Из опыта работы "Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС"
проект

Гвоздева Инна Анатольевна

Педагогический опыт 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta.docx98.02 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Актуальность

Согласно указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 года №204  «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству образования. Руководствуясь этим указом, Министерство Просвещения Российской Федерации предложили национальный проект «Образование».

Реализация одного из направлений проекта «Современная школа» направлена на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Знание иностранного языка в настоящее время является одной из основных характеристик современного человека. Иностранный язык выступает как средство познания мира, открывает путь к свободному общению людей разных национальностей, сближению культур, взаимопониманию. Актуальность овладения английским языком объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Англии и большим вкладом англоязычных народов в развитие мировой культуры.

Как педагог, я не могу не задумываться над тем, что ожидает моих учеников, и понимаю, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в различных областях, в том числе знание языков. Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что владение языками все глубже проникают в жизнь. Проектная деятельность во многом решает проблему компетентностного подхода, так как способствует формированию общеучебных (надпредметных) компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной. Учащийся при реализации этой технологии самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы и анализирует свою деятельность. 

2. Соответствие требованиям ФГОС НОО

Исследовательская и проектная деятельность учащихся  соответствует требованиям ФГОС:

  • ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков. Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека;
  • обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и завлечение его в активную учебно-практическую деятельность.

К сожалению, в настоящее время процесс обучения в начальной школе еще до сих пор сохраняет объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной малоактивной системой обучения.

Для меня, как для учителя встала задача через изучения английского языка, научить ученика начальной школы ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.  Мне как учителю приходится проектировать свою деятельность и учебную деятельность своих учеников.

В результате, я пришла к выводу, что метод проектов способствуют формированию и развитию у учащихся универсальных учебных действий.

Метод проектов – это совокупность приемов, действий, учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решение определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Эта педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Метод проектов – это педагогическая технология, которая подразумевает не получение фактических знаний в готовом виде, а на приобретение новых и их применение на практике.

Проектная методика возникла еще в XIX веке и впервые стала использоваться в сельскохозяйственных школах Америки, а затем и в общеобразовательных учреждениях. Основоположенником данного метода был Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-идеалист, который считал, что обучение должно строиться таким образом, чтобы оно было ориентировано на личный интерес учащихся, а также на то, чтобы полученные знания могли быть в дальнейшем применены в реальной жизни. Знания и опыт ребенок должен был приобретать путем исследования проблемной ситуации, изготовления схем и макетов.

В начале XX века метод проектов стал применяться в России. В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев, С.Т. Шацкий успешно использовали метод проектов в образовательном процессе. Он вносил разнообразие в учебную работу, способствовал развитию творческого и критического мышления, воспитывал у учащихся инициативности и чувство коллективизма.

2.2.Виды проектов в начальной школе

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

Творческие проекты

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника.

Ролево-игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта.

Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного

предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе иностранного языка это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей решения той или иной проблемы. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам, форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Межпредметные проекты

Межпредметные проекты, как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Работа по проектной методике предполагает следование определённому алгоритму выполнения проекта, включающему несколько этапов:

      На первом (мотивационном) этапе учащимся сообщается, зачем нужно изучать данную тему, т.е. ставится цель. Это делается с помощью создания учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы (постановка перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему). Далее формулируются задачи, т.е. учащимся чётко объясняется, что нужно сделать, чтобы достичь этой цели, обсуждается план предстоящей деятельности, выясняется, что нужно знать и уметь, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу.

      На втором (операционально-познавательном) этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. В условиях работы по методу проектов или при осуществлении исследовательской деятельности этот этап является самым продолжительным и самым насыщенным. Он предполагает следующие шаги:

  1. Планирование деятельности. Учащиеся под руководством учителя определяют, какие действия необходимо предпринять, определяют результаты, сроки и ответственных.
  2. Осуществление деятельности по решению проблемы. На данном этапе у учащихся   формируются навыки работы с источниками информации, навыки анализа, синтеза, дети учатся различным вариантам и способам хранения и систематизации собранной информации. Учитель консультирует детей по мере необходимости. Кроме того, учащиеся приобретают навыки работы в команде. 
  3. Оформление результатов. Учащиеся структурируют полученную информацию, систематизируют полученные данные и формулируют выводы.
  4. Представление результатов. На этом этапе происходит коллективное обсуждение   результатов и самоанализ деятельности.

