Главные вкладки

    Методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему:
    урок обществознания для 10 класса (социально-экономический профиль)

    этот урок предполагает интерактивные методы работы учащихся по теме "нации и межнациональные отношения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    tolerantnost.pptx119.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    МОУ «АТРАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»Алатырского района Чувашской РеспубликиДистанционный конкурс учителей истории и обществознания «Воспитание толерантности и правосознания: мое лучшее занятие» Номинация «Сценарий урока»Толерантность в межнациональныхотношениях

    Урок обществознания разработан учителем истории и обществознания высшей категории МОУ «Атратская СОШ» Долговой Галиной

    Дмитриевной

    Цель урока.

    Ознакомить с проявлениями толерантности в межнациональных отношениях.

    Задачи урока.

    Определить, в чем заключается межэтническое сотрудничество.

    Рассмотреть причины и сущность межэтнических конфликтов.

    Узнать основные способы регулирования межэтнических отношений.

    Понять, в чем заключены принципы толерантности вообще и в отношениях наций в частности.

    Совершенствовать навык работы с компьютером.

    Эпиграф урока

    «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

    Н. А. Добролюбов

    Проблема урока

    Можно ли считать современную Россию толерантным государством?

    Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

    - Основная проблема науки в этих отношениях – определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений.

    Проблема межэтнических отношений многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы: история и современная повседневная жизнь; духовный мир личности; культура; образование; социология; психология; экономические, политические, правовые отношения.

    Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

    2 уровня межэтнических отношений

    Взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни

    Межличностные отношения людей разных национальностей

    Две тенденции этнических отношений

    Межнациональная дифференциация

    Межнациональная интеграция

    Межэтническое сотрудничество

    Интеграция – синтез, объединение на основе каких-либо общих признаков.

    интеграция

    Экономическая, политическая

    Интеграция национальных образований в пределах страны

    Проблемы межнациональных отношений, возникшие при советской власти

    Непродуманное административно-территориальное деление

    Ухудшение экологической обстановки в регионах проживания коренных малочисленных этносов.

    Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам

    Проявления интеграции в Европе

    Связано с глобализацией, складыванием постиндустриального общества, с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом.

    Пример: деятельность ЕС (25 государств – 450 миллионов, 40 языков)

     

    Единое гражданство, единая валюта – евро,

    наднациональные органы власти

     

    Европарламент, Совет ЕС. Европейский суд, разработка Конституции ЕС. НО

     

    она может вступить в силу после одобрения всеми странами ЕС

    Проявления интеграции в России

    Забота о формировании общего экономического, гуманитарного правового пространства с несколькими странами, входящими в СНГ.

    Переговоры с Евросоюзом о взаимодействии в сферах экономики, правосудия, безопасности, науки, образования, культуры.

    Кроме интеграции существует дифференциация – разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени. Примеры – разделение Чехословакии на Чехию и Словакию (мирным путем), распад Югославии (с вооруженными действиями).

    Межнациональные конфликты.

    Конфликт - столкновение противоположных сил и интересов, мнений, взглядов; серьезное разногласие, спор, чреватый осложнениями и борьбой.

    Социальный конфликт – это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.

    Этнос – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народ или нацию.

    Этнический конфликт

    Любая форма противоборства, в котором стороны

    мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий

    Любая конкуренция между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов

    Причины межнациональных конфликтов

    Территориальные

    Экономические

    Социальные

    Культурно-языковые

    Источники межэтнической напряженности

    Национализм

    Ксенофобия

    Шовинизм

    Регулирование межэтнических отношений.

    Гуманистический подход – главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений, - предполагает

    признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами

    развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических сообществ, независимо от их национальной принадлежности

    нацеленность государственных органов, СМИ, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно у молодежи, культуры межэтнического общения.

    Необходимо воспитание ТОЛЕРАНТНОСТИ – уважения, доверия, готовности к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимвть и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения.

