Тема самообразования «Совершенствование методики и технологии преподавания биологии в современных условиях»
учебно-методический материал

Курносенкова Светлана Алексеевна

Тема самообразования «Совершенствование методики и технологии преподавания биологии в современных условиях» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования «Совершенствование методики и технологии преподавания биологии в современных условиях»

В условиях реализации ФГОС изменяются не только цели и задачи стоящие перед школой и учителями, но и применяемые педагогические технологии. Что же такое педагогическая технология?

Определений много:

  1. педагогическая технология - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации;
  2. педагогическая технология - это способы воздействия  педагога на  обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств; 

 Педагогические технологии отвечают на вопрос: как учить результативно?

  Традиционные технологии имели дело обычно с развитием интеллекта, игнорируя, недооценивая эмоциональное и физическое развитие личности, вопросы самодисциплины и отношений с окружающим миром.

   Результатом обучения было усвоение знаний, умений и навыков, теперь же формирование “компетентностей». Базовыми становятся технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся, т.е. соответствующие системно-деятельностному   методу обучения.

Для развития личности ученика и его дальнейшей социализации в обществе на уроках биологии применяю следующие педагогические технологии:

1. Технология критического мышления

2. Проектная деятельность или  технология проектов

3. Здоровьесберегающая технология

4. Тренинговые технологии

 5.Технология уровневой дифференциации

1.Технология критического мышления

Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у обучающегося знаниями, выработка умения решений что применимо в конкретной ситуации, а что нет. Критическое мышление – начало логического мышления и творчества.

Технология применима на всех этапах уроков биологии в старших классах.

1. Актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного и практического блока – стадия вызова; приемы работы могут быть следующими: опрос по цепочке, биологический или графический диктант, тестирование, фронтальный опрос, работа с индивидуальными картами, верные или неверные утверждения, рассказ - предположение и т.д.

2. Стадия осмысления практического и теоретического материала – ориентирована на первичное закрепление материала и проводится в виде фронтальной, групповой или индивидуальной работы. Приемы работы различны: работа с тексом, найди и исправь ошибки, докажи практичность теории, сопоставление, сравнение и обобщение теории, информационная карта, заполни таблицу, составь конспект с опорными схемами и т.д.

3. Стадия рефлексии- основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозговой штурм, составления эссе, реализации индивидуальных мини проектов, работа с таблицами и схемами, установление и построение причинно- следственных связей и логических цепочек и др.

2 .Проектная деятельность или технология проектов

Учебное проектирование – это процесс работы над учебным продуктом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного продукта работы

 Главная идея проектного обучения (главная задача) состоит в следующем: научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.

Цель проектного обучения— создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  •  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;
  • развивают аналитическое мышление.

По количеству участников  можно выделить проекты:

-индивидуальные, т.е. когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект;

-групповые (командные), т.е. когда класс делится на группы (команды) по подготовке проекта.

Командный способ имеет следующие правила и принципы:

  • В команде нет лидеров; все члены команды равны;
  • Команды не соревнуются;
  • Между всеми членами команды  доброжелательные отношения, они должны получать удовольствие от общения друг с другом при выполнении проектного задания;
  • Каждый член команды  уверен в себе;
  • Все члены команды должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • среднейпродолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке (двух-трех) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов.

Темы проектов подбираются согласно темам учебных занятий в течение учебного года. Все продукты проектной деятельности презентуются и рассматриваются на уроках.

Примеры проектов в 5 классе на уроках биологии:

Тема: Клетка – миниатюрная мастерская. Продукты проектов– рисунки, доклады, буклеты, кроссворды, книжки – раскладушки, альбомы, сочинения.

Тема: Многообразие растений, их охрана. Продукты проектов– рисунки, презентации, альбомы, кроссворды, сочинения, творческие работы.

Рисунки и творческие работы представляются на различные конкурсы, которые проводятся как на школьном, муниципальном, так и областном уровне.

3.Здоровьесберегающая технология

По словам профессора Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающая технология» - системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учителя и подрастающего поколения.