Третий (рефлексивно-оценочный) этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов организуется таким образом, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.

Важный аспект в урочной и внеурочной деятельности-  это самооценка учащихся своей проектной работы. Учителю начальной школы необходимо учить ученика формированию самооценивания. Для этого был разработан алгоритм самооценки, который дает возможность ученику самостоятельно оценить содержание своей работы.   Сначала идет коллективная самооценка, а позже выбирается наиболее подготовленный ученик.

 На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди

всеми учениками класса. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты. Когда все    ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель предлагает ученикам выполнить самооценку.

Самооценка ученика

Ответь на предложенные вопросы и проанализируй, стоит ли что- то изменять в дальнейшей работе.

1.Укажи номер этапа_____________________________

2.Больше всего на этом этапе мне понравилось_______

3. Труднее всего мне было_________________________

4. На этом этапе я научился________________________

5.Укажите имена тех, с кем ты совместно работал_____

6.Работа на этом этапе мне помогла_________________

3. Проекты, используемые в уроке и во внеурочной деятельности

Метод проектов осуществим через урочную и внеурочную деятельность нашего учреждения.

        

В системе современного образования изучение иностранного языка – это одно из средств общения и познания окружающего мира. Одна из педагогических задач, стоящих перед учителем иностранного языка в начальной школе - создавать благоприятные условия для повышения мотивации, внедряя различные способы, формы, методы повышения эффективности обучения. Интерес к предмету ученики получают при использовании лингафонного устройства, которое помогает формировать навыки аудирования, произношения, чтения, говорения. Использование нескольких зон в кабинете английского языка позволяет не только удерживает постоянное внимание учеников, не и не забывать о технологии здоровьесбережения.

         Проектную технологию обучения реализую через рабочую программу «Английский язык» для 2-4 классов, внеурочного курса «Знакомство с Великобританией», дополнительную образовательную программу «Английский язык для детей 5-7 лет». Составленные мной программы урочной и внеурочной деятельности носят практико-ориентированный характер, одним из критериев их эффективности является привлечение обучающихся к участию во внеклассных мероприятиях, творческих конкурсах, фестивалях, научных конференциях.

  1. Использование метода проектов в урочное время

В соответствии с ФГОС часть учебных занятий (уроков) проводятся во внеурочной форме. Одной из форм проведения занятий является урок - проект: «Моя любимая игрушка», «Мой отдых» (2 класс); «Умные животные», урок-презентация «Семьи в России и Великобритании» (3 класс); «Мой город», «Мои достижения» (4 класс). Темы этих уроков внесены в календарно-тематическое планирование рабочей программы для 2-4 классов «Английский язык».

Используемый в нашей школе при изучении английского языка УМК «Spotlight», обеспечивает высокий уровень мотивации за счет активного вовлечения учащихся в образовательный процесс. На уроках английского языка в качестве творческих заданий ребятам предлагаются следующие виды работ с использованием исследовательской деятельности:

  • поработай в парах и составь диалог на предложенную тему;
  • нарисуй услышанное;
  • вырази собственное мнение согласия и несогласия;
  •  сравни;
  • напиши, используя картинку или сюжет.

Ситуации общения при изучении тем приближены к жизни. На каждом уроке при изучении тем «Моя семья», «Мой питомец», «Мои друзья», «Мои игрушки» привлекается личный опыт учащихся. Задания: прочитай и напиши о своей спальне, любимой еде, любимой игрушке; нарисуй своего любимого героя из сказки, мультфильма и расскажи классу. Повысить эффективность процесса обучения помогает выполнение различных проектов. Младшим школьникам со 2 класса предлагаются задания, которые предусматривают выполнение мини-проектов. Используя минимальный лексический запас, необходимо научить, работать с дополнительными источниками, оформлять и представлять свои работы, работать в паре и группе. Поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя.

Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема “My family” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся рисуют членов своей семьи, по образцу пишут информацию. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах. Учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. Затем прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о членах своей семьи. При проведении первого проекта, с использованием групповой работы во втором классе провожу анкетирование с целью выявления отношения учеников к этому виду деятельности.

  1. Вам понравилось работать в группах или в парах?
  2. Какое задание понравилось больше всего?
  3. Вы бы хотели и дальше выполнять проекты на уроках английского языка?

