Образовательное событие и профессиональное обучающееся сообщество в деятельности педагога
статья

Домбровская Светлана Сергеевна

Статья на основе одноимённого доклада, сделанного на V международной конференции "Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра", декабрь 2022 г.

Данная статья посвящена анализу и обзору современных технологий обучения. Автор говорит о проблемах формирования и функционирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов. Помимо этого, рассматриваются возможности трансформации образовательного мероприятия в образовательное событие. В статье анализируется возможность создания культурных паттернов обучения для учеников. В заключении автор уделяет внимание феномену влияния деятельности профессиональных сообществ на эффективность труда педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssdombrovskaya.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧАЮЩЕЕСЯ СООБЩЕСТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Прежде всего, важно понять, чем образовательное событие отличается от образовательного мероприятия. Любое событие является образовательным мероприятием, при этом не каждое подобное мероприятие становится событием. Образовательное событие – это такое мероприятие, в результате которого в системе знаний человека происходят качественные изменения, переводящие информационный ресурс в знание.

При проектировании образовательного события в условиях нашей образовательной системы возникают ряд проблем, таких как: хроническая нехватка времени у педагогов, инертность членов педагогического коллектива, нехватка тех или иных инструментов, навыков у педагогов, связанных с их возрастом и/или опытом. Чаще всего образовательные мероприятия характеризуются низкой эмоциональной окрашенностью, доминированием монолога в ходе коммуникации учитель – ученик, непричастностью участников образовательного процесса к результатам (часто участники процесса не понимают своей ответственности за конечный итог деятельности). При этом проблема обостряется дефицитом профессиональных педагогов и слабым включением педагогов в совместное решение проблем.

Каждый участник образовательного события должен быть ответственным за результат и иметь возможность для импровизации (мы не должны работать по шаблону в процессе наших образовательных событий). Педагоги совместно с учениками должны иметь возможность для подготовки определенного образовательного продукта и получать результат в виде усвоения учебного материала по той или иной дисциплине. На основе согласованности компонентов образовательного события, начиная от смысловых аспектов, через технологические и ролевые аспекты, можно перейти непосредственно к этапу проектирования и реализации образовательного события. Начальным звеном этой работы является постановка проблемы, а основной идеей, которая формирует цепочку проектирования образовательного события, выступает идея взаимодействия всех участников коммуникации в рамках образовательного процесса.

Усилий одного педагога для трансформации образовательного мероприятия в образовательное событие зачастую бывает недостаточно, иногда этому может помочь сила образовательного сообщества. Все субъекты, объединенные в сообщества, периодически встречаются, у них есть общие дела, контакты, общая организация, они чувствуют, что они принадлежат к этой группе, их волнуют общие события, у них есть чувство ответственности друг перед другом. Как только появляется серьезная профессиональная проблема, она вызывает общий интерес. Её невозможно решить в одиночку, педагоги вынуждены прибегать к помощи других людей. Сегодня в России активно образуются профессиональные обучающиеся сообщества, в качестве примера можно привести такие как: Педсовет.org, Открытый класс, Интернет-государство учителей, Сетевое образовательное сообщество Rus Edu, Завуч. Инфо, Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру, ПроШколу.ру, Социальная сеть работников образования nsportal.ru и другие.

Если говорить об организации сообществ, то эти подходы связаны с вертикальными и горизонтальными взаимоотношениями. Вертикальные характеризуются формальными отношениями, выстраиванием иерархических позиций, нормативные и закрытые, а горизонтальные – это неформальное общение, равенство участников, открытые и инициативные отношения. Наиболее перспективны горизонтальные взаимоотношения. Точно также можно сравнить профессиональные обучающиеся сообщества, которые сейчас появляются в образовательных организациях, и методические объединения. Речь не идет о разрушении методического объединения или смене вывески. Профессиональные образовательные сообщества – это реакция на ситуативность, это привлечение людей разных специальностей, тут речь идет об открытости и слабой администрированности внутри таких групп, слабой формализации.

Профессиональные обучающиеся сообщества и методические объединения имеют очень много точек соприкосновения, одно не исключает другого. Профессиональные обучающиеся сообщества педагогов нужны потому, что педагоги часто вынуждены осваивать новое, строить новые интеллектуальные модели, это бывает сложно сделать в одиночку. В таком случае для преодоления барьеров имеет смысл объединяться, для применения на практике новых инструментов и способов в образовательном процессе, чтобы понять насколько они эффективны и выявить границы этой эффективности.

Когда педагоги сами обучаются, и это происходит открыто, это само по себе – начало образовательного события, ведь дети видят, как их учителя это делают и это заражает их. Таким образом педагоги транслируют некоторые культурные образцы в процессе обучения, и дети могут их потом использовать, чтобы развиваться.

