Педагогическая мастерская «Блочно-модульный конструктор как инструмент проектирования урока»
методическая разработка

Фогель Ольга Николаевна

Актуальность: предлагаемый в мастер-классе блочно-модульный конструктор (далее – БМК) является универсальным инструментом, направленным на вариативное проектирование педагогической деятельности. Каждый блок конструктора – модель, позволяющая педагогу делать профессиональный выбор и комплексно подходить к планированию своей деятельности. Проектировать и проводить любое занятие (урок, тренинг, классный час, игру, викторину, мастер-класс, экскурсию, творческий вечер и т.  д.) поможет универсальная рамка блочно-модульного конструктора, которая предоставляет педагогу структуру для планирования личностно ориентированных образовательных событий, носит системный и целостный характер, позволяет выстроить логическую последовательность разных этапов занятия.

Возможность творчески подходить к планированию собственной деятельности и те дополнительные степени свободы при организации занятий, которые предоставляет педагогу использование БМК, позволят в свою очередь и самому педагогу почувствовать бóльшую субъектность в ходе учебного процесса и повысить свою включенность и мотивацию.

Необходимые ресурсы для внедрения и реализации: достаточный уровень квалификации педагога, для тиражирования практики; проведение педагогических мастерских на основе предлагаемого мастер-класса.

Оборудование для проведения педагогической мастерской: 2 магнитных флипчарта (на одном из них «Дерево опасений и ожиданий», на другом – БМК и карточки с приемами на магнитах), маркер, экран, проектор, рабочие листы для групп.

Результаты, подтверждающие эффективность практики: 20 марта 2023 года на базе МБОУ «Школа им. Я. Василенко» г. Губкинский, ЯНАО, была проведена педагогическая мастерская «Блочно-модульный конструктор как инструмент проектирования урока». В работе педагогической мастерской приняли участие 30 человек – педагоги МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №9» и МБОУ «Школа им. Я. Василенко» г. Губкинский.

Мастер-класс подготовила и провела Фогель О.Н., победитель окружного конкурса педагогического мастерства «Учитель года Ямала – 2022», педагог-эксперт, член регионального методического актива.

Мастер-класс получил высокую оценку участников и по его итогам было предложено обобщить на муниципальном уровне представленные в рамках педагогической мастерской методические разработки, а также разместить методические разработки на сайте Управления образования г. Губкинского в разделе «Методическая и инновационная деятельность» и руководителям образовательных организаций рассмотреть возможность применения представленного в рамках педагогической мастерской опыта в своих образовательных организациях.

Возможность тиражирования и применения в различных условиях: в мастер-классе приведены конкретные рекомендации по каждому из блоков занятий. Предложены описания приемов и разработки упражнений, позволяющие педагогу сделать свои занятия акцентированными на системном повышении познавательной мотивации и общем развитии личностного потенциала обучающихся. Предложенные рамки структуры занятия имеют высокую степень вариативности, но задают единое поле для педагогического планирования и повышения профессионального мастерства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marafon_fogel_on.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

©Фогель Ольга Николаевна, г. Губкинский, ЯНАО

«Всероссийский марафон наставнических практик»

Концепция мастер-класса

 «Блочно-модульный конструктор

как инструмент проектирования урока»

Слайд 1. Приветствие. 

Слайд 2.

С 1 сентября 2022 года начали действовать новые государственные стандарты для начального и основного общего образования.

Новые ФГОС включают требования к результатам освоения учебной программы. То есть в стандартах прописано, какие знания или компетенции должен получить ученик после изучения нового материала. И учителю стоит планировать урок так, чтобы эти результаты были достигнуты.

Слайд 3.

А собственно проектирование и реализация таких УРОКОВ становятся возможными благодаря гибкому использованию очень интересного инструмента – блочно-модульного конструктора. Ведь каждый урок требует подготовки, независимо от того, 3 года вы проработали в школе или 30.

