"Дружба"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Разработка урока по обществознанию в 6 классе по учебнику под редакцией  Л.Н.Боголюбова.

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление учащихся о дружбе; научить определять для себя значимые личностные ценности; показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей; формировать умение сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba_doc.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания  в 6 классе по учебнику Боголюбова Л.Н.

ТЕМА:  ДРУЖБА

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление учащихся о дружбе; научить определять для себя значимые личностные ценности; показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей; формировать умение сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. тесты
  2. словари
  3. пословицы и поговорки о дружбе.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Новая тема:

Эпиграф:                                          « Только дружба может стать тем цементом,

                                                            который сплотит воедино весь мир»

                                                                       Томас  Вудро  Вильсон

  • Ребята, в качестве домашнего задания вы должны были ответить на вопрос:

О каком виде межличностных отношений идет речь в словах Антона Павловича Чехова?

« Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника».

  • Конечно, Чехов писал о дружеских отношениях, построенных на взаимной поддержке и уважении.

Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал в XI1 веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд, притч и пословиц о дружбе. А вот, что же такое дружба, чем она отличается от других человеческих отношений и привязанностей, какими качествами должен обладать настоящий друг, все это мы и должны выяснить на нашем сегодняшнем уроке.

  • В качестве домашнего задания вам было необходимо выписать из словарей определения понятия «дружба»

(работа со словарями и определениями, обсуждение)

-Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба - это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорят «Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты» Вы согласны с этим? (обсуждение)

  • Ребята, а у кого из вас есть друзья? Давайте попробуем с вами составить словесный портрет друга.

(составление словесного портрета)

  • А теперь мы познакомимся с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина и ответим на такие вопросы:

  1. Для чего человеку нужен друг?
  2. Почему рельсы всегда рядом?

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.

Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

Ф. Кривин (ответы на вопросы с обсуждением)

  • Итак, ребята мы выяснили, что практически у каждого из вас есть друзья, вы узнали мнение писателя Феликса Кривина, а теперь выполните задание.

На доске записаны определения понятия друг. Выберите одно, с которым вы согласны, второе, которое на ваш взгляд, является неточным или неверным. Докажите свою точку зрения. А можете также дать свое определение друга.

  1. Друг - это тот, кого нам вечно не хватает.
  2. Друг - это тот, кто встанет вместо меня.
  3. Друг - это тот, вместо кого встану я.
  4. Друг- это тот, с кем можно помолчать.
  5. Друг - это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.

(ответы и дополнения учащихся)

- Прочтите два маленьких стихотворения и оцените, прав или неправ автор стихов.

Тот, кто в беде бросает друга,

Когда ему живется туго,

Кто сердце не готов отдать,

 Тому, кто вынужден страдать,

Кто сам страдает безутешно,

Когда дела идут успешно.

У друга первого его - достоин только одного:

Неумолимого презренья.

***

Добрый друг не тот,

Кто перед нами спину гнет,

К уловкам, прибегая лисьим!

Но кто в поступках независим,

Удачу иль беду твою воспримет так же, как свою,

Не подведет и не обманет.

А. Дюрер

(обсуждение стихотворений с учащимися)

  • Дружба учит, бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.

Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

  • Ребята, а знаете ли вы, каким другом являетесь ? А хотите узнать?

(тестирование)

  • Итак мы выяснили какие вы друзья. А теперь давайте немного поиграем. Игра -это всего лишь шутка, но в каждой шутке есть доля истины. По итогам игры, вы узнаете - Умеете ли вы выбирать друзей? Легко ли вам это удается?