1. технология обеспечения безопасности жизнедеятельности – соблюдение техники безопасности на уроках, во время проведения практических, лабораторных работ и, соответственно, на переменах.

А) организационно - педагогические технологии: построение уроков согласно требованиям методики и технологии проведения учебных занятий;

Б) психолого-педагогические технологии: взаимодействие и взаимоотношение учащихся и педагога во время урока и на переменах, создание микроклимата в рабочей обстановке;

В) учебно-воспитательные технологии: забота о своем здоровье и здоровье учеников, формированию культуры здоровья и здорового образа жизни, культуры поведения;

Г) учебно - оздоровительные технологии: физические минутки, смена видов деятельности, зарядка для глаз, позвоночника, рук и т.д.

Д) экологические здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности педагога и учащихся: проветривание, озеленение класса, оптимизация учебного процесса

4.Тренинговые технологии.

В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. Тренинговые технологии в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. В частности, важна эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Кроме того, в школьном курсе биологии предусмотрено освоение ряда навыков практической предметной деятельности. На уроках биологии бывает необходимо тренинговое занятие по обучению шестиклассников навыку настройки светового микроскопа. На таком занятии учащиеся настраивают микроскоп не с целью изучения микропреператов (они подбираются случайным образом), а с целью доведения навыков настройки до автоматизма, что позволяет существенно экономить время проведения лабораторных работ в дальнейшем.

5.Технология уровневой дифференциации

Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

  • Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.
  • Первый факт, на который необходимо обращать особое внимание, это время, необходимое ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение базисного ядра школьной программы.
  • Разный объем заданий и материала, с различным требованием к их выполнению;
  • Уровень преподавания - в среднем высокий, иначе уровень базовых знаний не будет достигнут, учащиеся способные сделать больше не будут двигаться дальше.

Цель разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта, каждому ученику создавать условия для максимального развития его способностей в процессе освоения содержания образовательной программы.

Основные задачи:

  1. Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся конкретного класса, выделение типологических групп;
  2. Подбор и разработка разноуровневого учебного материала, обеспечивающего развитие учебно-познавательных возможностей каждого обучающегося;
  3. Определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям;
  4. Создание условий в процессе обучения для развития личности учащегося.

Задача №1. Выделение типологических групп.

Решение данных задач необходимо начинать с определения уровня обученности школьников. Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Это можно определить с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы биологических знаний и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. При этом возникает необходимость определения уровня знаний у разных групп учащихся в пределах одного класса. Т.е это означает, что учащиеся с разным уровнем усвоения знаний по – разному и воспроизводят их.

Важнейшим фактором оценки успехов учащихся становится не то, что усвоил ученик (это стандарт, обязательный для всех), а как он усвоил содержание изучаемого материала: на уровне воспроизведения фактов, на уровне их реконструирования или на вариативном уровне (на уровне мыслительных операций).

Задача №2. Подбор и разработка разноуровневого дидактического материала.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает решение предметно-дидактических задач, то есть разработку учебного материала, его гибкое структурирование, обеспечивающее учебно-познавательные возможности обучающихся.

Используя элементы разноуровневого обучения на различных этапах урока, необходимо добиваться более прочного усвоения учебного материала учащимися.

Задача №3. Определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям

Универсальные Учебные действия оцениваются согласно субъектного опыта каждого ученика. Если ученик в своем развитии поднимается на ступень выше в дифференциации заданий, то можно говорить о положительной динамике обучения.

В рамках деятельностного подхода учащиеся овладевают универсальными действиями, которые он приобретает на уроках биологии.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный; 4) коммуникативный.

В соответствии с критериями УУД – формы работы на уроках биологии подразумевают: индивидуальную, групповую работы, работы в парах, выполнение практических, лабораторных работ с приемами новизны, динамичности и экспериментов, с последующим самоконтролем своей деятельности.

  • Познавательные УУД (учебно-логические) подразумевают следующие формы работы: Классифицировать объекты и предметы в соответствии с выбранными признаками;
  • Сравнивать признаки, явления, объекты по главным и второстепенным признакам;
  • Систематизировать и структурировать информацию;
  • Владеть навыками анализа и синтеза;
  • Формулировать проблемные вопросы и находить их пути решения;

Работа с текстом- выделить главное, основную цель и смысл текста, выстроить последовательность.

