Семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках ФГОС"
методическая разработка

Тонких Валентина Александровна

Семинар для молодых педагогов в рамках реализации муниципального проекта "Школа молодого педагога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар: «Формирование метапредметных результатов в рамках ФГОС»

  1. Мотивация.

Цель современного образования - развитие у обучающихся способности эффективно действовать в ситуации неопределенности на основе целостного восприятия мира.

В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Государственный образовательный стандарт (ФГОС) подразделяет требования к результатам освоения программ НОО, ООО и СОО на личностные, метапредметные и предметные результаты.

Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, является системно-деятельностный подход.

Задание 1. Какое понятие зашифровано на этой картинке?

D:\590.png

  1. Актуализация
  1. Что такое метапредметность?

"Мета "–( «за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а педагог с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Метапредметные результаты во ФГОС

ФГОС второго поколения

Обновленный ФГОС

ООО: « … метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» (п. 8 ФГОС ООО)  

•ООО: « … метапредметным, включающим: – освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, курсов модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

– способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

– готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

– овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории» (п. 41 ФГОС-2021 ООО)

  1. Задание 2. Составить таблицу «Требования к результатам освоения ФГОС НОО, ООО, СОО»

УУД

Результаты

Познавательные

Базовые логические действия

Базовые исследовательские действия

Работа с информацией

Коммуникативные

Совместная деятельность

Общение

Регулятивные

Самоорганизация

Самоконтроль

Принятие себя и других

Эмоциональный интеллект

Какие компоненты остались?

  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

К чему их можно отнести?

  1. Задание в группах. Соотнесите понятия: метапредметные результаты и функциональная грамотность.
  2. Вывод о соотношении функциональной грамотности и метапредных результатов. Таблица метапредметные результаты и функциональная грамотность.
  3. Шаги формирования метапредметных умений школьников.
  1. Пробное действие:
  1. Задание 3 (работаем по группам): изучить основные  идеи и положения своего метапредмета. В течение 15 минут составить фрагмент урока с использованием его элементов.

1 группа – метапредмет «Знак»;

2 группа – метапредмет «Знание»;

3 группа – метапредмет «Задача»;

4 группа – метапредмет «Проблема».

  1. Группы представляют результат работы.

  1. Подведение итогов.
  1. Задание 4 по группам: продолжить предложения.
  1. Метапредметный урок - это урок, целью которого...
  2. Метапредметный урок - это урок, на котором…
  3. Метапредметный урок - это урок, с помощью которого...

Ответы:

  • Метапредметный урок - это урок, целью которого... передача способов работы со знанием.
  • Метапредметный урок - это урок, на котором… учащийся осваивает универсальные способы действий со знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию.
  • Метапредметный урок - это урок, с помощью которого... можно решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов.

 

  1. Задание 5. Соедините четыре точки тремя смыкающимися линиями

 

Вывод: в четырехугольнике ЕГЭ и ОГЭ, а все остальное – метапредметность

Пусть эта картинка станет символом метапредметности.

  1. Рефлексия.
  1. Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию:
  •  «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
  •  «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
  •  «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
  •  «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
  •  «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.
  •  «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В.  Ломоносова.
  •  «Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова).

  1. Завершить наше занятие хочется словами:

Метапредметность – это культура воспитания интеллекта.

PS. Исходя из того, что вы узнали сегодня о структуре уроков ФГОС, каким было наше занятие?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация требований к результатам обновленных ФГОС Подготовили: Немкова Вера Николаевна, учитель истории и обществознания, Тонких Валентина Александровна, учитель математики МБОУ Моторской СОШ

Слайд 2

– развитие у обучающихся способности эффективно действовать в ситуации неопределенности на основе целостного восприятия мира. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях. Цель современного образования

Слайд 3

Личностные Метапредметные Предметные Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, является системно-деятельностный подход Требования к результатам освоения программы НОО, ООО, СОО

Слайд 4

Какое понятие зашифровано на этой картинке? Задание 1

Слайд 5

"Мета "–( «за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность , метапредмет , метазнание , метаумение ( метаспособ ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью . Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а педагог с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Что такое метапредметность ?

