недостаточное развитие эмоциональной сферы. Эмоции и тех, и других недифференцированы, полярны; такие учащиеся плохо воспринимают и различают эмоциональные состояния других людей и не умеют анализировать их причины. С другой стороны, у детей с НС неполноценными оказываются регулирующие процессы, что не позволяет им контролировать свои эмоции. Можно выделить два фактора, влияющие на атипичное развитие эмоций: первичный дефект (нарушение слуха или мозговой деятельности) и неблагополучное социальное окружение, педагогическая запущенность. Тем не менее, эмоции детей с таким недостатками поддаются коррекции и со временем, при применении адекватных воспитательных средств, у них можно развить высшие эмоции и чувства, научить их распознавать различные эмоциональные состояния, контролировать и изменять их.

Занятие 1. «Радость».

Цель: развитие умения выражать эмоцию радости; создание положительного эмоционального фона.

Приветствие: Поздороваться. – Какое настроение?

I. Упражнение «Работа с мимикой».

Повтори и изобрази при помощи мимики:

- я улыбаюсь;

- мои глаза слегка прищурены;

- я смеюсь;

- я хохочу;

- я пою.

II. Игра «Разыщи радость».

Цель: создание оптимального эмоционального тонуса, развитие любознательности.

        Психолог просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость: качества, которые нравятся в людях; дела, которые удается делать хорошо; вещи, которые люблю; любимые книги, фильмы, мультфильмы; любимые места; приятные сны; наши мечты.

III. Беседа по картинкам.

        Предлагаются картинки. Задания: Найди и покажи детей, которые радуются? Изобрази настроение детей мимикой и жестами.

IV. Рисование «То, что меня радует».

V. Подведение итогов: Что узнали на занятиях? Что понравилось?

Занятие 2. «Подари радость».

Цель: Развитие умения выражать эмоцию радости при помощи жестов, создание в группе эмоционально положительного фона.

Приветствие.

I. Упражнение «Работа с жестами».

        Как вы думаете, какие жесты обозначают радость? Покажите их, не используя мимику.

II. Упражнение «Подарок».

        Чтобы обрадовать человека, нужно сделать ему подарок. Давайте подарим друг другу подарки, используя жесты. Подарки могут быть любыми. Начну я, а вы должны угадать, что я вам дарю.

III. Игра «Узнай по голосу».

Цель: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

        Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

IV. Этюд «Радость».

Цель: использование выразительных движений в воспитании высших эмоций и чувств.

        Выделяя звонкие слова, психолог читает стихотворение М. Карема «Радость». При этом дети изображают персонажей стихотворения.

Радость пробежала по дорожке,

Радость распахнула все окошки,

Радуется клен, что он силен,

Радугу на ветках держит он.

Рады зайцы, что спугнули волка.

Новым шишка радуется елка.

Разбудите, дети, всех людей!

Радость запрягает лошадей.

Надевайте лучшие одежки –

Радость распахнула все окошки!

V. Подведение итогов.

Занятие 3. «Погремушки».

Цель: развитие умения замечать по мимике и жестам эмоцию радости, создание положительного эмоционального фона.

Приветствие.

I. Повторение мимики и жестов радости.

II. Игра «Тень».

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

        Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «путник», другой – его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения первого.

III. Этюд «Погремушка».

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Психолог читает стихотворение А. Ахундовой.

Веселее всех игрушка - расписная погремушка.

Дайте плаксе погремушка,

Станет плакса хохотушкой.

IV. Упражнение «Развесели погремушку» (неваляшку).

Цель: развитие мелкой моторики.

        Дается контурное изображение неваляшке на листе бумаге. Задание: развесели погремушку, раскрасив ее.

V. Упражнение «Связующая нить».

Цель: формирование чувства близости.

        Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями того, кто держит клубок, о том, что ребенок чувствует, чего хочет для себя и желает остальным. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен  - можно увидеть у детей трудности общения. Когда клубок оказывается у ведущего, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они одно целое, что каждый значим.

VI. Подведение итогов.

Занятие 4. «Живой цветок».

Цель: узнавать эмоцию и понимать, чем она вызвана; создание положительного эмоционального фона.

Приветствие.         

