Наука обо всём
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Ресурс представляет собой материалы ко второму уроку курса "Обществознание - 10 класс (профильный уровень)" под ред. Боголюбова. Рассматриваются вопросы специфики философского знания, раскрывается роль и место философии в системе наук об обществе. Ресурс содержит подробный план-конспект урока, презентацию, задания и карточки по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2p_nauka_obo_vsyom.rar2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Обществознание – 10 класс. Профильный уровень.

Урок 2: «Наука обо всём»

Цели:

 ~ обучающая (сформировать представление о сущности и особенностях философского знания);

 ~ развивающая (способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, навыков работы с текстом учебника; умения формулировать и отстаивать свою позицию);

 ~ воспитывающая (показать, что во все времена человечество волновали «вечные вопросы»).

План.

I Опрос

II Объяснение нового материала.

  1. Философия как способ познания мира
  2. Специфика философского знания

II Закрепление.

Домашнее задание: §1, термины к §1(продолжить составление Словарика)

Ход урока.

Беседа

Устно

РМ №2

Слайд 1

Беседа

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Беседа

Запись

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Запись

Слайд 8

С.11-13

Слайд 9

С.15

Беседа

РМ №3

Слайд 10

РМ №4

Беседа

Слайд 11

Беседа

РМ №1

РМ №5, 7

РМ №6

I Опрос

?? Термины:

Общественные науки – комплекс наук, изучающих общество и человека.

Предмет науки – те связи и зависимости, которые непосредственно изучает наука.

Социология – наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.

Политология – комплекс дисциплин, всесторонне изучающих политику.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включённостью в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Фундаментальные  науки – науки, раскрывающие объективные законы окружающего мира.

Прикладные  науки – науки, решающие проблемы применения полученных знаний на практике

?? Естественно-научные и социально-гуманитарные знания: общее и отличное

(естественные: изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека; изучают объективные связи между природными явлениями; результат – обобщённые теоретические знания, общие свойства однородных объектов

социально-гуманитарные: изучает общество, которое невозможно исследовать без изучения людей, их мыслей и стремлений; изучает не только объективные связи между социальными процессами и явлениями, но и мотивы людей; изучает не только общие признаки общественных явлений, но и черты отдельных неповторимых событий, единичных социальных явлений

общее: изучают человека; цель – постижение истины, обнаружение объективных законов и тенденций развития )

Задание классу: выполните задание №2 РМ

II Объяснение нового материала.

          Слова философия и философ знакомы каждому из нас, наверное, с детства. Вряд ли мы сможем ответить на вопрос, когда и где мы их узнали, в какой ситуации впервые с ними столкнулись. Однако любому человеку хорошо известно их значение. И если даже не каждый сможет дать правильное, «книжное» определение философии, то всё равно ему будет понятно, о чём идёт речь, когда говорят о философии и философах.

?? Как вы понимаете значение этих слов?

(совокупность каких-то глубоких размышлений, стремление ответить на глобальные вопросы)

          Конечно, человечество за тысячелетия своего существования достигло многого, но и сейчас многие вопросы из тех, что задавал себе человек на заре своей истории, остаются без ответов.

(1)

         Всё, что нас окружает, можно мысленно разделить на две большие сферы: 1) всё, не созданное человеком (естественное); 2) всё, им созданное (искусственное). Первую сферу мы называем Природой, вторую – Культурой. Как известно, культура, в свою очередь, делится на материальную и духовную. Последняя существует в различных формах, из которых основными являются наука, религия, искусство и философия. Эти формы сходны в том, что с их помощью человек пытается познать мир. А различие заключается в методах этого познания.

          Так, к примеру, наука, изучает естественный (природный, физический) мир, постигая который она стремится к высокой точности знаний, считает необходимым всё доказывать, а также экспериментировать, всё глубже проникая в тайны природы и извлекая из этих знаний практическую пользу.