В 2019-2020 учебном году такой урок был проведен после знакомства с английским алфавитом. В течение двух уроков ученики работали в группах, составляли мини-книжку «Английские буквы». На основании проведенного анкетирования были получены следующие результаты.

 В третьем классе ученики создают свое семейное дерево и рассказывают о членах семьи, в четвертом готовят сообщение «Профессии моих родителей».

 В 3-4 классах обучающиеся начинают работать с научно-популярными текстами, решают конкретные проблемы, а также проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются в виде проектов и презентаций.

Проект «Английский и русский завтрак», в ходе изучения темы «Моя любимая еда» вызвал большой интерес у третьеклассников. Им предлагается исследовать английскую и русскую кухню. На протяжении двух недель они собирают информацию о традициях, предпочтениях в еде в той или иной стране. Перед учащимися ставятся следующие задачи: поиск и сбор информации, анализ и систематизация материала, интерпретация на английский язык, создание мультимедийного проекта с целью его практического применения. Работа осуществляется в классе и за его пределами. При возникновении вопросов и языковых затруднений ребята обращаются за помощью к учителю. Презентация исследовательской работы прошла очень успешно. После презентации происходит обсуждение проделанной работы. Ребята отмечают информативность, актуальность, прекрасное оформление, яркость, красочность и доступность материала. В ходе исследовательской работы ребята расширяют свой кругозор, учатся работать в группах, получают дополнительные

 сведения о традициях и предпочтениях в еде.

Изучив тему «Дни недели» в третьем классе, многие учащиеся готовят сообщения «История английского календаря». После темы «Школа» дополнительно создают мини-проекты «Школьная форма в Великобритании и России».

В третьем классе при изучении темы «Animals» (Животные) проводится урок-проект. Цель урока: повторение лексики по теме и развитие орфографических навыков. Конечный продукт - создание кроссворда. В ролевой игре «Учитель – Ученик» дети повторяют слова по теме «Animals», используется постер по данной теме. Ученики решают кроссворд из рабочей тетради к учебнику. Учитель объясняет, как составить кроссворд. Ученики составляют свои кроссворды. Дома ученики готовят свои кроссворды в электронном виде по заранее подготовленным схемам. Эти кроссворды будут использоваться на уроках, как раздаточный материал, для закрепления знаний, учащихся по активной лексике.

5.Интегрированные уроки в форме уроков-проектов

Одним из способов, помогающих успешному овладению усвоению иностранного языка, является проведение интегрированных уроков. В начальной школе наиболее успешной является интеграция с такими школьными дисциплинами как: окружающий мир, русский язык, музыка, физкультура. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал, участвуя в различных видах деятельности. Эти уроки создают целостное представление об окружающем мире, расширяют кругозор школьников. Для учеников – это  уроки открытий.

Я убеждена, что проведение таких уроков и участие в них детей способствует лучшему освоению языкового материала, осознанию культуры своей собственной страны, включению школьников в диалог культур. Используются объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские методы обучения, мультимедийные и технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная. Урок-сказка, урок- путешествие с играми, музыкой, физкультминутками всегда интересны для ученика.

Большинство интегрированных уроков для меня и моих учеников проходят  в форме уроков-исследований, уроков - проектов. На таких уроках происходит активизация исследовательской деятельности обучающихся. Они всегда заканчиваются презентацией проделанной групповой работы. В моей методической копилке собраны сценарии интегрированных уроков:

1.Урок-сказка «Теремок» (русский язык и английский язык, фонетика).

2. Урок-проект «Музыка Америки и России» (музыка и английский язык).

3. Урок-исследование «Заимствованные слова» (русский язык и английский язык).

4.Урок-путешествие «Путешествие по Австралии» (окружающий мир, английский язык).

5. Урок-исследование «Пасха в России и Великобритании» (музыка, окружающий мир, английский язык).

6. Урок - исследование «Празднование Нового года» (окружающий мир, английский язык).