Слайд 6

Метапредметные результаты во ФГОС •ФГОС предадущего поколения: « … метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» (п. 8 ФГОС ООО) Обновленный ФГОС « … метапредметным , включающим: – освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, курсов модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); – способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; – готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; – овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории» (п. 41 ФГОС-2021 ООО)

Слайд 7

УУД Результаты Познавательные Коммуникативные Регулятивные Задание 2

Слайд 8

Базовые логические действия Самоорганизация Эмоциональный интеллект Глобальные компетенции Базовые исследовательские действия Общение Принятие себя и других Самоконтроль Работа с информацией Совместная деятельность Креативное мышление Метапредметные результаты

Слайд 9

Ответы к заданию 2 УУД Результаты Познавательные Базовые логические действия Базовые исследовательские действия Работа с информацией Коммуникативные Совместная деятельность Общение Регулятивные Самоорганизация Самоконтроль Принятие себя и других Эмоциональный интеллект

Слайд 10

Какие компоненты остались? Глобальные компетенции Креативное мышление К чему их можно отнести? Соотнесите понятия: метапредметные результаты и функциональная грамотность

Слайд 11

•На развитие функциональной грамотности школьников влияют предметные и личностные результаты. Поэтому функциональная грамотность – более широкое понятие, чем метапредметные результаты. •Универсальные учебные действия, которые входят в метапредметные результаты, – это своеобразные критерии. По таким критериям можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников. Отличие функциональной грамотности от метапредметных результатов

Слайд 12

Познавательные УУД Компонент ФГ Базовые логические действия Умения: – выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); – устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; – предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; – выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; – делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; – самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев) Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Метапредметные результаты и функциональная грамотность

Слайд 13

Метапредметные результаты и функциональная грамотность Базовые исследовательские действия Компонент ФГ Умения: – использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; – формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; – формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; – проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; – оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); – самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах Естественнонаучная грамотность

Слайд 14

Метапредметные результаты и функциональная грамотность Работа с информацией Компонент ФГ Умения: – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; – оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; – эффективно запоминать и систематизировать информацию Читательская грамотность

Слайд 15

Метапредметные результаты и функциональная грамотность Коммуникативные УУД Общение Компонент ФГ Умения: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; – в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); – самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов Глобальные компетенции

Слайд 16

Метапредметные результаты и функциональная грамотность Коммуникативные УУД Совместная деятельность Компонент ФГ Умения: – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; – уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; – планировать организацию совместной работы, определять свою роль, распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); – выполнять свою часть работы, достигать результата и координировать свои действия с другими членами команды; – оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия; – сравнивать результаты с исходной задачей, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой Глобальные компетенции Креативное мышление

Слайд 17

Метапредметные результаты и функциональная грамотность Регулятивные УУД Самоорганизация Компонент ФГ Умения: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; – составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; – делать выбор и брать ответственность за решение Креативное мышление Глобальные компетенции Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность

Слайд 18

Метапредметные результаты и функциональная грамотность Регулятивные УУД Самоконтроль Компонент ФГ Умения: – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения ( недостижения ) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – оценивать соответствие результата цели и условиям. Креативное мышление Глобальные компетенции Финансовая грамотность

Слайд 19

Метапредметные результаты и функциональная грамотность Регулятивные УУД Компонент ФГ Эмоциональный интеллект Умения: – различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; – выявлять и анализировать причины эмоций; – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; – регулировать способ выражения эмоций Принятие себя и других Умения: – осознанно относиться к другому человеку, его мнению; – признавать свое право на ошибку и такое же право другого; – принимать себя и других, не осуждая; – открытость себе и другим; – осознавать невозможность контролировать все вокруг Креативное мышление Глобальные компетенции

Слайд 20

1.Проектная деятельность 2.Интерактивная технология 3.Личностно–ориентированные технологии обучения 4.Интегративная технология . Метапредметные технологии