Система, на самом деле, не новая, (идея предложена А.Н. Иоффе), но интересная, простая, и, что немаловажно, удобная в применении (избавляет от конспекта на 5 страниц). Используя одни и те же инструменты, мы можем каждый раз конструировать урок по-новому, наполняя его нужными элементами.

Слайд 4.

БМК состоит из Организационного, Информационного, Практического, Мотивационного, Оценочного и Рефлексивного блоков.

Далее настроена анимация по щелчку.

Щелчок. В основе организационного и мотивационного блоков лежит МОТИВАЦИЯ.

Щелчок. В основе информационного и практического – ПРОДУКТИВНОСТЬ.

Щелчок. В основе оценочного и рефлексивного – РЕФЛЕКСИЯ.

Слайд 5.

Обратите внимание, что организационный и мотивационный блоки являются системообразующими и пронизывают все пространство занятия. Организация деятельности обучающихся – постоянная забота педагога, в фокусе внимания которого развитие личностного потенциала ребенка.

Все блоки БМК взаимосвязаны. Это очевидно для пар блоков, расположенных в центральной части схемы: информационный блок связан с практическим; оценочный – с рефлексивным.

Слайд 6.

Итак, приступим к конструированию урока. Начнем с блока организационного.

Представим себе ситуацию довольно типичную: «Здравствуйте, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока: «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении». Ну это же скушно! Добрая половина класса, более или менее мотивированная на учебу с кислым выражением лица приступят к работе. Отдельные личности вспыхнут благородным негодованием, а кто-то просто отключится. И правильно сделают. Включите креативность и начните урок иначе.

Вы можете дать необычное название урока, которое запомнится надолго.

Можно использовать прием «Ассоциации».

         Начните урок с вопроса или интересной цитаты…  (комментарий слайда).

Или  прием «Абракадабра», когда из названия темы убраны все гласные.

Слайд 7 Включить видео по щелчку. 

Очень мне нравится фраза, которую произнес в одном интервью известный конный наездник Александр Несяев. Она как нельзя лучше соответствует самому первому шагу проектирования урока: целеполаганию.

С введением ФГОС 3.0 изменились и подходы к формированию оценки деятельности ученика на уроке. В процессе формирования навыков 4К  рекомендуется использовать формирующее оценивание, в котором первыми шагами технологии являются шаги постановки цели урока, задач и планирование результатов.

Для методистов школ, педагогов-экспертов предлагаются новые листы экспертного заключения по результатам посещения урока. Краеугольным камнем становится не формулирование темы урока вместе с учениками, а обязательная постановка ими цели урока и задач.

Слайд 8

Каждый урок мы проектируем исходя из ряда факторов: тип урока, возраст обучающихся, тема. И, конечно же, цель урока. Вот то самое главное, без чего нет смысла вообще ни в какой деятельности. Поэтому первое, что мы делаем, ставим цель, при этом помним, что есть цель учителя и есть цель, которую вы формулируете на уроке с учениками.

Далее важно разложить нашу цель на составляющие элементы. Это шаги, которые нам необходимы для достижения цели. И еще немаловажный момент. Вы должны четко представлять, что научится ученик в конце урока.

Слайд 9

Предлагаю после формулирования темы урока сразу показывать ученикам слайд со словами-помощниками. Так ученикам легче будет научиться формулировать цели и задачи урока на первых этапах, а затем они научатся это делать без подсказок.

Вот мы с вами заполнили самый сложный блок – организационный.

Слайд 10

Мотивационный блок, который также как и организационный, проходит сквозь остальные блоки,  не сводится к привлечению внимания обучающихся к уроку на начальном этапе занятия, а играет более глубокую, смысловую роль. Мотивация к продуктивной деятельности должна пронизывать весь организационный и смысловой процесс урока. Перед вами интересные приемы повышения мотивации учащихся. Это приемы «Музыкальная метафора в классе» ,«Крестики-нолики», «Дерево ожиданий», «Морской бой».