В целях распространения опыта сценарии уроков представлены на сайте Инфоурок. Все уроки стали открытыми уроками для педагогов нашего образовательного учреждения. Урок–исследование «Пасха в России и Великобритании» (3 класс) был проведён для учителей музыки городского методического объединения. Цель урока: организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями о праздновании Пасхи в Великобритании и России через групповую работу. На уроке была представлена совместная исследовательская деятельность по изучению традиционных религиозных праздников. Воспитательный аспект урока - толерантное отношение к традициям, культуре Англии и России. В 2019 году на XXII Всероссийском конкурсе педагогов «Образовательный потенциал России» конспект урока стал лауреатом I степени в номинации «Методические разработки уроков, олимпиад в начальной школе с учетом развития ключевых компетенций в рамках ФГОС».

В ходе городского семинара «Мотивационные методы повышения эффективности обучения в начальной школе» (февраль 2020г.) представлен урок-проект английского языка для второго класса «Коробочка для завтрака».

В конце выполнения любого проекта происходит  оценивание – ещё одно из этапов проектной технологии. Приемы формирующего оценивания: Fingers up, цветовые пометки, смайлики, лесенка успеха, шкала оценивания. которые применяются на различных этапах урока английского язык, способствуют формированию умения младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально.

                         6.Внеурочная деятельность по предмету

Программа «Знакомство с Великобританией» разработана для изучения иностранного языка в рамках внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся третьих классов. Отличительной особенностью программы данного курса является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. Нахождение информации, создание презентаций, мини-проектов развивает метапредметные УУД: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, На занятиях внеурочной деятельности «Знакомство с Великобританией» используются следующие формы работы: практические занятия, исследовательская деятельность, игры, экскурсии, творческие отчеты, создание презентаций и проектов, конкурсы, праздники.

 У учеников укрепляется уверенность в своем умении пользоваться языком как средством общения, интерес к иностранному языку и желание совершенствовать владение им.

В ходе реализации программы, проходил проект «Праздники Великобритании». В течение двух недель, ученики собирали информацию о праздновании дня Святого Валентина. По группам представили её на одном из занятий. Конечным мероприятием проекта стало проведение школьного мероприятия «День Святого Валентина»

Использование метода проекта можно увидеть на празднике в 4 классе: «Рождество и Новый год в Англии». Цель праздника: знакомство учащихся с обычаями и традициями празднования Рождества и Нового года в Великобритании. Учащиеся делятся на группы по характеру задания. Первая группа в домашних условиях занимается поиском в Интернете картинок согласно теме. Вторая группа учащихся под руководством учителя работает над созданием викторины. Третья разрабатывает  сценарий праздника. Четвертая группа оформляет  зал к проведению праздника. Презентация проходит на английском языке. Участники комментируют подготовленные слайды; зрители отвечают на вопросы викторины. Дети исполняют песни и стихотворения, посвященные Рождеству и Новому году на английском языке.

6.Участие в международном интернет - проекте

«Holiday Card Exchange»

С 2017 года учащиеся нашей школы участвуют в международном интернет - проекте «Обмен поздравительными открытками» (Holiday Card Exchange) на сайте iearn.org. IEARN – это глобальная инфраструктура людей – учителей и учащихся различного возраста, работающих над совместными проектами, используя различные языки в расширяющемся пространстве коммуникации и строя свое международное сообщество по принципам «народной дипломатии». Основная идея IEARN заключается в ее девизе “Linking Communities to Make a Difference in the World”, который можно перевести как «Объединимся, чтобы сделать мир лучше». IEARN помогает своим участникам лучше понять жизнь на нашей планете; приобрести свой опыт в совместных исследовательских, научных и творческих проектах; развить любознательность, мастерство, сознательное отношение к своему будущему; самоопределиться в своих ценностях и жизненных приоритетах, понять себя и свою значимость в жизни мирового сообщества; найти свое место в мировом образовательном пространстве. Целью проекта является рассказ о традициях празднования нового года, отправляя открытки своим партнерам по всему миру.

        Каждый учебный год, учащиеся изготовляют поздравительные новогодние открытки, такую  же работу выполняют зарубежные сверстники. Затем мы отправляем свои открытки в разные страны: США, Тайвань, Словения, Пакистан, Белоруссия. В скором времени из перечисленных стран мы получаем поздравительные открытки и плакаты. Результат участия в международном проекте: пополнение лексического запаса, знакомство с фразами общения, правила составления и написание письма. Экскурсия на почту, отправление письма - это очень увлекательно и интересно для учеников начальной школы. Участвуя в проекте, у учащихся формируются исследовательские навыки - нахождение информации о городах и странах, с которыми ведется переписка.

       

Опыт работы в международном проекте был представлен на открытом уроке для педагогов нашего учреждения в 2018-2019 учебном году. С учениками третьего класса, которые участвуют в этом проекте, был успешно проведен урок-исследование. На данном уроке учащиеся заполняли таблицу, самостоятельно изучая конверты: они постарались прочитать название страны и школы. Затем они изучали содержимое конвертов, находя нужную информацию в буклетах и письмах. В конце урока учащиеся находили на карте нужную страну и представляли информацию, полученную в ходе исследования своим одноклассникам. Информация о проекте и уроке представлена на школьном сайте.

Научно-исследовательские проекты по предмету

английский язык

Частью эффективного образования в начальной школе является исследовательская работа учащихся. В ходе такого исследования ученик получает знания о предметах и явлениях. Он «открывает» новые знания, путем решения выдвинутых задач.

С 2013 года, под моим сопровождением, многие ученики нашей школы занимаются исследовательской работой в области изучения английского языка. Мною были составлены методические рекомендации для учителей «С чего начинается исследование?»

Методические рекомендации «С чего начинается исследование?»

Исследование начинается там, где появляется удивление или обнаруживается «неожиданное», и там, где другим всё представлялось понятным.

Кто может быть научным руководителем?

Учитель, руководитель факультатива, руководитель музея, педагог дополнительного образования. Но надо помнить, что основную работу должен выполнять сам ученик, а научный руководитель лишь направляет его работу в нужное русло и помогает обозначить основные технологические моменты проведения исследования.

Как выбрать тему?

При выборе темы необходимо обратить внимание на малоизученные проблемы сферы знаний, которые заинтересовали ребёнка! Самая распространённая ошибка начинающего исследователя – желание «объять необъятное». Заявленная тема не должна охватывать огромный материал, который невозможно изложить в небольшой работе. Лучше всего обратить внимание на более узкие и конкретные проблемы.

Чем отличаются объект и предмет исследования?

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблему, это – общая исходная сфера знания. Это – область исследования (общее, целое), главное поле приложения сил исследователя, то, к чему применяется исследование.

Предмет исследования – это конкретный аспект в общей области (свойство или характеристика объекта, которое изучается в ходе исследования.

Новизна исследования

Причиной большинства отказов допустить работу на научную конференцию служит её реферативность. Научная работа предполагает введение в научный оборот новых фактов, формулирование новых доказательств уже сложившихся теорий или представление своей аргументированной гипотезы.

Цель, задачи и гипотеза исследования

Обязательным элементом введения к исследовательской работе должны быть четко определённые цели и задачи

Цель исследования – главное, чего хочет достичь исследователь, каков желаемый результат. Чтобы избежать ошибок в формулировке целей и задач необходимо следовать следующим рекомендациям:

1.Цель формулируется на основе проблемы

2.Цель исследования должна соответствовать формулировке

названия работы

3.Цель должна отражать предвидение результата исследования.

Рекомендуется формулировать цель с использованием глаголов: определить, выявить, установить, разработать…

Задачи исследования – конкретные исследовательские действия, которые должны быть выполнены, чтобы прийти к цели. По сути – это этапы выполнения работы.

Гипотеза – предположение, которое подтверждается или опровергается в ходе исследования. Она является отправной точкой исследования. Гипотеза указывает путь поиска, но в отличие от простого предположения она должна быть обоснованной.

Как оформить работу?

Результаты выполненных исследований должны быть соответствующим образом оформлены. Существуют специальные стандарты требований к структуре и оформлению работ (их необходимо чётко соблюдать)

Где и как представить свою работу?

Вариантов на самом деле очень много от выступления перед своими одноклассниками, до конференций различного уровня. Все зависит от серьезности и актуальности работы, но в любом случае это будет публичное выступление.

Для исследователя очень важно любое общение с аудиторией заинтересованных слушателей. Выступление даёт возможность отстоять свою точку зрения, доказать актуальность и новизну своего исследования, ответить на множество иногда каверзных вопросов и замечаний. Ведь в споре рождается истина!