Познавательные УУД (учебно-информационные)

Как сделать учебу интересней?

  • Перевод текста из одного вида в другой (составление таблиц, карт, графиков) и в обратном порядке;
  • Составление конспектов, тезисов, аннотаций;
  • Представление информации в разных формах (устная, письменная, презентацией и т.д.)
  • найди отличия; сравнение;
  • работа с моделями, выполнение логических операций: обобщение, анализ, классификация, установление признаков по аналогии, соотнесение признаков, явлений с объектом и предметом;
  • поиск лишнего, “логические цепочки”;
  • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
  • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета);
  • Составление схем, логических цепочек, опорных схем при решении задач.

Данные технологии, применяемые на уроках биологии предоставляют шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к ее усвоению..

В своей работе я стараюсь применять разные технологии обучения, как личностно-ориентированные, так и традиционные, сочетаю их между собой для достижения наиболее высоких результатов в развитии, обучении и воспитании. Сочетание и интеграция различных технологий в учебном процессе повышает качество образования. В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Применение разных технологий на уроках  биологии не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

– повышает мотивацию учащихся к учению;

– активизирует познавательную деятельность;

– развивает мышление и творческие способности;

– формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

           В преподавании  биологии  можно выделить следующие направления использования новых информационных технологий:

– демонстрация учебных материалов;

– использование ИКТ во внеурочной деятельности;

– интернет ресурсы;

– обобщение и систематизация знаний обучающихся с помощью ИКТ;

– самостоятельная работа обучающихся по созданию проектов-презентаций; проверка знаний обучаемых с использованием ИКТ.

Активная деятельность приводит его к значительному повышению мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение биологии с использованием ИКТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения учащимися содержания учебного предмета и их развития.

         Уроки с использованием современных педагогических технологий  становятся привычными для учащихся. А для преподавателей они становятся нормой работы. 

        Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

 Выводы: 

1. Я считаю, что нужно применять разные педагогические технологии  на уроках  биологии. Тем самым   учащихся и учим, и развиваем, и воспитываем.

2. Уроки с использованием  разных технологий  интереснее, ярче. Впечатления, полученные детьми на таких уроках, остаются надолго.

3.. ИКТ стало большим помощником мне на уроках. Я не всегда использую ИКТ, но те уроки), которые проводятся с ИКТ, запоминаются ребятам. На уроках биологии  ИКТ помогает мне не только объяснять новый материал, но и закреплять, обобщать, контролировать.

4. Использовать ИКТ можно на всех этапах урока, но,  не нарушая норм, прописанных в санитарно - гигиенических требований.                                            

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование содержания и методов преподавания биологии на современном этапе.

Обоснование выбора, программы, методов и технологий.Я работаю  в  МОУ СОШ № 25 с 1995 года. В нашей школе созданы все условия для реализации  любых идей педагога и учащихся. Кабинет био...

« Методики и технологии преподавания мировой художественной культуры в современной общеобразовательной школе»

В данной статье дана краткая хараетеристика интерактивной и рейтинговой технологий, используемых на  уроках мировой художественной культуры....

Доклад по теме самообразования « Игровая методика с использованием инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру.Игра - один из важнейших видов деятельности человека, необход...

Преподавание информатики в современных условиях

В статье приведены результаты мониторинга учащихся,  рассмотрены интерактивные он-лайн ресурсы, которые  оживляют учебный процесс и способствуют развитию навыков самостоятельной работы...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство повышения качества образования в рамках ФГОС»

Повышение качества обучения и уровня коммуникативных компетенций  учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путем использования инфрмационно - коммуникационных технолог...

Актуальные формы и методы преподавания истории в современных условиях.

.  В  статье дан анализ актуальных методов преподавания истории, позволяющих эффективно решать образовательные задачи в условиях информационной перегруженности, высоких учебных нагрузок, цел...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СПО

Физическая культура в наше время выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния человека, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Сегодня она дол...