Тема: Что делает человека человеком? 7 класс обществознание.
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Кушнарева Татьяна Анатольевна

Тема: Что делает человека человеком? Раскрыть связь понятий “гуманизм”, “мораль”, “человечность”, “нравственность”; раскрыть понятия “добро” и “зло” как наиболее общие понятия морали.

  1. Показать практическую направленность и регулятивные возможности морали.

Тип урока: Обобщение по теме “Что делает человека человеком?”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delaet_cheloveka_chelovekom.word_.rar20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что делает человека человеком?

Цель:

  1. Раскрыть связь понятий “гуманизм”, “мораль”, “человечность”, “нравственность”; раскрыть понятия “добро” и “зло” как наиболее общие понятия морали.
  2. Показать практическую направленность и регулятивные возможности морали.

Тип урока: Обобщение по теме “Что делает человека человеком?”

Оборудование: А.де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, любое издание. Песня “Маленький принц”. Сл.Н.Добронравова, муз. М.Таривердиева.

Ход урока

Вступительное слово учителя – цели и задачи урока.

Вопросы

 


 

1. Что является главным объектом изучения обществознания?

– сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком, человечным?

Чтение учебника (с. 21) запись в тетрадь и на доске

 

– определение человечности
Человечность – каждодневное проявление гуманизма

2. Как вы понимаете принцип гуманизма?
– гуманизм – важнейший моральный принцип

Запись в тетрадь


 

 

 

 

– человек в отличие от животного способен поступать повинуясь представлениям о должном;
– все поступки людей непременно оцениваются ими самими и другими людьми по определенным критериям;
– установленные правила или принципы поведения – это мораль.

3. Кто же установил эти правила и должен следить за их исполнением?

– попробуем разобраться, используя произведение А.де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Поэтическая, полная щемящей нежности к человеку книга и до сих пор актуальна обращением к общечеловеческим ценностям.

Вопросы
Текст (с.26)

С.24-26
С.44 король
С.51 честолюбец

С.53 пьяница
С.55 деловой Человек
С.60 фонарщик
С.65 старик – географ

 

Задание
С.62-64

 

– какие правила каждодневного поведения выработал для себя Маленький принц?

– как вы думаете, кого или что понимал Маленький принц под баобабами?

– какие путешествия совершил Маленький принц, какие планеты посещает, как вы думаете, случайно ли это?

– назовите черты характера, которые отталкивают Маленького принца?

(делим лист в тетради пополам, работаем одновременно в тетради и на доске, записи появляются постепенно по мере ответов детей на вопросы, сначала заполняем левую часть – отрицательные качества людей, затем правую – качества, которые привлекают Маленького принца)

– попробуйте назвать качества людей, которые привлекают Маленького Принца

 – кого из встреченных малышом людей он выделяет особо, почему? (Этот взрослый думает не только о себе)

Вопрос
С.30-31
С.38-40
С.49
С.22
С.33-34

 – чему еще нас научил Маленький принц?
 – замечать красоту
 – оценивать человека по поступкам
 – судить себя самому
 – нельзя забывать друзей
 – не быть равнодушным (равнодушный не человек, он – гриб)

Вопрос
С.84-85
Чтение
С.89-90

 – какую мудрость открыл Лис Маленькому принцу?
 – Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Для этого надо запастись терпением .
– Чтобы гуманно относиться к человеку, полюбить его, нужно отдать ему душу, подарить свое время. Тогда даже самый обычный человек покажется самым прекрасным.

Вопрос
С.90,97
С.91,103


 

– какой секрет открыл Лис Маленькому принцу на прощание?
– Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь
– Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил

Эти слова подарок сердцу. Не все подарки можно взять в руки. Каждое чувство нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души.

 Вывод делают дети, учитель корректирует

 

Основным субъектом моральной деятельности является личность, а личностью может считаться только человек ответственный, умеющий отвечать за свои  поступки, добровольно подчинять свои действия требованиям морали. Человек  должен уметь быть верным в дружбе и любви, не быть равнодушным, пассивным по отношению к злу. Каждый в ответе не только за свою судьбу.

  Вопрос
С.91


 

– почему Маленький принц возвращается на свою планету?
– какой способ он для этого выбирает?
– умер ли Маленький принц? А мог ли? Почему? Кого или что назвал Маленьким принцем А.де Сент-Экзюпери?
Это душа. Совесть.

С.117

 

 

 

 

Давайте обратимся к последним словам сказки: “Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал еще раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательнее, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится здесь проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас!– не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…

Заключение

Ребята, это сказка. Но поверьте в сказку. Задумайтесь над тем кто и что вы. А главное, не пропустите момент, когда к вам постучится Маленький принц.
Звучит песня “Маленький принц”.

Литература

  1. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории // Преподавание истории и обществознания. - 2008. - №4, 5.
  2. Попова Л. В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории. - М. : АРКТИ, 2003. - 48 с.
  3. Ушакова О.А. Использование электронных пособий на уроках истории // История и обществознание в школе. - 2007. - №3. - С.31-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Природа и человек", 10 класс обществознание

Расширить знания учащихся о взглядах  на происхождение человека; формировать понятия «человек», «индивид», «личность, общество»; развивать умение анализировать информацию источников, воспит...

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

Методическая разработка урока ИЗО на тему "Конструкция головы человека" (6 класс)

Методическая работа «Теория и методика преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения ФГОС общего образования»Фамилия Имя Отчество: Генова Татьяна НиколаевнаТема з...

Презентация по обществознанию 8 класс на тему "Что делает человека человеком".

Презентация сделана к параграфу 1 учебника по обществознанию  8 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова 2016 года...

Тест на тему:"Что делает человека человеком? " (8 класс)

Тест на тему:"Что делает человека человеком?" можно использовать для проверки изученного материала как при подготовке к ГИА по обществознанию....

Международная защита прав человека 10 класс Обществознание

Международная защита прав человека 10 класс Обществознание...