План работы с одаренными детьми
методическая разработка

Устинкина Светлана Анатольевна

Выявление одаренных детей и формы работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odarennymi_detmi.docx70.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель работы : Создание  условий  для  развития   одаренных детей  в интересах  личности, общества и государства.

 Задачи работы:

     - Реализация  способностей  талантливых   детей.

    - Формирование  устойчивых  навыков учащихся к проектно-исследовательской,

        творческой  работе.

     - Активизация познавательной  и  творческой  деятельности  учащихся  во  внеурочное  время.

- Способствовать развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

 Категории  одаренных  детей:

  1. Дети с  высоким  общим  уровнем  развития  при  прочих  равных  условиях
  2. Дети  с  признаками специальной  умственной  одаренности  в  определенной  области  науки
  3. Дети  не  достигшие  по каким  либо причинам  успехов  в учении, но  обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью  психического  склада, незаурядными  умственными  способностями.

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

В основу работы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

  Принципы  работы  с  одаренными  детьми:

Разнообразие предоставленных  возможностей  для развития личности.

Индивидуализация  и  дифференциация  обучения.

Возрастание  роли  внеурочной  деятельности.

Свобода  выбора детьми дополнительных образовательных  услуг, помощи, наставничества.

 Совместная  работа  детей без  участия  учителя.

Формы  работы  с  одаренными  детьми :

1.  Интернет олимпиады  .  Олимпиады различного уровня.

2.  Внеклассные  мероприятия . Конкурсы.   Игры.  

                                                         

3.  Прикладные  курсы.  1) 2020-2023 гг ОДО для обучающихся  9 класса

            «Избранные вопросы математики  при подготовке к ГИА»

                 2)2020 -2023гг  ОДО для обучающихся  11 класса

                                                  «Мир математики»

                            3)  Внеурочная деятельность

                                 2020 -2021гг    «Наглядная геометрия» 6 класс

                                 2022-2023гг  Функциональная грамотность 8 класс

                                 2023-2024 гг   Функциональная грамотность 9,10,11 классы

                                  2023-2024 гг  «Математика в жизни» 9 класс          

  1. Проектная деятельность учащихся по индивидуальному плану.

     

    Этапы реализации плана работы с одаренными детьми

год

Ход работы

Сроки исполнения

2020-2021 уч.год

Изучение контингента школы с целью выявления типов одаренных детей.

сентябрь

Выбор форм и методов работы.

Октябрь

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Ноябрь

Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Ноябрь

Участие в интернет-олимпиадах.

В течение года

Индивидуальная работа по проектной деятельности.

В течение года

Индивидуальные и групповые занятия. Работа над проектами.

Март

Презентация проектов, исследовательских работ с учащимися.

Апрель

Итоговая диагностика показателей возможностей каждого ребенка.

Май

год

Ход работы

Сроки реализации

2021-2022

уч.год

Подбор практических заданий для индивидуальной и групповых работ с одаренными детьми

сентябрь

Отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого учащегося

В течении года

Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Октябрь

Участие в муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады школьников ( 9-11 кл).

Ноябрь

Участие в интернет-олимпиадах.

В течении года

Работа над проектами и исследовательскими работами

Декабрь

Участие в предметной неделе по математике

Январь

Участие в физико- математическом турнире школьников ( муниципальный уровень)

февраль

Работа над индивидуальными и групповыми проектами

Март

Подготовка к ВПР, трудные задачи ГИА.

 Март - Апрель

Результаты и достижения. Презентации работ учащихся.

май

Определение проблем, возникших в ходе работы за два года. Планы на следующий год.

июнь

год

Ход работы

Сроки реализации

2022-2023

уч.год

Обновление списков детей. Изучение их интересов и склонностей.

сентябрь

Подбор практических заданий для индивидуальных и групповых работ с одаренными детьми

сентябрь

Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Октябрь

Участие в муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады школьников ( 9-11 кл).

Ноябрь

Участие в интернет-олимпиадах.

В течении года

Работа над проектами и исследовательскими работами

Декабрь

Участие в предметной неделе по математике

Январь

Участие в физико- математическом турнире школьников ( муниципальный уровень)

февраль

Работа над индивидуальными и групповыми проектами

Март

Подготовка к ВПР, трудные задачи ГИА.

 Март - Апрель

Результаты и достижения. Презентации работ учащихся.

май

год

Ход работы

Сроки реализации

2023-2024

   уч.год

Подбор практических заданий для индивидуальной и групповых работ исходя из затруднений  прошлого года.

сентябрь

Отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого учащегося

В течении года

Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Октябрь

Участие в муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады школьников ( 9-11 кл).

Ноябрь

Участие в интернет-олимпиадах.

В течении года

Работа над проектами и исследовательскими работами

Декабрь

Участие в предметной неделе по математике

Январь

Участие в физико- математическом турнире школьников ( муниципальный уровень)

февраль

Работа над индивидуальными и групповыми проектами

Март

Подготовка к ВПР, трудные задачи ГИА.

 Март - Апрель

Результаты и достижения. Презентации работ учащихся.

май

                                     

                                     Ожидаемые  результаты:

  1. Раскрытие и  реализация  творческих  способностей  детей

  1. Формирование навыков   к научно-исследовательской  работе

  1. Издание  работ  учащихся в СМИ ,  сборника  творческих проектов.

  1. Влияние  на  профессиональный   выбор  учащихся

  1. Мониторинг  достижений  учащихся

                                                       Литература

  1. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».
  2. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки.
  3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе //

                    Народное образование. – 1999.– № 9.

  1. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми

Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...