Но есть одно условие: отвечать на все вопросы нужно быстро и откровенно, (игра)

1.Из перечисленных достоинств, которые было бы приятно видеть у ваших друзей,
отметить два, которые вы цените выше других:

  1. Искренность - 25 очков
  2. Верность      - 20 очков
  3. Находчивость -10 очков
  4. Красота        - 6 очков
  5. Скромность   -15 очков
  6. Занимательность - 5 очков
  7. Ум        - 8 очков

  1. Перед вами контур ступенчатой пирамиды, на вершине которой шарик. Решите, куда он должен скатиться - налево или направо, (налево - 5 очков, направо - 20 очков)
  1. Ответьте на несколько вопросов:   (да - нет)

  1. Подводил ли тебя когда нибудь друг? (5,15)
  2. Считаешься ли ты хорошим знатоком людей?(20,2)
  3. Охотно ли путешествуешь?(4,12)
  4. Любишь ли ты общество?( 15,8)
  5. Знаешь ли ты всех жильцов своего дома?(12,26) Считаешь ли такие утверждения правильными:
  6. Животные - лучшие друзья людей( 5,15)
  7. В беде покинет тебя и друг.( 3,12)
  8. Дружба не прибыльна.( 1, 20)
  9. Не следует от друзей требовать многого.(20, 6)
  10. Чем больше друзей, тем лучше.(5,10)

(подведение итогов)

Если сумма очков не превышает 140, то надо сказать, что друзья достаются вам с большим трудом. И совсем не потому, что вы не можете быть хорошим товарищем, просто вы не верите в возможность встретить хорошего друга. Больше доверяйте людям!

Количество очков от 141 до 180. Вы хорошо знаете людей и умеете завоевывать дружбу. У вас есть друзья, на которых вы можете положиться, в то же время вы и сами никогда не подведете друзей и пусть вам не всегда везет в жизни, вы никогда не унываете, у вас есть отличные друзья.

От 181 очка и выше. Друзья для вас не проблема. У вас их и так много, что не сосчитаешь. Вам удается их без труда находить. Но, по всей вероятности, вы быстро изменяете им и легко их теряете.

-Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.

(конкурс пословиц и поговорок)

III. Закрепление: Разбор ситуаций.

        Как поступили бы вы на месте героев?          Могут ли друзья познаваться в радости?

       

  ( Приложение №1)

- Ребята, ученики Павлышской школы (на Украине), где директором работа выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский, выработали «Законы дружбы».

Мне бы хотелось, чтобы вы познакомились с ними и возможно это поможет кому -то найти друга или сохранить уже имеющуюся дружбу.(Приложение №2)

IV.Подведение итогов: Что вы узнали о дружбе и друзьях на сегодняшнем уроке?

V.Домашнее задание:

  1. Составить свод правил для тех, кто стремится стать хорошим другом
  2. Ответить на вопрос : Существует ли дружба между юношей и девушкой.
  3. Выписать из словарей определение понятия «любовь».

6. Выставление оценок.

Приложение №1

СИТУАЦИЯ 1

Два студента  готовятся к экзаменам. У одного из них, Александра лекции в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает товарищу в просьбе, мотивируя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.

                                         СИТУАЦИЯ 2

Когда со мной случалось горе,

Подняться не хватало сил,

Рук подоспевшее подспорье

Всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжело-

Друзья стояли в стороне,

Завидуя и сожалея,

Что помогли когда-то мне.

           А. Дементьев

Приложение №2

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки. Трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.
  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
  3. Дружба - это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
  5. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
  6. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
  7. Быть требовательным к дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружбой дорожить умейте!"

Предлагаемый классный час проводился с использованием технологиифранцузских мастерских. Данная технология интереснатем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритмдействия, тв...

Буклет о дружбе

Буклет о дружбе для родителей 7 "Б" класса. (подготовка к родительскому собранию)...

Презентации детей по проекту о дружбе.

Тарасенко Оля представила свою презентацию о своей подруге на защите проекта....

Классный час по теме: "Друг, дружба, законы дружбы"

Классный час по теме: "Дружба" для 5-6кл...

Беседа о дружбе "Дружбой дорожить умейте"

Цель:  знакомство воспитанников с правилами дружбы.Задачи: 1)  показать важность истинных друзей в жизни человека...

"Основа дружбы и значение дружбы для человека"

Конспект урока по этике для учащихся коррекционной школы 8 вида 7 класс....

Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить

Мероприятие, посвященное дружбе...