Профессиональное обучающееся сообщество позволяет относиться рефлексивно к тому что мы изучаем. К большому сожалению, современные подростки задают очень мало вопросов, которые могут сделать образование более осознанным процессом. Когда педагог приоткрывает внутреннюю кухню функционирования сообщества, также происходит трансляция культурных кодов ученикам, которые в обычных условиях могут нечасто задумываться над тем, например, почему они изучают ту или иную тему.

Много внимания уделяется созданию личностно-развивающей образовательной среды, и надо отметить, что более успешны в создании ЛРОС те образовательные организации, где созданы профессиональные обучающиеся сообщества. Среда создается как результат синергии различных групп, и чем таких групп больше, тем выше надежда на то, что можно в своих образовательных организациях сформировать успешную образовательную среду. Можно обратить внимание на теорию кривой диффузии инноваций. [2] Эта теория связана с тем, что как только к новаторам, к тем, кто хотел бы каких-то изменений, добавляются ранние последователи, которым важны эти изменения, только в этом случае можно рассчитывать на то что эти изменения смогут произойти. То же самое можно сказать о создании личностно-развивающейся образовательной среды.

Профессиональное обучающееся сообщество связано с горизонтальным обучением. Если посмотреть на сущность горизонтального обучения, то это ситуация, в которой группа педагогов договаривается, чему и как они будут учиться, а члены группы распределяются по своим особенностям: по знаниям, интересам, видам деятельности в ходе освоения чего-то нового. Члены группы идут на мастер-классы, курсы, открытые уроки, а потом объединяют добытые знания, умения, опыт в своём сообществе и передают своим коллегам, друзьям.

Профессиональное обучающееся сообщество – не объединение методистов и не творческая группа преподавателей, так как у них различные целевые основания. Единственный целевой ориентир профессионального обучающегося сообщества – это улучшение образовательных результатов. Профессиональные обучающиеся сообщества сейчас активно работают с формированием функциональной грамотности, развитием личностного потенциала ученика, получая качественно другие результаты.

Чтобы горизонтальное обучение было эффективно, в рамках профессионального обучающегося сообщества необходимо создать определенные условия. Невозможно создать профессиональное обучающееся сообщество приказом администрации и поставить на этом точку. Уже есть методические сервис-школы, где методический сервис обеспечивает методическую поддержку, взаимодействие с партнерами, с другими школами, которые работают над той же проблематикой, взаимодействие с институтами развития образования, все это методически поддерживает деятельность профессиональных обучающихся сообществ.

Важна также ответственность самого педагога, невозможно заставить людей объединиться в профессиональное обучающееся сообщество, если они этого не хотят. Ответственность у педагогов есть, к тому же она заложена в профессиональном стандарте, методических рекомендациях Министерства просвещения по адресной поддержке непрерывного профессионального мастерства педагогических работников. Профессиональное обучающееся сообщество должно существовать, исходя из потребности конкретной образовательной организации, а эти потребности определяются в первую очередь потребностями детей.

На эффективность деятельности профессионального обучающегося сообщества влияет выбор и реализация той или иной педагогической стратегии. Это могут быть разные цели: развитие личностного потенциала учеников, создание личностно-развивающей образовательной среды, стратегия формирования компетенций будущего, стратегия формирования критического мышления, лишь бы они сработали на улучшение образовательного результата конкретной школы, конкретных учеников.

Члены профессиональной обучающегося сообщества представляют результаты своего горизонтального обучения: изменения своей компететности и изменение в преподавании, изменение в образовательных результатах или взаимоотношениях в классе – в зависимости от того, над какой проблемой они работали. Методическая служба организует внешнюю экспертизу и обобщение на уровне школы. Управленческая команда анализирует и принимает решение о выборе той или иной стратегии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обеспечение качества профессиональной подготовки и результативности деятельности педагогов в условии технологизации образовательного процесса"

Осуществление технологической подготовки педагога позволяет ему овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами образовательного процесса, а так...

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога.

Педагогическое сотрудничество, ставя своей задачей развитие способностей каждого ученика, создает условия для социального признания личности школьника, а потому педагогическое сотрудничество на уроке ...

Участие обучающихся во внеурочной деятельности, дополнительном образовании по профилю профессиональной деятельности педагога

Организую участие обучающихся во внеурочной деятельности: в предметных декадах, в экономической выставке-ярмарке «Город мастеров»[...

Наставнический проект "Организация работы Профессионального Обучающего Сообщества как инструмент для создания Личностно-развивающей образовательной среды в образовательном учреждении"

Предпосылкой создания данного наставнического проекта послужило то, что управлен-ческая команда (директор и заместители директора) прошли обучение на курсах повышения квалификации по ППК «Управл...

Результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования (заочные олимпиады; открытые конкурсы; конференции научных обществ; выставки, турниры) по профилю профессиональной деятельности педагога

Выставка детского художественного творчества — это своего рода образовательный проект, ориентирующий участников на активное и творческое освоение не только новых способов художественной деятельн...

Методическая статья по теме «Образовательное событие, как новая форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов»

Образовательное событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло....