Методическая разработка урока "Моя гражданская позиция", обществознание, 10 класс
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Кононенко Зоя Павловна

 

Урок обществознания в 10  классе по теме «Моя гражданская позиция» разработан и проводится в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. На урок приглашаются представители Территориальной избирательной комиссии, представители общественности.

По типу этот урок можно отнести к повторительно-обобщающим, который завершает изучение политико-правового блока. Учащиеся уже познакомились с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными институтами и органами политической власти, правами и свободами граждан, формами участия граждан в политической жизни страны.

Активные методы обучения, применяемые на уроке, позволяют ученикам обобщить и конкретизировать свои знания и умения в индивидуальной и групповой работе, проявить коммуникативные навыки, сформировать и аргументировать свою точку зрения, почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_grazhdanskaya_poziciya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                МБОУ Заветинская СОШ №1

         

 Методическая разработка учебного занятия

Тема: «Моя гражданская позиция»

(урок обществознания в 10 классе)

Автор: Кононенко Зоя Павловна

учитель истории и обществознания

МОУ ЗСОШ№1

с. Заветное

2012г.

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ

Тема: «Моя гражданская позиция»

Автор - Кононенко Зоя Павловна, учитель МБОУ СОШ №1

с. Заветное Ростовской области

Содержание работы:

1)Пояснительная записка

2)Цели и задачи урока

3)Основные понятия

4)Оборудование, необходимое для проведения урока

5)Использованная литература

6)Подготовительный этап урока

7)Описание хода урока

8)Приложения

Пояснительная записка

Урок обществознания в 10  классе по теме «Моя гражданская позиция» разработан и проводится в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. На урок приглашаются представители Территориальной избирательной комиссии, представители общественности.

По типу этот урок можно отнести к повторительно-обобщающим, который завершает изучение политико-правового блока. Учащиеся уже познакомились с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными институтами и органами политической власти, правами и свободами граждан, формами участия граждан в политической жизни страны.

Активные методы обучения, применяемые на уроке, позволяют ученикам обобщить и конкретизировать свои знания и умения в индивидуальной и групповой работе, проявить коммуникативные навыки, сформировать и аргументировать свою точку зрения, почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа.

Цели урока:

  1. Воспитательные (ценностные компетенции)

а) Способствовать формированию активной гражданской позиции

б) Формировать чувство ответственности за будущее своей страны

в) Формирование стремления и готовности применять в своей жизни демократические ценности и нормы

  1. Познавательные (когнитивные компетенции)

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины

б) обобщить и расширить знания о политическом статусе личности, политической культуре и демократии, формах участия граждан в политической жизни страны, особенностях президентских выборов и президентской власти

  1. Развивающие (операционные компетенции)

а) совершенствовать умения самостоятельно добывать знания (работа с документами)

б) систематизировать и творчески применять знания (заполнение анкеты, подготовка проектов, анализ и обобщение данных)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

в) проявлять и развивать коммуникативные навыки (вести дискуссию, излагать и аргументировать свою позицию.

Основные понятия и термины:

- политическая жизнь общества;

- демократия, непосредственная и представительная демократия;

- конституция - основной закон государства;

- Президент, функции и полномочия Президента;

- гражданин;

- гражданская ответственность, гражданская позиция*

- избирательное право (активное и пассивное)

- политический статус личности.

Оборудование, необходимое для проведения урока

1.   «Конституция Российской Федерации 1993»                   - 13 шт.

2.   Таблицы «Функции, компетенции Президента»              -13 шт.

3.   Бланки «Анкета избирателя №1 «10 качеств,

       необходимых Президенту страны»                                   - 24 шт.

4.   Бланки «Анкета избирателя №2»                                       - 24 шт.

5. Таблички на столы: «Школьник», «Студент», «Призывник»,

«Пенсионер», «Предприниматель», «Житель с. Заветное».

6. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг,  

портрет Президента).

7. Плакат с цитатой — эпиграфом урока. «Чем активнее будет каждая      

личность, тем выше будут ее идеалы, тем быстрее мы будем    

приближаться к Правде и тем чище и прекрасней будет Правда

человеческая!»   П. Сорокин.