           Предметом религии, наоборот, является сверхъестественный (потусторонний) мир, который она считает реально существующим и связывает напрямую все земные события с этим божественным миром. Увидеть его нельзя, поэтому точное знание о нём невозможно. Можно только верить, не требуя доказательств его существования.

            Предмет искусства – внутренний, духовный мир человека в его отношении к миру внешнему. Искусство не стремится ничего доказывать, не призывает ни во что верить, оно лишь старается передать настроение, переживание автора через художественные образы.

            А философия?

            Она, в отличие от науки, религии и искусства не ограничивается одним предметом или сферой реальности и пытается охватить и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. Используя при этом методы и науки, и религии, и искусства. Как видим, философия имеет нечто общее и с наукой, и с религией, и с искусством, в то же время значительно от них отличаясь, прежде всего, своим масштабом.

             В разное время философию пытались отождествить с другими формами духовной культуры, называя её то служанкой религии, то наукой, то разновидностью искусства.

?? Как вы считает, чем является философия?

наука обо всём»)

(2)

            Рассмотрим философию как общественную науку.

Философия (с древнегреческого – «любовь к мудрости») – наука о всеобщих законах природы, общества и мышления.

           Предполагают, что термин «философия» ввёл знаменитый грек Пифагор, живший в VI в. до н.э., который считал, что мудрость во всей полноте – достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней. Тех, кто любит мудрость и стремится к ней, Пифагор и называл философами.

           Рождение философии происходило более двух с половиной тысяч лет назад. Первые очаги философского знания возникли в Древней Индии и Китае, Древнем Египте, древней Греции и Риме.

          Философия как особая форма общественного сознания возникла из потребности получить целостное, логически обоснованное, убедительное по обобщениям и выводам знание об окружающем мире.

Философское знание:

  1. систематизированное по представлениям о мире в целом и его частях
  2. логическое по способу обоснования
  3. максимально широкое (всеобщее) по своим выводам и результатам

Задание классу: выпишите в тетрадь

Особенности философского знания.

  1. Философы размышляют над «вечными вопросами»
  2. Непрерывный мысленный диалог с предшественниками
  3. Философия плюралистична (сосуществование различных философских систем в едином культурном и образовательном пространстве)
  4. Использование специфических методов особые способы аргументации
  1. умозрительная деятельность;
  2. особые способы аргументации (парадоксы, апории – неразрешимые проблемы)
  1. Многие используемые понятия носят предельно обобщённый, абстрактный характер (бытие, познание и т.д.)
  2. Философское знание многослойно: она может исследовать не только «должное» (вечные ценности), но и «сущее»

Задание классу: выполните задание 1 к §1

(философы размышляют над «вечными вопросами»

непрерывный мысленный диалог с предшественниками

философия плюралистична (сосуществование различных философских систем в едином культурном и образовательном пространстве)

?? Как, по-вашему, является ли философия областью деятельности узкого круга лиц или она касается каждого?

Задание классу: раскройте философский смысл стихотворения С.Маршака «Мыльный пузырь»

А был такой надменный,

Заносчивый такой!

Хвалился, что из пены

Родился он морской.

В нём столько красок было,

Была такая спесь,

А он – воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Его я не жалею …

По правде говоря,

Стихи о нём длиннее

Всей жизни пузыря!

             Эти стихи, говоря философским языком, ставят и разбирают на конкретном примере проблему соотношения сущности вещи и её обманчивой видимости.

Задание классу: раскройте философский смысл рассказа Аркадия Гайдара «Горячий камень»

    Нашёл мальчик Ивашка Кудряшкин камень с надписью, обещавшей тому, кто его разобьёт, вторую молодость и ещё одну жизнь «сначала». Но старик, которому Ивашка предлагает разбить этот камень, отвечает: «На что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудн6о, но ясно и честно».

    И уже от себя автор заключает, прикинув, не стоит ли ему самому вернуть молодость: «Э-э! – думаю, скажут, увидев меня помолодевшим соседи. – Вот идёт: молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить, так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

    Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня. И пошёл прочь своей дорогой».