Слайд 11

Вот ученик сейчас. Вот он успешный. Что сделает его успешным по крайней мере по нашему предмету? Информация. Владеешь информацией – владеешь миром. Каждый из нас в день получает до 34 гигабайт информации. Это чудовищно много. И тут мы такие пришли на урок и еще детям информацию на десерт. Мозг же умный. Он все ненужное, неинтересное, бесполезное уничтожает. И как нам тогда быть? Очень просто. Надо упаковать и подать нашу информацию так, чтобы она стала полезной и интересной. Отобрали полезную информацию. Выдали. Стал ученик успешным? Риторический вопрос.

Надо ее сделать интересной и запоминающейся. А что запоминается?

То, что отличается от других. Представьте, что вам поручили встречать гостей на юбилей школы. За час через вас прошло 100 человек. Кого из них вы запомните?

Слайд 12

Переходим к приемам из информационного и практического блоков.

Корзина идей: Видеорол

ик или интересная история, при просмотре или прослушивании которых ученикам необходимо найти ответы на поставленные вопросы в рабочих листах. Это может быть тематический текст.

Слайд 13.

Исходя из того, какая стратегия и прием подачи информации был выбран, строится и работа в практическом блоке.

В практический блок занятия включается вся самостоятельная работа обучающихся с информацией. Результаты такой работы желательно закреплять в виде образовательного продукта. Однако стоит заметить, что образовательный продукт совсем не обязательно должен быть материально воплощенным и зафиксированным на бумаге или в виде файла. Это могут быть и сценка, и вербальное описание или резюме, и высказанный аргумент, и т. п. Рождение такого продукта может происходить в самых разных формах: в виде игры, дискуссии, создания творческой работы, рисунка, театрализации, проекта.

Слайд 14

Это могут быть следующие приемы самостоятельной работы учащихся. Например, «Лента времени», «Работа с текстом» или Ромашка Блума.

Слайд 15

Оценочный блок не сводится к выставлению отметок в конце урока или по результатам выполнения отдельных заданий. Оценка имеет более широкий характер и глубокое смысловое наполнение. Функции оценивания включают в себя не только контроль, но и обратную связь с учеником.

Слайд 16

Как уже было сказано, оценочный блок связан с блоком рефлексии.

Понятие рефлексии прочно закрепилось в наших школах как понятие оценки урока. Но это в корне не верно. Понравился ли вам, ребята, урок? Это не рефлексия!!! Дети должны рефлексировать сами, анализировать себя! Они должны понять сами для себя: что я приобрел с точки зрения знаний, информации, открытий, идей, а что я приобрел с точки зрения развития навыков саморегуляции, коммуникативных навыков, личностного прироста.

И лучше всего проводить рефлексию после каждого этапа урока, как и предполагает технология формирующего оценивания.   Это может быть тематическое самооценивание,

Слайд 17

самооценка, взаимооценивание, «Три стандартных вопроса»,  «Дневник рефлексии».

Слайд 18

В качестве итоговой рефлексии урока можно использовать систему организации мышления, разработанную Эдвардом де Боно, описывающую инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп. Обучающихся просят «примерить» одну из шляп, и в соответствии с выбранной, прокомментировать личностные итоги урока.

Слайд 19

Ну что же, коллеги! Мы рассмотрели все блоки конструктора. Удалось ли вам создать свой урок?

Слайд 20

Считав код, вы можете найти подборку методических материалов для конструирования урока. Благодарю вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии

Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географииИнструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии...

Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения

В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....

Педагогический совет «Технологическая карта как инструмент проектирования современного урока»

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...

Доклад "Технологическая карта как современный инструмент проектирования урока по ФГОС"

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируем...

Блочно-модульное обучение: из опыта работы. Урок математики. 11 класс. Иррациональные уравнения

Одним из основных целей математического образования является формирование у учащихся умения решать задачи, развитие логики и интуиции.Учебное время, отводимое на изучение математики, можно условно раз...