Роль классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ
статья

Фаркова Елена Николаевна

Рекомендации классному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ.

Ещё каких-то лет двадцать назад  в нашей стране развивалась сеть специализированных детских учреждений для детей с различными заболеваниями. Но государство взяло курс на интеграцию  таких учащихся в общеобразовательные школы. Это внесло, конечно, свои трудности в образовательный процесс, но уже трудно представить школу без отдельных программ для таких детей и индивидуальной работы на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями. Замечательно, когда в школе формируется отдельный класс, где обучаются дети с интеллектуальными затруднениями в учёбе.

Классный руководитель в таком классе имеет особый статус в школе. На мой взгляд,  кроме своего основного образования по предмету он должен получить ещё и дополнительныё знания по психологии и олигофренопедагогике. И это одно из самых важных условий работы в подобном классе. В средней школе на основной ступени это может быть класс, где обучаются дети и 6 класса, и 8 класса.

Знания особенностей возраста обучающихся поможет избежать многих ошибок в работе с детьми. Кроме этого педагог должен учитывать тот диагноз, с которым пришёл ребёнок в его класс. А самое главное – видеть хорошие качества ребёнка,  верить, что каждый ребёнок в чём-то талантлив.

Первые месяцы после формального формирования класса можно считать адаптационными для всех участников образовательного процесса. Этот период, наверно, самый сложный, потому что выявляется неформальный лидер, появляются предпочитаемые и изгои  среди детей. Классный руководитель чутко отслеживает ситуацию, используя такие виды диагностической работы, как наблюдение, тестирование, индивидуальные беседы. Изучение индивидуальных особенностей детей в классе потребует достаточно много времени, особенно если в школе нет психолога.  Рекомендуется завести «Индивидуальную психолого-педагогическую карту  обучающегося», где  классный руководитель будет фиксировать, по сути, каждый шаг ребёнка в развитии. На первом этапе после необходимой диагностики записывается  характеристика ребёнка.  Затем в течение учебного года фиксируются все проблемы, с которыми встретился ребёнок,  достижения в учёбе, в  труде, в общении. В конце учебного года проводится снова диагностика, и классный руководитель, сравнивая результаты, проводит анализ своей работы за год, делает выводы и ставит цели на следующий год. Такая кропотливая работа по изучению личностных особенностей помогает и  в построении программы работы с классом. Программа должна учитывать  диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское направление в работе с классом, а также учитывать целевые установки по работе с коллективом, адаптацию учащихся. В блок просветительской работы необходимо включать классные  часы, беседы, игры, тренинги по сохранению и сбережению здоровья учащихся.

Педагогический консилиум в классе можно проводить, когда все особенности детей выявлены, и классный руководитель может дать малому педагогическому  коллективу   по каждому ребёнку класса особые рекомендации в обучении, в особых педагогических подходах к классу. Следует также указать на особенности урока в таком интегрированном классе:

1. Индивидуальная работа с учащимися.

2. Смена видов деятельности на уроке каждые 20 минут

3. Использование  физкультурных пауз .

4. Поэтапное разъяснение заданий.

5. Использование игровых технологий на уроке.

6. Использование технических средств обучения

7. Ежедневная оценка за выполненное задание.

Педагогический консилиум в таком классе может проводиться неоднократно в течение года. Это может быть консилиум по отдельному ребёнку, который плохо адаптировался в классном коллективе, может быть по отдельной группе учащихся, может в конце года по анализу результатов достижения учащихся.

Особо хочется сказать о работе классного руководителя с родителями учащихся. Это могут быть как благополучные, так и неблагополучные семьи.

С благополучными, конечно, проще. Очень часто такие родители обращаются с просьбой дать совет, как общаться с детьми подросткового возраста, какие методики использовать при изучении программного материала. Классный руководитель в работе с родителями старается использовать разнообразные формы работы: лекции, тренинги, круглые столы, которые носят просветительский характер и учат находить правильное решение в педагогических ситуациях. С  неблагополучными семьями намного сложнее. Здесь нужно подключить к работе социального педагога, у которого все эти семьи на учёте. Если эта работа ведётся в системе, то можно добиться каких-то, пусть небольших, но результатов, которые влияют на общее самочувствие детей, как дома, так и в коллективе.

Работа классного руководителя в интегрированном классе с детьми с ОВЗ  - особая работа. Она требует аналитических, координационных, организационных навыков. Она требует глубоких знаний общей психологии,  специальной психологии, личностных свойств характера – гибкости, терпимости, наблюдательности.  Если в этом ещё помогают школьные службы, то в такой класс учителя-предметники идут на урок как на праздник.

Использованная литература:

1.  «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья» Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005г

2.  Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» – М.: Изд-во «Аркти», 2005г

3.  «Система образования для детей с проблемами в здоровье» Под ред.    Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...

Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми

Семинар для классных руководителе "Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми" в трех блоках : теоретический, практический, рефлексия....

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми"

Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской  одаренности, психолого-педагогичес...

Статья "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в работе с детьми группы риска"

В статье определен алгоритм взаимодействия классного руководителя и социального педагога при работе с детьми данной категории, а также конкретные советы и рекомендации  исходя из многолетнего опы...

Советы психолога классному руководителю по работе с детьми «группы риска».

Рекомендации психолога , которые нужно помнить при работе с детьми "группы риска"...

Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития. Поэтому забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Соот...