           Перед нами – подлинно философская притча о смысле жизни. Ведь смысл жизни и есть один из главных вопросов, над которыми думали философы всех времён и народов.

III Закрепление.

?? Раскройте соотношение понятий наука, религия, искусство, философия.

Задание классу: знаменитый норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал, отвечая на вопрос «Какую роль выполняет в науке философия», сказал, что учёные, подобно копателям, настолько зарываются в свои области науки, что появляется необходимость кого-то оставить «наверху» в качестве дирижёра. Функцию дирижёра и выполняет философия.

        Можно ли согласиться с мнением Хейердала?  

?? В чём заключается специфика философского знания?

Задание классу: выполните задание №1 раздаточного материала 

  1. Что означает понятие «социология»?
  1. учение об обществе как целостной системе
  2. наука, изучающая человека
  3. наука, изучающая отдельные социальные группы общества
  1. Философия в переводе с древнегреческого означает
  1. любовь к знаниям
  2. любовь к слову
  3. любовь к мудрости
  1. Власть, государство, политические отношения, политические системы являются предметом исследования
  1. социологии
  2. политэкономии
  3. политологии
  4. социальной психологии
  1. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?

а) социология                            в) политология

б) философия                             г) история

  1. Термин «философия» был введён в обиход
  1. Аристотелем           в)   Платоном
  2. Пифагором              г)   Архимедом
  1. Выберите лишнее
  1. история                   в)   педагогика
  2. генетика                  г)   психология
  1. Верны ли следующие высказывания?

А. Естественные и гуманитарные науки – ветви одной науки как целого.

Б. Предмет социального познания – сфера человеческой деятельности в многообразных её формах.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно и А, и Б
  4. оба высказывания неверны
  1. Что из перечисленного не является предметом изучения социологии?

а) общество как целостная система

б) социальные институты

в) индивидуальные особенности личности

   г) социальные процессы

Задание классу: выполните задания №5,7 раздаточного материала.

Задание классу: объясните смысл высказываний

«Мысль – тоже действие; нет ничего плодотворнее её влияния на мир» (Э.Золя (1840 – 1902) – французский писатель, драматург)

«Философия – не учение, а деятельность» (Л.Витгенштейн (1889 – 1951) – австрийский философ)

ТЕРМИНОЛОГИЯ:

Философия (с древнегреческого – «любовь к мудрости») – наука о всеобщих законах природы, общества и мышления.

Философский плюрализм – многообразие философских школ и направлений.

Умозрительная деятельность – вид деятельности, при которой философы опираются на особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число 3 везде и во всём!

Работа выполнена ученицей 5 класса к математической конференции...

Во всём я вижу физики законы

Нетронутое царство берендея. Нехоженность тропинок и дорог. Богатствами таёжными владея, Ценю природу – родины порог.    Парит ли птица – вроде всем знакомо. Паук плетёт серебряную сеть...

Игра "Интеллектуальный марафон" на тему "Всё и обо всём"

Мероприятие для обучающихся 9 класса, которое способствует формированию творческих основ в различных областях знаний. Это игра-соревнование двух команд, которые отвечают на вопросы по следующим темам:...

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака"Во всём мне хочется дойти до самой сути".

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака "Во всём мне хочется дойти до самой сути"....

" Во всём виновата среда?"

Материалы для проведения воспитательского часа по профилактике самовольных уходов из детского дома....

Урок физики в 11 классе по теме "...Невозмутимый строй во всём, Созвучье полное в природе" Ф.И. Тютчев

Заключительный урок по физике за курс средней школы. Содержит  большое литературное , музыкальное и художественное сопровождение....

Классный час-дискуссия "Во всём виновата среда?"

В ходе классного часа будут обсуждаться вопросы: Какое влияние оказывает социальная среда на совершение подростками протвоправных действий? Что влечёт подростков на скользкий путь преступной жизни? Кт...