I. Игра «На что похоже настроение».

Цель: эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие наблюдательности, симпатии.

        Участники по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду  похоже их настроение. Ведущий начинает: «Мое настроение похоже на пушистое белое облако в голубом небе. А твое?». Затем ведущий обобщает, какое настроение сегодня у всей группы.

II. Беседа по картинкам.

        Предлагается дл обсуждения «Веселый рисунок». Вопросы: Какое настроение у детей? Что рассмешило детей? А что может обрадовать вас?

III. Рисование на тему «Цветок».

        Предлагается картинка с изображением рисующей девочки и читается стихотворение А. Рождественской.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

        О ком эти стихи? Какое настроение они вызывают у тебя? Нарисуй бабочку.

IV. Упражнение «Цветок».

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

        Психолог предлагает подарить цветок (вымышленный) одному из детей. Затем он предлагает этому участнику подарить цветок с соответствующим речевым оформлением кому-нибудь другому. Правило: «постарайтесь, чтобы каждый побыл в роли дарящего и принимающего. Не забывайте говорить слова благодарности».

V. Подведение итогов.

Занятие 5. «Подари подарок».

Цель: научить понимать, чем вызвана эмоция радости; рахзвитие уверенности в себе.

Приветствие.         

I. Игра «Комплименты».

Цель: создание положительно эмоционального фона, сплочение группы.

        Для игры используется мяч. Психолог кидает мяч одному из детей со словами: «Здравствуй!». При этом он добавляет имя ребенка и комплимент.

II. Беседа по картинкам.

а) развесели Марину. Подумай, какой выражение лица у мальчика, который дарит конфету, и у девочки Марины. Дорисуйте детям лица.

 б) «Подарок для Шарика».

        Каждому ребенку предлагаются картинки, составленные из точек. Нудно соединить эти точки и узнать, чем можно обрадовать Шарика.

III. Игра «Настроение и подходка».

Цель: снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности.

        Ведущий показывает движение и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь – как большие тяжелые капли»;

«Полетаем, как воробей, а теперь – как орел»;

«Походим, как старая бабушка, а теперь, как веселый клоун»;

«Подкрадемся осторожно, как кошка к птичке».

IV. Подведение итогов.

Занятие 6. «Печаль».

Цель: развитие умения выражать эмоцию печали с помощью мимики; научить понимать, как и чем вызвана эта эмоция.

Приветствие.         

I. Работа с мимикой.

        Психолог дает инструкцию: «Посмотрите на картинки. Какое выражение лица у детей? Повторите при помощи мимики. Мне грустно. Глаза слегка сужены. Уголки глаз опущены. Я плачу».

II. Беседа по картинкам.

        Предлагаются картинки грустных и плачущих детей.

- Какое настроение у детей? (плохое, грустное).

- Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, почему дети плачут.

А. Барто.

Наша Таня громко плачет –

Уронила в речку мячик.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

«Зайка» Е. Благинина.

- Поиграй-ка зайка,

Поиграй со мной.

- Не могу, хозяйка,

Не могу, больной.

Ой-ой-ой, бедный.

- Почему Таня плачет?

- Почему зайки грустные?

- Что может испортить вам настроение, почему вы плачете или бываете грустными?

- Что может вас развеселить?

III. Упражнение «Обрадуй котенка (детей и т.д.)».

        Предлагаются картинки «Лабиринт».

- Почему котенок грустит? Обрадуй его. Выбери нужную дорожку и помоги вернуть к Маше.

IV. Игра «Жучок».

Цель: раскрытие групповых отношений.

        Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки. Ребенок водит  до тех пор, пока не угадает правильно. Нового водящего выбирают считалкой.

V. Подведение итогов.

Занятие 7. «Посади клумбу».

Цель: научить воспроизводить эмоцию печали, выявить причины возникновения печали и помогать другим устранять печальное настроение.

Приветствие.         

I. Работа с мимикой и жестами.

        Повторение прошлого занятия. Каждый ребенок изображает печаль. Вопрос: «как вы думаете, какими жестами можно изобразить печаль? Покажите».

II. Беседа по стихотворению (этюд «Клумба»).

Дети клумбу поливали,

Дети слезы проливали, -

Не растут никак цветы.