Слайд 21

Шаг 1. Скорректируйте рабочие программы. Проанализируйте рабочие программы педагогов. Внесите изменения в формулировки планируемых результатов в соответствии с новыми ФГОС начального и основного общего образования. Шаг 2. Определите формы работы. В программах внеурочной деятельности сделайте акцент на развитие метапредметных умений, коллективных и нетрадиционных формах занятий, а также на проектной деятельности (предметные и межпредметные конкурсы, конференции, олимпиады и викторины). Продумайте возможность учета рабочей программы воспитания, школьного самоуправления. Шаг 3. Разработайте программы курсов внеурочной деятельности. Например, «Мыслящий читатель», «Я исследователь» «Учимся мыслить и действовать»… Включите эти курсы в учебные планы на новый учебный год. Шаги формирования метапредметных умений школьников

Слайд 22

Шаг 4. Рассмотрите вопросы индивидуализации обучения. Изучите потребности и интересы школьников. С опорой на полученные данные предусмотрите работу с отдельными учениками. Например, организуйте профильные группы. При необходимости разработайте индивидуальные учебные планы. Шаг 5. Проанализируйте реализацию плана развития метапредметных умений школьников. В конце учебного года проанализируйте, удалось ли реализовать мероприятия плана в полной мере. Отдельно изучите результаты диагностик уровня сформированности метапредметных умений , промежуточной аттестации. Еще рассмотрите результаты ВПР по предметам, которые успели провести в марте 2022 года. Также проследите динамику результатов таких контрольных мероприятий. Шаг 6. Выявите затруднения педагогов. Проведите анкетирование учителей, чтобы выявить их сложности в вопросах развития метапредметных умений школьников. Разработайте анкету самостоятельно или возьмите готовый образец. Дополните план работы методическими мероприятиями для педагогов, чтобы устранить затруднения, которые выявили с помощью анкетирования. Шаги формирования метапредметных умений школьников

Слайд 23

Задание группе: изучить основные идеи и положения своего метапредмета . В течение 15 минут составить фрагмент урока с использованием его элементов. 1 группа – метапредмет «Знак»; 2 группа – метапредмет «Знание» ; 3 группа – метапредмет «Задача»; 4 группа – метапредмет «Проблема» . Задание 3

Слайд 24

Система Юрия Вячеславовича Громыко «Знак» - формирование способности схематизировать «Знание» – умение работать с понятиями, с системой знаний «Задача» - умение решать задачи разных типов из разных областей знаний «Проблема» - умение организовать и вести диалог, развитие способности целеполагания , самоопределения и т.д. Подсказка Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося

Слайд 25

Задание группам : продолжить предложения. Метапредметный урок - это урок, целью которого... Метапредметный урок - это урок, на котором… Метапредметный урок - это урок, с помощью которого... Подведение итогов Задание 4

Слайд 26

Метапредметный урок - это урок, целью которого... передача способов работы со знанием. Метапредметный урок - это урок, на котором… учащийся осваивает универсальные способы действий со знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию. Метапредметный урок - это урок, с помощью которого... можно решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов. Ответы

Слайд 27

Соедините четыре точки тремя смыкающимися линиями ОГЭ ЕГЭ Задание 5

Слайд 28

Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт. «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит . «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека. «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко. «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт. «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В. Ломоносова. «Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова). Рефлексия

Слайд 29

Метапредметность – это культура воспитания интеллекта

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области «русский язык"

Педагогический проект по  теме " Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области "русский язык"...

Формирование метапредметных результатов в рамках преподавания школьного курса "английский язык"

Данная статья дает четкое понятие метапредметных результатов, указывает на их разновидность и способы их достижения на уроках английского языка в начальной школе....

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках ФГОС нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной пр...

Презентация к докладу "Промежуточная аттестация обучающихся как средство оценки метапредметных результатов в рамках освоения учебных предметов «История» и «Обществознание»

Презентация к докладу "Промежуточная аттестация обучающихся как средство оценки метапредметных результатов в рамках освоения учебных предметов «История» и «Обществознание»...

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках ФГОС нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образователь...

Методический семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках обновленных ФГОС"

Цели и задачи: Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и ...