Методическая разработка "Творчество. Методы решения творческих задач"
методическая разработка

Куприна Екатерина Николаевна

Человечество не стоит на месте, и последние десятки лет подтверждают это – число достижений и открытий неуклонно растет. А все благодаря тому, что некоторые люди находят уникальные алгоритмы для упрощения стандартных, рутинных процессов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Творчество. Методы решения творческих задач»

Цель: знакомство с понятием «Творчество», его разновидностями, особенностями, расширение кругозора воспитанников о понимании творчества.

Задачи:

- сформировать понятие «творчество»;

- показать виды творческой деятельности;

- обучить поиску возможных вариантов решения творческих задач.

- раскрыть творческие способность школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы;

- способствовать развитию творческого потенциала обучающихся.

- воспитывать аккуратность и последовательность в работе;

- воспитывать духовно богатого и эстетически развитого человека.

Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность.

 Р. Нусбаум

Вся история человечества – это история изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития науки, техники, технологии появились задачи, которые трудно стало решать с помощью только методов проб и ошибок или путем простого подражания природе. Новые задачи требовали более глубокого их осмысления и творческого решения. Так появилось понятие «творчество».

Первичное определение творчества: «Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью». Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности (Большой Энциклопедический словарь).

Творчество может быть выражено через: поэзия, хореография, театр, кино, музыка, рукоделие, живопись и др.

 Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило выделить три основных вида.

Научное творчество, имеющее непосредственное отношение к научно-исследовательской работе, это создание новых глобальных идей, ведущих к научным революциям и формированию новых парадигм: вообще создание нового научного знания. При этом под новым научным знанием понимается научное знание, ранее не входящее в общепринятый научный контекст и не получившее признания научного сообщества.

Художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.

Техническое творчество - это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах, формирование рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества.

Мотивация творчества – стремление к самоактуализации. Безусловно, права Е.Л. Яковлева: «Принято считать, что творчество проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного – например, решение задачи), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Мы же считаем, что творчество – это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта. В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов. Во-первых, индивидуальность указывает на факт существования индивида; индивидуальность – это некоторая живая целостность. Именно так она понимается в биологических науках. Во-вторых, понятие индивидуальности указывает на то, что один индивид не похож на другой; эти различия между индивидами изучаются в психологии как индивидуальные. В-третьих, понятие индивидуальности указывает на то, что каждый человек уникален и неповторим. Таким образом, индивидуальность уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом.

Процесс творчества включает в себя: Воображение (позволяет опередить практику и предвидеть возможные изменения); Фантазия (построение образа или наглядной модели); Интуиция (знания, условия получения которых не создаются).

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть?

Грэм Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса:

- подготовка;

- инкубация;

- озарение;

- проверка.

Первый пункт – это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт – это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Один из эффективных методов решения творческих задач – мозговой штурм.

Суть метода заключается в следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме получится идей меньше. Чем если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой задаче.

Цель метода – стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.

Мозговой штурм-разделение по времени генерирование идей и их критическая оценка. В каждом этапе участвуют разные люди.

Задача «штурмуется» в течение 20-40 минут. Группа «экспертов» – по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с аналитическим, критическим складом ума. Условия задачи перед ее штурмом формулируется только в самых общих чертах. При генерации идей запрещена всякая критика. В ходе штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Необходимо, чтобы идея выдвинутая участником штурма, подхватывалась и развивалась другими.

Еще одним способом решения творческих задач является метод ТРИЗ. 

ТРИЗ – это набор методов для решения задач и совершенствования систем. С его помощью можно повысить эффективность и улучшить способности при решении сложных задач, используя при этом креативный подход, развивая фантазию и гибкое мышление. Применяется тогда, когда на пути человека возникают изобретательские задачи. Это могут быть те проблемы, которые не решаются очевидными или привычными способами. То есть нужно изобрести что-то, что поможет выиграть без каких-либо потерь.

Данный метод помогает установить и устранить противоречия. Для этого задачу следует сформулировать так, чтобы все неэффективные пути решения отсеялись. По итогу она должна соответствовать одному из трех нижеперечисленных принципов:

  1. Оставить все, как было.
  2. Убрать ненужное, вредное свойство.
  3. Добавить новое, полезное свойство.

Именно после этого шага обычная задача становится изобретательской. Подобное устранение противоречий называют еще идеальным конечным результатом.

Человека, который обладает творческими способностями называют творческим или на современном языке креативным.

Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным.

Дивергентное (творческое мышление) – противоположность конвергентного

(традиционного, нетворческого) мышления.

Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путем интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным.

В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, чего не замечают другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа (реферат) по курсу "Менеджмент в образовании": "Использование методов решения творческих организационно-экономических задач"

Творчество сопровождает любую деятельность, в процессе которой работник действует нетрадиционным образом. Такие действия сопровождаются абсолютной новизной процесса или результата деятельности. Обучен...

Методическая разработка по математике на тему "Методы решения логических задач"

Методы решений и примеры решений нестандартных и логических задач...

Методическая разработка занятия «Решение логических задач. Задачи на разминку» по внеурочной деятельности курса «Информационные технологии» 1 класс.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Занятие рассчитано на учащихся 1 класса и длительностью 35 минут. Это первое занятие в серии занятий «Решение логических задач» к методическому пособию «Логические за...

База вопросов для игровых занятий «Самый умный» внеурочной деятельности учащихся по курсу «Методы решения творческих задач»

35 вопросов из разных областей знаний предназначен для учащихся, обладающих широким кругозором, смекалкой и определённой базой знаний для игр "самый умный"....

Эвристические методы решения творческих задач

Вы в своей жизни, вероятно, встречали человека, который прежде всего поражал вас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи, которые свойственны высоко...

Методы решения творческих задач

В презентации представлены методы решения творческих задач по технологии...