8. Стенгазета «Из истории выборов и демократии».

Использованная литература:

  1. Конституция РФ 1993г. Любое издание
  2. Боголюбов Н.В. «Обществознание», 10 кл., базовый уровень, М., «Просвещение», 2006.              
  3. Боголюбов Л.Н. «Методические рекомендации к курсу «Человек и общество», часть 2,  М., «Просвещение», 2001 .
  4. Никитин А.Ф., «Правоведение. Избирательное право», рабочая тетрадь из серии «Шаг за шагом». М., 1996г.
  5. Певцова Е.А. «Обществознание. 10-11 кл. Книга для учителя». М., «Русское слово», 2000.
  6.  Шилобод М.Н. «Политика и право», учебное пособие для 10-11 класса, М., «Дрофа», 1999г.

Подготовительная работа к уроку

1.   Класс делится на группы: «Школьник», «Студент», «Призывник», «Предприниматель», «Пенсионер», «Житель села Заветное». Каждая группа выполняет опережающее творческое задание: составить проект наказа для будущего Президента: «Что я жду от будущего Президента».

2.   Индивидуальные задания: заполнить анкету «10 качеств, необходимых для Президента страны».

3.   Группа Учащихся оформляет стенгазету «Из истории выборов и демократии»

                                                                                                                                              Описание хода урока.

План урока.

  1. Организационный этап:

- приветствие

- представление гостей

- выступление одного из гостей (об акции «Голосует молодежь»)

- сообщение учителя о целях урока и порядке работы

  1. Основной этап:

1) Политический статус гражданина Российской Федерации

2) Формы участия граждан в политической жизни страны

3) Президентские выборы

4)Моя гражданская позиция

  1. Заключительный этап: «Круглый стол» с участием гостей (дискуссия об участии в выборах).

1. Сегодня у нас не совсем обычный и очень важный урок. На наш урок пришли, отложив свои серьезные дела, гости: (представление гостей). Одному из них мы предоставляем слово: (выступление об Акции «Голосует молодежь»)

Чем мы займемся на нашем уроке?

Во-первых, повторим, обобщим наши знания о политическом статусе граждан России, расширим наши представления о политической культуре, представительной власти;

во-вторых, дадим оценку имеющимся в нашем обществе формам участия граждан в политической жизни;

в-третьих, определим для себя индивидуальный подход к выборам и свою гражданскую ответственность.

Зачем Вам все это?

Чтобы Вы ощутили свою причастность к жизни своего государства, своего народа. Чтобы каждый для себя понял: от моей позиции зависит многое в этой стране. Именно поэтому тема нашего урока: «Моя гражданская позиция».

Итак, каждый из нас с гордостью может сказать: «Я - гражданин России». Для каждого из нас священны символы нашего государства: герб, флаг, гимн. (Звучит Гимн Российской Федерации).

1)Основным законом нашей страны является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г. Обратимся к тексту Конституции: ученик читает ст. 1(1) и ст. 3(1,2).

Демократия в нашей стране осуществляется в 2-х формах - представительная и непосредственная. Объясните, как Вы это понимаете? (учащиеся объясняют).

 Какие же политические права имеют граждане России? (Обратимся к главе 2 Конституции, читаем ст. 32).

Избирательное право гражданина может быть активным и пассивным. Объясните, как Вы это понимаете. (Учащиеся объясняют).

Что такое политический статус гражданина? Политические права граждан в совокупности составляют политической статус жителя нашей страны.

2)Обладая политическими правами, граждане могут активно участвовать в политической жизни страны. Назовите основные формы участия (учащиеся перечисляют).

Каждый гражданин выбирает для себя конкретную роль: он может быть политическим лидером, государственным деятелем, активным участником политических митингов. Однако далеко не все граждане захотят сделать политику своей профессией. Но, существует необходимый, гарантированный Конституцией, минимум политической деятельности - это участие в демократических выборах. Наша страна готовится к важному событию в политической жизни – выборам Президента страны.

3) В марте 2012 года в России - выборы Президента, важный, ответственный момент в судьбе страны.

