Программа гражданско-правового воспитания учащихся: "Я - гражданин"
методическая разработка

Никишова Наталья Викторовна

Программа гражданско-правового воспитания учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-pravovaya_programma.docx48.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

гражданско-правового воспитания учащихся

МБОУ ООШ №46

« Я – ГРАЖДАНИН»

г. Хабаровск

2019г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа гражданско-правового воспитания:

«Я – гражданин»

Разработчик программы

  • учитель истории и обществознания Н.В. Никишова

Исполнители программы

  • администрация школы;
  • классные руководители;
  • педагоги-предметники;
  • библиотекарь;
  • ученическое самоуправление.

Цель программы

  • Создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы

  • создание системы гражданско-правового воспитания учащихся;
  • повышать качество гражданско-правового воспитания учащихся;
  • совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой культуры подростков;
  • формирование у подростков уважительного отношения к праву как социальной ценности, выработка установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
  • повышение роли психолого-педагогической службы в профилактике девиантного поведения
  • оказание помощи семье в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей

Формы реализации программы

  • коллективная
  • групповая
  • индивидуальная

Сроки и этапы реализации программы

      2019 – 2020 годы

Ожидаемые конечные результаты программы

         

  • создать условия для формирования гражданско-правовой

культуры        обучающихся;

  • укрепить взаимодействие школы и семьи в

 гражданско-правовом образовании    

 несовершеннолетних;

  • активизировать  педагогическую  деятельность родителей;
  • повысить  эффективность воспитания детей и подростков.
  • повышение компетентности детей и подростков в области правовых знаний;
  • снижение уровня правонарушений и преступлений;
  • рост социального оптимизма подрастающего

 поколения.

Пояснительная записка

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.

В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.

В общественном сознании отмечается обострением проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

       Современная школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

         В современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей налагается все больше обязанностей и ответственности по отношению к детям. Ведь семья – это основа не только физического, но и духовного, гражданского становления личности. От того, каким духовно и физически формируется в семье подрастающее поколение, зависит, как сложится отчетливая ведущая линия жизни подростка. И долг родителей – донести до детей правовые нормы, воспитать чувство уважения к законам, ответственности за свои поступки. Поэтому такая работа, как объяснение прав и обязанностей членов семьи, изучение статей основных законов Российской Федерации, разъяснение основных понятий: закон, правонарушение, преступление должна  проводиться с родителями. Знания и представления о системе права, полученные ребенком в семье,  должны найти подтверждение в стенах школы, от компетентных педагогов, - только в этом случае можно рассчитывать  на эффективное усвоение им основных норм и правил взаимоотношений в условиях правового государства, а также прав и свобод человека.

         Основанием правового образования родителей и педагогов выступает также необходимость организации их воспитательной деятельности в интересах ребёнка. В прошлом веке был принят ряд международных документов, в которых уделялось серьезное внимание вопросам признания за ребёнком права на особую защиту. Это, прежде всего, принятая в 1959г. – Декларация прав ребёнка, в 1974 – Декларация о  защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1985 – Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Данные документы разрабатывались с целью обеспечения детям счастливого детства. В них содержится призыв, обращенный к родителям, местным властям и национальным правительствам к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии с провозглашенными принципами.    

        Усиление внимания к правовому просвещению родителей и педагогов продиктовано также необходимостью решения ряда проблем в области борьбы с преступностью, религиозным экстремизмом, распространением алкоголизма и наркомании в молодежной среде, учащением случаев самоубийств и преступлений среди несовершеннолетних. Все эти и другие факторы определяют особую значимость развития системы правового страхования населения России, как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка.

          На основании вышеизложенного, целью Программы гражданско-правового образования  обучающихся  является: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.     

Задачи Программы:

- создание системы гражданско-правового воспитания учащихся;

- повышать качество гражданско-правового воспитания учащихся;

- совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой      культуры подростков;

- формирование у подростков уважительного отношения к праву как  социальной ценности, выработка установки на законопослушное поведение и  активное неприятие нарушений правопорядка;

 -повышение роли психолого-педагогической службы в профилактике девиантного поведения

- оказание помощи семье в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей.

Направления реализации Программы:

Воспитание в образовательных учреждениях:

- повышение ответственности классных руководителей за воспитательный процесс;

- профилактика преступности;

- профилактика наркозависимости и табакокурения;

- индивидуализация работы с детьми;

- создание гражданско-правового пространства класса, школы;

- повышение успешности вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь;

- активизация гражданско-правового самосознания учителей, обучающихся, родителей.

Нормативно-правовая база для разработки Программы:

1. Международные документы в области прав человека:

- Всеобщая декларация прав человека (1948);

- Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года.

2. Законы Российской Федерации

        - Уголовный кодекс РФ;

        - Трудовой кодекс РФ;

        - Семейный кодекс РФ;

        - Кодекс РФ об административных правонарушениях;

        - Декларация прав и свобод человек и гражданина;

        - Конституция Российской Федерации;

        - ФЗ № 124  «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

        - ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

        - ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»;

        - ФЗ № 436 «О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию»;

        - ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды»;

3. Нормативные документы Российской Федерации в области образования

        - Закон РФ «Об образовании»;

        - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России.      

         

Ожидаемые конечные результаты Программы:

- создать условия для формирования гражданско-правовой

культуры        обучающихся;

- укрепить взаимодействие школы и семьи в

 гражданско-правовом образовании  несовершеннолетних;

- активизировать  педагогическую  деятельность родителей;

- повысить  эффективность воспитания детей и подростков.

- повышение компетентности детей и подростков в области правовых знаний;

          - снижение уровня правонарушений и преступлений;

          - рост социального оптимизма подрастающего

 поколения.

     Принципы организации гражданско-правового образования

 обучающихся

Принцип гуманизма - ориентирует на понимание человека как основной ценности, предполагает выдвижение на первый план гуманистических  идей и ориентиров, пронизанных уважением к каждой личности, заботой о развитии всех её сущностных сил, признание её свободы и гражданских прав.

Принцип гражданственности – содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования совместному уровню развития обществоведческих наук, опыту, накопленному мировой цивилизацией в области права.

Принцип преемственности. Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Она позволяет объединить отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира.

Принцип последовательности в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.

Принцип систематичности. Прежде всего, это обеспечивается системным построением содержания материала и установлением междисциплинарных связей.

Принцип группового обучения. Данный принцип предполагает, сто групповая форма обучения, побуждая и формируя коллективизм, является приоритетной. Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для диалога, проявления взаимопомощи, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных обстоятельствах учения.

Принцип сознательности и творческой активности. Соблюдение данного принципа возможно при определенном уровне аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения обучаемых. Для этого организатор правового обучения должен иметь представление о возможных формах самоуправления в учебном процессе, уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя его демократические формы в связи с большей самостоятельностью аудитории. Это предполагает отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности обучаемых, от ненужной опеки, излишнего администрирования.

                                       

МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решению поставленных задач призвана способствовать модель гражданского образования и направления работы:

В современных условиях  создание именно такой модели может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

     Предметный уровень: преподавание учебных предметов,  которые способствуют формированию гражданственности личности, её нравственной и правовой культуры.

  • Обществознание: формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, приверженности к демократическим ценностям; умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях.
  • История: формирование патриотизма, уважение к истории и традициям разных стран и истории России, становление государственности, формирование духовно-нравственной культуры через осмысление знаменательных исторических событий.
  • Литература: изучение художественной литературы позволяет в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем.
  • Факультативные курсы (социальные и психологические часы): профилактика преступлений и правонарушений и употребления ПАВ, формирование ЗОЖ, коррекция девиантного поведения. 

На всех уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность подростка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты. В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям

Межпредметный уровень - через весь комплекс учебных предметов, интегрированные уроки, межпредметную интеграцию, способствовать осмыслению учащимися всего объема школьных знаний, необходимых в реальной жизни, освоению средств различных наук для анализа социальных ситуаций.

  • Литература и право: правовая тематика в произведениях русской литературы;
  • Литература и история: история России в  произведениях русской литературы;
  • Русский язык и право: тексты, работа с понятийным словарём, правописание понятий и терминов; составление деловых бумаг.
  • История и право (обществознание): история развития государства и права на примере истории разных стран, знакомство с историческими правовыми документами, государственная символика, воинская обязанность.
  • Математика и география: законы природы и экологии, законы математики при составлении географических карт, вычисление  масштаба, экономика.
  • География и право: международное право,  аграрное право, правовая ответственность за загрязнение окружающей среды.
  • Физкультура и биология:  человек, его особенности как вида, формирование здорового гражданина, безопасность жизнедеятельности человека.
  • Проведение школьных предметных недель

Воспитательный уровень -  привитие педагогами детям умений и навыков общения, основанного на взаимоуважении и дружелюбии, терпимости и взаимопомощи, через:

  •  классные часы, уроки мужества;
  •  внеклассных мероприятий, конкурсы рисунков, сочинений;
  •  акции, общешкольные мероприятия, концерты;
  •  экскурсии, походы;
  •  организация каникулярной занятости;
  •  работа школьного сайта;

      Институциональный уровень предполагает: деятельность администрации школы (по соблюдению прав и обязанностей учащихся, учителей), педагогов и учащихся для создания школьного правового пространства; управление и самоуправление всего образовательного процесса (создание активов, групп); организация работы по правовому просвещению всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей (семинары, обучающие курсы);  изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей, классных руководителей по гражданско-правовому, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формирование научно-информационной и методической базы по вопросам духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся для использования в учебно-воспитательном процессе.