    Толерантность определяет сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

    Пути урегулирования конфликтов

    Применение правовых механизмов

    Переговоры между конфликтующими сторонами

    Информационный

     Совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий

    Государственная поддержка политики многокультурности.

    Одна из причин конфликтов: жизненная неустроенность этносов: нищета, безработица, низкие заработки и пенсии, плохое жилье, трудности получения образования.

    Для преодоления конфликтов нужно улучшить жизнь гражданина, создать и закрепить у этносов психологическое чувство удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни.

    Необходимо регулирование общественных конфликтов, включающее договоренности между противоборствующими сторонами о справедливом распределении ресурсов, об увеличении числа рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

    Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.

    Национальная политика – составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества.

    В основе демократической национальной политики – уважительное отношение к людям, представляющм любую этническую общность, установка на сторудничество и сближение народов.

    Принципы национальной политики в РФ по «Концепции государственной национальной политики РФ»

    Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка

    Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности

    Сохранение исторически сложившейся целостности РФ

    Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

    Гарантия прав коренных малочисленных народов

    Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения

    Содействие развитию национальных культур и языков народов РФ

    Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов

    Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды

    Защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

    В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.

    Основные принципы толерантности

    · отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

    · умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

    · толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

    · принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

    Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

    Однажды встретились представители разных рас: белый, черный и желтый.

    - Я самый красивый, - утверждал представитель европеоидной расы.

    - Нет, самый красивый я, - утверждал монголоид.

    -Да что вы спорите, самый красивый я, - вступил в спор негроид.

    Спорили, спорили, но доказать ничего друг другу так ничего и не смогли.

    - А давайте пойдем к Господу Богу, пусть он нас рассудит.

    Так и сделали. Бог внимательно выслушал их и сказал: «Как хорошо, что вы все разные…»

    Россия – толерантное государство.

    Из истории мы хорошо знаем, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки разжигания национальной розни. И не зря цивилизованный человек проверяет другого в том числе и по отношению к другим нациям. Давайте твердо уверуем: все нации и народности равнозначны, одинаковы в правах. Нужно строить отношения между ними на принципах ТОЛЕРАНТНОСТИ.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    урок обществознания для 10 класса (социально-экономический профиль)

    этот урок предполагает интерактивные методы работы учащихся по теме "нации и межнациональные отношения"...

    Урок по теме:"Геометрическая прогрессия в экономике."10 класс, социально-экономический профиль

    ТЕМА: Геометрическая прогрессия в экономике. 10 класс, социально-экономический профиль...

    Урок по теме: «Неравенства в финансовой математике». (Социально – экономический профиль).

    Урок лекционного характера с решением иллюстрирующих примеров....

    Открытый урок экономики по теме "Стили менеджмента" (10-11 класс, социально-экономический профиль)

    Открытый урок экономики по теме "Стили менеджмента" рассчитан на учащихся 10-11 классов социально-экономического профиля...

    Рабочая программа по обществознанию для 11 класс (социально-экономический профиль)

     Рабочая программа по обществознанию в 11 классе (социально-экономический профиль) составлена на основе программы, ...

    Рабочая программа по математике 8 класс,социально-экономический профиль

     Рабочая программа алгебры 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основног...

    Примерная итоговая экзаменационная работа по обществознанию в 10 классе (социально-гуманитарный профиль)

    Тестовая работа составлена с опорой на структуру ЕГЭ по обществознанию, но содержит меньшее количество заданий с учетом ...

    Программа учебной дисциплины: "Естествознание (физика)" - социально-экономический профиль

    Содержание программы, календарно-тематическое планирование в объеме 195 (95) часов...

    календарно- тематическое планирование уроков обществознания для 10 класса социально- гуманитарный профиль

    Календарно- тематическое планирование уроков обществознания , социально- гуманитарный профиль 105 часов по учебнику Бого...

    Контрольное тестирование к урокам обществознания в 11 классе по темам: Экономика: наука и хозяйство» и «Экономический рост и развитие»

    Материал может быть использован как для входного и  итогового контроля в 11 классе непрофильной школы...