Методические рекомендации по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов для младших подростков с трудностями в обучении.
методическая разработка

Стражева Анастасия Вячеславовна

Методические рекомендации по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов для младших подростков с трудностями в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_strazheva_a.v.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов для младших подростков с трудностями в обучении.


        Из-за возрастающей тенденции к индивидуализации образовательного процесса  появляется необходимость в диагностике трудностей в обучении, возникающих у школьников, для построения индивидуального образовательного маршрута. Особенно это касается младших подростков, так как этот период является очень стрессовым и сложным как для организма учащихся, так и для ментального здоровья. Необходимо быстро принимать меры по ликвидации или ослаблению влияния трудностей обучения в этот возрастной период. Сложность заключается в особенности этого возрастного периода, авторитет взрослых не является весомым и из-за этого сложно выяснить причины оперативно. Но преодолевать трудности необходимо оперативно. Для решения этой проблемы мы предлагаем вам схему-конструктор, благодаря которой можно не только оперативно найти решения проблем с трудностями в обучении, но и устранить первоначальные причины, выводя процесс образования на абсолютно другой уровень.  

        Так как младшие подростки ввиду возраста идут на контакт не активно предлагаем отталкиваться от проблем, возникающих в процессе обучения. Эти проблемы можно поделить на следующие группы: проблемы социализации, проблемы обще-учебного характера и проблемы индивидуального характера. Раскрывая данные группы, педагогу нужно понимать, что данные характеристики являются условно обобщенными, следовательно необходимо выявить истинные причины на базе предложенных. 

        Проблемы социализации. Проблемы социализации также имеют разный характер. Раскрывая эту проблему, необходимо учитывать возможную причину отделения себя от общества, она может быть вынужденная или осознанная. Осознанное отделение себя от общества — не всегда плохой знак, если это временное отстранение для более продуктивных занятий впоследствии, удовлетворяющих интерес ребенка, — это хорошо. Но если осознанное переходит в вынужденное — это уже является проблемой. Длительное осознанное отделение тоже становится проблемным вопросом, так как в этот период очень важно общение со сверстниками, оно составляет базу опыта общения с людьми в будущем. Решение данной проблемы — возобновить контакт закрывшегося ученика с другими учащимися, путем внедрения в урочную деятельность групповые задания. Акцентировать внимание на увлечениях данного учащегося, чтобы спровоцировать у одноклассников интерес. Внедрение необходимо осуществлять плавно и незаметно. Причины вынужденной асоциализации могут быть связаны не только с трудностями обучающегося, но и с окружающими. В данном возрастном периоде дети как правило вступают в конкуренцию за какое-то определенное “место” в обществе. И в ходе открытой конкуренции возникают разногласия, кто-то из них оказывается вытесненным. В данной ситуации стоит внимательно вникнуть в причины, но для оказания помощи первого этапа, необходимо расширить круг знакомств, обучающегося с трудностями. Найти интерес в процессе обучения, получить общую мотивацию обучения. При соблюдении данных рекомендаций и выстраивания ИОМ по принципу работ в группах, можно решить проблемы изоляции отдельных учащихся, так как для получения удовлетворительной оценки необходимо взаимодействовать с окружающими. Также можно использовать метод социальных исследований, который позволит, ребенку работать отдельно от группы, но для проведения исследования ему необходимо будет взаимодействовать с одноклассниками, взрослыми и так далее.
        Следующая группа проблем связана с проблемами обще учебного характера. Такие дети как правило слабо мотивированы, но встречаются и те дети, у которых уровень мотивации в пределах нормы, но существуют дополнительные причины их неуспеваемости, например неумение концентрироваться в нужный момент или не развиты первичные навыки необходимы при работе с заданиями в средней школе.  При организации индивидуального образовательного маршрута для детей не успевающих, но мотивированных следует разработать более подробную образовательную программу с акцентами на мелочи и с большим количество наглядных примеров. Для запоминания большого объема информации, следует ознакомить таких учащихся с методами запоминания, например запоминания путем проведения ассоциаций. в таком случае ребенок не будет отставать и будет получать удовольствие от процесса обучения.
        С детьми этой категории, которые слабо мотивированы, работа осуществляется за счет появлении мотивации. Дети, обладающие средним или высоким уровнем умственных способностей, но с отсутствующей мотивацией часто пренебрегают образовательным процессом. Для повышения общего уровня мотивации разработку индивидуального образовательного маршрута, следует реализовывать основываясь на особенностях и интересах самого учащегося. Акцентировать внимание на взаимосвязи объектов его интереса и общеобразовательных предметов. Выстраивать логику занятия учитывая его периоды утомляемости и возбудимости. Наполнить образовательный процесс наглядными примерами и провоцировать его на активную работу. Таким образом, в будущем появляется заинтересованность конкретными школьными предметами и общая мотивация на основе межпредметных связей.
        Если же ученик обладает не умственными способностями ниже среднего, в таком случае для реализации ИОБ следует учитывать не только фактор повышения общего уровня мотивации, но и поднятие знаний на средний уровень. В данном случае необходима кропотливая работа с особенностями самого учащегося и с методами преподавания. Также как и в первом случае в этой категории следует уделить внимание к мелочам и преобразовать преподнесение информации под конкретного учащегося. Для получения учащимся полного представления об изучаемых им процессов. Так и как во втором случае следует установить межпредметные связи между интересами учащегося и образовательным процессом. При комбинации данных методов в образовательном маршруте ребенок должен осознать полезность знаний, так как они связаны между собой и с его интересами, получая мотивацию для изучения в дальнейшем. И понимать базис образовательный программы, который необходим для успешного завершения периода обучения. 