     

     Проектный уровень: реализация общественно значимых проектов и организации КТД, связанных с совместными действиями учащихся и педагогов при взаимодействии с другими организациями города. Участие в проектной деятельности способствует социальной адаптации подростков, получению необходимых навыков гражданского правового поведения. Инициатором создания того или иного проекта могут быть учителя разных предметов, администрация школы, органы детского самоуправления.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

№п/п

Критерий успешности программы

Диагностические средства

    1

Уровень сформированности личностных качеств гражданина у учащихся

Результаты анкетирования

Наблюдения классных руководителей

    2

Активность участия школьников в мероприятиях разного уровня

Статистический анализ

Результаты участия

    3

Уровень осознания школьниками ценности здоровья

Анализ здоровья школьников по результатам медицинских осмотров

Анализ участия школьников в мероприятиях, сохраняющих и укрепляющих здоровье.

    4

Степень формирования позитивного влияния на личность ребенка культуры семейных отношений

Результаты анкетирования

Анализ включения родительской общественности в реализацию школьных программ

    5

Уровень законопослушности

Статистический анализ, совершённых правонарушений и преступлений

    6

Успешная социализация выпускников

Статистический анализ распределения выпускников

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Сроки

Организационно-методические мероприятия

1

Проведение методического совета по утверждению программы «Я-гражданин России»

сентябрь

2

Проведение совещание классных руководителей по организации и планированию работы

сентябрь

3

Организация работы по реализации программы

В течение всего периода

4

Участие в семинарах, совещаниях, педсоветах, родительских собраний по организации работы по гражданскому воспитанию

В течение всего периода

5

Сбор и анализ информации по реализации программы

В течение всего периода

6

Формирование банка данных несовершеннолетних детей группы

риска

В течение всего периода

7

Организация взаимодействия с организациями города и общественными организациями

В течение всего периода

8

Организация каникулярной занятости

Октябрь, декабрь, март, апрель

9

Планирование воспитательного блока по реализации программы

1 раз в месяц

10

Создание банка методических разработок

В течение всего периода

11

Планирование на новый учебный год

август

Традиционные школьные мероприятия

1

Торжественная линейка «День знаний»

1 сентября

2

Месячник безопасности и гражданской  защиты детей. Акция «Внимание дети!»

-занятия по ПДД, ПБ;

-оформление тематических стендов;

-конкурсы рисунков;

- эвакуации;

- КТД «Тропа безопасности» и др.

Сентябрь - октябрь

3

Уроки мужества и гражданственности

- Уроки памяти, посвящённые жертвам политических репрессий

-   День народного единства

-   Встреча с участниками войн

в Афганистане, Чечне

-   День защитника отечества

-   День Победы

1 раз в месяц

4

Экологические акции

 «Сохраним природу края»

«Всемирный день защиты животных»

«Пернатые друзья» 5-7 классы и др.

Сентябрь-октябрь. Январь

5

Декада правовых знаний. Игра «Имею право», Деловая игра «Я –гражданин России», Полотно мира «Многонациональная Россия» и др

Ноябрь-декабрь

6

Анкетирование подростков: уровень гражданской позиции

ноябрь, апрель

7

День защитника отечества                                

 «А ну-ка, парни»

февраль

8

Интеллектуальный марафон

март

9

«Школа - мой дом, и я хозяин в нём»

(трудовой десант)

апрель

10

Акция «Этих дней не смолкнет слава!»,

посвящённая Дню Победы

- классные часы;

- стенгазеты, конкурс рисунков

- военизированная эстафета и др.

май

11

Интегрированные уроки

По согласованию в течение учебного года

12

Благотворительные акции

В течение учебного года

13

Экскурсии, походы

В течение учебного года, в каникулярное время

Мероприятия с семьей

1

Концертные программы к дню пожилого человека, к Дню матери, к 23 февраля и 8 марта, Праздничное гуляние «Масленица»

В течение учебного года

2

Выставка детского и родительского декоративного и изобразительного творчества. Фото-выставки.

В течение учебного года

3

Акция «День семьи»

ноябрь

Мероприятия по профилактики девиантного поведения

1

Реализация профилактических программ  «Стоп, держи дистанцию». «Профилактика и коррекция девиантного поведения»

В течение учебного года

2

Формирование банка данных учащихся, состоящих на городском, школьном учётах.

В течение учебного года

3

Организация каникулярной занятости

В течение учебного года

4

Работа школьного Совета профилактики

В течение учебного года

Мероприятия по контролю реализации программы

1

Организация тематических проверок по реализации программы

 

В течение учебного года

2

Сдача отчётов

3

Анализ участия и результативности в мероприятиях разного уровня                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОУ «АСОШ № 4» на 2010 – 2014 годы

Паспорт программы Тип: Программа Наименование программы: Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Направленность: Внеклассная работа Основания для разраб...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ Рогачевской сош

Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. На п...

ПРОГРАММА гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 класса «Мы - дети России» 2012 – 2016 г.г.

Программа гражданско-патриотического воспитания ,разработана в 2012году для учащихся 5 класса...

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...

программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я -гражданин России"

Цель:-возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;- формирование и развитие подрастающего пок...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Дополнительная      образовательная     программа     предметно-практической деятельности   учащихся   "Мир...

Программа по патриотическому воспитанию обучающихся "Стань гражданином"

Программа по патриотическому воспитанию обучающихся"Стань гражданином"...