Может,  им поможешь ты?

        Предлагается нарисованная клумба с растениями. Дети должны дорисовать цветы.

III. Игра «Угадай по голосу».

Цель: создание положительного эмоционального фона, игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу.

        Дети встают в шеренгу, выбирается ведущий. Он должен постараться детей по голосу. Голоса должны звучать с эмоциями радости или печали. Ведущий узнает и человека, и эмоцию.

IV. Подведение итогов.

Занятие 8. «Веселые опята».

Цель: развитие жестикуляции и мимики; научить детей замечать эмоциональное состояние, анализировать и понимать, чем оно вызвано.

Приветствие.         

I. Этюд «Старый гриб».

        Психолог предлагает детям отправиться в царство грибов: Представим, что мы прибежали на поляну и увидели под маленькой елочкой старый гриб. Он вот-вот упадет, его слабая ножка не выдерживает тяжести большой шляпы. Старый гриб рассказывает, что когда-то он был молодым и сильным, а теперь состарился и ему очень грустно и печально. Давайте изобразим старый гриб печальным».

II. Этюд «Веселые опята».

        Давайте придумаем, как можно развеселить старый гриб (сделать подарок, пошутить, станцевать). Изобразим это мимикой и жестами.

III. Рисование на тему «Грустный и веселый гриб».

        Предлагаются карточки с силуэтом гриба. Дети должны нарисовать гриб с печальным и веселым лицом.

IV. Игра «Угадай, кто это».

Цель: овладение неречевыми средствами общения.

        Выбирается ведущий. Психолог дает ему задание показать различных животных: грустный зайчик, веселый котенок, злой медведь и т.д. Деи должны угадать животное и его настроение.

V. Подведение итогов.

Занятие 9. Встреча с другом.

Цель: развитие умения воспроизводить эмоцию печали, радости; понимать, чем они вызваны и правильно реагировать на них.

Приветствие.

        

I. Игра «Комплимент».

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают, ценят.

        Дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Упражнение продолжается по кругу.         После окончания игры обсуждается, что чувствовали участники, понравилось ли им дарить и получать комплименты.

II. Этюд «Встреча с другом».

Цель: передача с помощью выразительных движений внутреннего состояния героев.

        «У мальчика был друг. Летом они расстались, и мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями в другой город. Скучно, грустно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по городу и в друг видит, как на остановке из автобуса выходит его друг. Как же они обрадовались друг другу!». Покажите мимикой и жестами, как обрадовались друг другу друзья. (Упражнение выполняется в парах).

III. Рисование на тему «Платочек подруги».

        Даются шаблоны платочков: «Разукрасьте платочки, когда девочка была грустной и когда стала веселой».

IV.  Игра «Жучок» (занятие 6).

V. Подведение итогов.

Занятие 10. «Когда ты печальный?»

Цель: научить ребенка замечать эмоции радости и печали, понимать их причины и правильно реагировать на них.

Приветствие.         

I. Игра «на что похоже настроение» (занятие 4).

II. Беседа по картинкам.

Психолог: «Настроение можно не только улучшить, но и испортить. Давайте подумаем, как? Рассмотрим различные ситуации». Показывают рисунок «Чудесный день». Вопросы: Понравился ли прошедший день Коле? Почему? А вам понравился бы такой день?

Показывается рисунок «Что может огорчить». Что огорчает детей?

III. Рисование на тему «Когда ты чувствуешь себя огорченным?»

        Детям предлагается нарисовать ситуации, когда они чувствуют себя огорченными.

IV. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плакат "Мониторинг по оценке слухоречевого развития детей с нарушенным слухом"

Совместно с коллегами разрабатываем стендовые доклады....

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

МОДУЛИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Мероприятия, направленные на формирование социального развития детей, имеющих нарушения слуха....

Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха".

Характеристика особенностей  слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих дете...

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье представлен анализ на предмет того, что социальная ситуация, в которой пребывает ребенок с нарушениями слуха, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных составляющи...

Музыкально-литературная гостиная как одна из форм развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования

В статье раскрывается значение и содержание художественно-эстетического развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования в форме музыкально-литературной гостиной....