Конечные продукты научно-исследовательских проектов «Фонетические ассоциации», «Мышка в английских и русских сказках», «Секреты Teddy Bear», «Handmade в России или рукоделие in England» , «Английский алфавит в достопримечательностях Нефтеюганска», «Суеверия в России и Великобритании» используются на уроках английского языка и занятиях внеурочной деятельности нашего учреждения.

Оказывается, изучая надписи на дневниках можно расширить словарный запас по английскому языку и вызвать интерес к изучению иностранного языка. Созданная в ходе исследования таблица помогает увеличить словарный запас учеников нашей школы. Ученики в дальнейшем будут обращать внимание на надписи, которые находятся вокруг нас. Это - тетради, портфели, одежда, игрушки, этикетках продуктов и вещей. Надписи на английском языке, для учеников помогают пополнить свой словарный запас.

С научно-исследовательскими проектами ученики участвуют в конкурсах и конференциях школьного, муниципального, всероссийского уровня. Научно-исследовательский проект «Надписи на дневниках» стал победителем городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», в секции «Языкознание: 4-7 класс», лауреатом 1 степени Всероссийских конкурсов «Юный исследователь», «Старт в науку».

Научно-исследовательский проект «Суеверия в Англии и России» помог составить таблицу суеверий двух стран. Ученица третьего класса, через видео - фрагменты показала интересные традиции России и Великобритании. Проект стал лауреатом 3 степени Всероссийского конкурса проектных работ «Созидание и творчество». Научно - исследовательский  проект «Особенности английского национального характера в детском фольклоре» помог составить подборку английских стишков для изучения английского языка в четвёртом классе. Проект - лауреат 2 степени Всероссийского конкурса «Юный исследователь», участник всероссийского заочного конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».

Эффективность, применяемого мною в учебном процессе метода проектов, подтверждается диагностикой метапредметных и личностных результатов моих учеников.

Учебный год

Параллель

Умение самостоятельно

формулировать проблему

Умение работы в сотрудничестве

2017-2018

2

46%

48%

3

56%

60%

4

60%

72%

2018-2019

2

48%

50%

3

62%

72%

4

66%

68%

2019-2020

2

48%

58%

3

60%

72%

4

68%

79%

Заключение

Более чем 25-и летний опыт работы учителем английского языка позволяет сделать выводы о целесообразности обучения школьников английскому языку с применением одной из технологий системно-деятельностного подхода – метод проектов, который обеспечивает не только успешное освоение учебного материала, но и способствует интеллектуальному развитию учащихся, их активности и самостоятельности в достижении поставленной задачи, интенсификации образовательного процесса даже в традиционной классно-урочной системе обучения. В конечном итоге, все это дает возможность формированию универсальных учебных действий:

  регулятивных: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;

  познавательных: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;

 коммуникативных: работа в команде, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;

 личностных УУД: самоопределение, смыслообразование.

Список литературы

  1. Агаева О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка [Текст] / О. В. Агаева // Молодой учёный. – 2011. – № 5. – с 92-94.
  2. Алексеева С. Ю. Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка [Текст] / С. Ю. Алексеева // Молодой учёный. – 2016. – № 7.5. – с 34-35.
  3. Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход [Текст] / Л.К. Гейхман // Образование и наука. – 2002. – № 3. – с. 135-146.
  4. Забирова В. Х. Учебная дискуссия как интерактивная форма обучения английскому языку. Материалы III Международной научно-практической конференции // В.Х. Забирова. – 2018. – с. 239 – 244.
  5. Скляренко Н. К., Онищенко Е. И., Захарова С. Л. Обучение речевой деятельности на английском языке в школе [Текст] / Н. К. Скляренко, Е. И. Онищенко, С. Л. Захарова. – М.: Просвещение, 2017. – 150 с.
  6. Пикеева Е. Н. Метод проектов на уроках иностранного языка // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 534-536.
  7. Фатеева И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 376-378.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации ФГОС НОО"

В данной статье приведено обобщение педагогическуого инновационного опыта по теме: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации...

Программа "Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО"

Программа составлена как инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО, оформлена в соответствии со всеми требованиями. Расчитана на 3  года (2-4 классы)....

Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".

С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...

Проектная деятельность на внеурочных занятиях по английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Сценарий мини-спектакля “Хранитель сказок” (“Lord Keeper of Fairy Tales”).

В данной работе представлен мой первый практический опыт организации проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости обще-интеллектуального направления на примере реализации ...