        Для группы детей, имеющих трудности индивидуального характера, при выстраивании индивидуального образовательного маршрута необходимо опираться на специфические особенности каждого ребенка. Здесь важно обращать внимание на природу проявления индивидуального характера и работать непосредственно устраняя и корректируя негативные черты, а также акцентировать внимание на положительных чертах. Как правило у этой группы детей трудности в обучении возникают из-за недопониманий. Слишком бурная или слишком вялая реакция, все это может провоцировать появления проблем, раскрывающих данную группу в другой. Выявить данную группу детей крайне сложно из-за того, что часто мы не видим полной характеристики характера  до начала работы над ИОМ.

        Данная схема действий способствует оперативному выявлению групп трудностей и в последствии следуя методическим рекомендациям решить ее. Так как данный период, описанный в этой работе является наиболее важным для становления личности ребенка. Все что могло быть упущено в этот период скажется на дальнейшей жизни. Поэтому необходимо оперативно исправлять проблемы, возникающие в этот период.



Рисунок 1. Первичное моделирование индивидуальных образовательных маршрутов

Примеры экспресс-схем могут быть абсолютно разными и соответствовать различным категориям. В данной работе представленная экспресс-схема (Рисунок 1) отражает основные причинные группы трудностей учащихся младшего школьного возраста. В схеме отображены тезисные особенности построения маршрута, более подробно типы проблем или же трудности описаны в методических рекомендациях.

        Индивидуальный образовательный маршрут содействует удовлетворению  природного интереса ученика  в познании нового и  ранее  неизведанного, доставляет радость от постижения тех видов (игровых,  творческих, чувственных),  в которых оно существует  в процессе обучения, а также содействует образованию  «ощущения потока» (М. Ксикзентмихали) в ходе исполнения тех или иных операций,  мероприятий, поручений. [23] Делая выводы,   можно  отметить:  формирование  и  осознание    потребностей,  а  вслед  за  этим  самоопределение  учащегося начинают формироваться уже на данном этапе, так как он является переходным учащиеся получают возможность ознакомиться с новыми для них предметами, что может повлиять на их дальнейшую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ...

Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в обучении иностранным языкам при инклюзивном образовании

Цель разработки ИОМ: Преодоление противоречия между коллективными формами и индивидуальным способом освоения иностранного языка путем проектирования учебной и внеучебной индивидуальной образовательн...

Методические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ

В данной работе Вы можете увидть мониторинг учащихся при подготовке к ОГЭ, индивидуальный маршрут по подготовке к ОГЭ с неуспевающими детьми....

Методические рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута

Методическте рекомендации содержат методику разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Проектирование индивидуального образовательного маршрута саморазвития педагога"

Материал предназначен для педагогов при подготовке к составлению индивидуального образовательного машрута.Цель: организация повышения квалификации педагогов посредством создания условий для сознательн...

Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ

Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школь...