Поговорим о законодательной базе выборов президента. Учащиеся изучают документы:  Конституции РФ, статья 81; Основные положения Федерального закона «О выборах Президента РФ от 10 января 2003г№19-ФЗ», пункты 1-6.

Какие функции и компетенции имеет Президент? (изучаем по таблицам)

4) В руках Президента во многом находится судьба страны. Каким же должен быть Президент? Какими качествами он должен обладать? Над этим вопросом Вы думали, когда заполняли анкету: «10 качеств, необходимых Президенту». Анализируем итоги анкеты. На доске ученик записывает качества Президента по степени важности, по мнению учащихся.

В марте 2012 года граждане России выберут Президента, который будет обладать такими качествами.

С предстоящими выборами граждане России связывают большие надежды. Что мы ожидаем от нового Президента?

Учащиеся, предварительно поделившись на группы и подготовившись, отвечают на вопрос от лица: «школьника», «студента», «призывника», «пенсионера», «предпринимателя», «жителя села Заветное» (на столах соответствующие таблички).

Учитель подводит итоги. Важно отметить, что в наказах Президенту учащиеся занимают не иждивенческую позицию, а готовы внести свой вклад в развитие страны.

4) Пройдут 1-2 года, вы станете полноправными гражданами и сможете реализовать свое избирательное право. Вы должны быть убеждены, что от Вашего голоса зависит судьба страны. Я обращаю Ваше внимание на слова нашего соотечественника (цитата П. Сорокина).

3. В заключение, приглашаем к нашему разговору гостей. Ведь это люди, за плечами которых большой жизненный опыт, ответственная работа.

Много полезного, интересного мы узнали на уроке. Все разложили по полочкам, все ясно и понятно. Но, к сожалению, в жизни бывает сложнее. Среди окружающих вас людей бытуют разные мнения об участии в выборах:

1. «На выборы ходить бесполезно, все равно будет так, как захотят власть имущие».

2.   «Все равно от моего голоса ничего не зависит. Правильно писал Маяковский: «Голос единицы тоньше писка...»

3.   «Ходить на выборы не модно! Туда ходят одни старики».

4.   «Зачем такие деньги тратят на выборы, лучше бы людям отдали».

Проводится дискуссия по предложенным позициям.

В заключении все заполняют «Анкету избирателя №2» (приложения). Заключительное слово одному из гостей.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

АНКЕТА ИЗБИРАТЕЛЯ №1

Подумайте и напишите 10 качеств, которые с вашей точки зрения обязательно должны быть у будущего президента

Самые важные

1.

2.

3.

Просто важные

4.

5.

6.

Менее важные

7.

8.

9.

10.

     

       Анкета избирателя №2

1. Если бы Вам исполнилось уже 18 лет, пошли бы Вы на выборы?

  1. да
  2. не знаю
  3. нет

2. Участвуют ли выборах члены Вашей семьи?

                              1)да

                              2) не знаю

                              3)нет

3. «Голос единицы тоньше писка...» - согласны ли Вы с мнением

    В. Маяковского.

                              1)нет

                              2) да

                              3) не знаю

4. Интересно ли Вам знать об итогах Выборов?

                              1)да

                            2) мне все равно

                            3) не знаю

5. Считаете ли Вы, что выборы в нашей стране проводятся честно?

1)нет

2)да

3)мне все равно

Анализ анкеты: номер ответа соответствует количеству баллов.

5-6 баллов - Вы активный избиратель

7-10 баллов - Вы не отличаетесь активностью.

Более 10 баллов - Вы пассивный, равнодушный избиратель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Особенности гражданского воспитания дошкольников"

Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданс...

Учебно-методическая разработка по гражданско-правовому воспитанию "Права ребенка- твои права".

Данная методическая разработка поможет в доступной форме познакомить учащихся младших классов  с основным законом государства - Конституцией России, сформировать у учащихся представления о правах...

«Методические аспекты формирования гражданской позиции у обучающихся на уроках истории и обществознания».

Доклад учителя истории, обществознания, ОРКСЭ  МБОУСОШ № 7 имени героя России М. Евтюхина  г. Североморска Филяева Алексея Евгеньевича на ГМО учителей истории г. Североморска по теме: :...

методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"

Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...