Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Разработка   урока  обществознания  в  10  классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электоральной культуры детей и молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы. (Разработка   урока обществознания  в  10  классе).

Урок-семинар (2 часа)

Цель урока:  повысить  уровень  правовой  грамотности  и  политической  культуры  будущих  избирателей – учащихся  школы.

Образовательная задача: расширить  знания  учащихся  о сущности демократических выборов, их принципах  избирательном  праве,   избирательном процессе и избирательных системах

Развивающая задача: продолжить  формирование  у  учащихся  умений  самостоятельно изучать программный материал, использовать дополнительные источники, делать обобщения, выводы, формулировать и аргументировать  свою точку зрения.  Развивать  умение оперировать  терминами  и  понятиями  по  данной  теме,  раскрывать  на  примерах  важнейшие  теоретические понятия  и  приводить  примеры  явлений,  действий,  ситуаций  связанных  с  реализацией  избирательного  права.

 Воспитательная задача: способствовать  формированию  активной  жизненной  позиции и  пониманию  учащимися  необходимости  активного  участия  в  выборах.;

Предварительная подготовка: 1.Формирование группы «историков», готовящих сообщения « Выборы в истории человечества» (Выборы в древности, в Средневековье, в России в разные периоды)   с использованием ресурсов Интернета, материалов  истории (10 кл.) (распределение материала для сообщений внутри группы, предварительная консультация учителя)

2.Формирование группы «юристов», готовящих сообщения «Принципы демократических выборов. Этапы избирательного процесса. Избирательные системы» с использованием ресурсов Интернета (распределение материала для сообщений внутри группы, предварительная консультация учителя)

3. Остальные учащиеся составляют группу «аналитиков». Проводят предварительный социологический опрос родителей и знакомых  «Нужно ли идти на выборы?»,  просматривают политические дебаты, иные передачи, готовят свою позицию.

Ход  урока.

I.  Организационный   момент.

II.  Изучение  нового  материала.  

  1. Выборы в истории человечества.
  2. Принципы демократических выборов
  3. Избирательный процесс Избирательные системы

III.  Подведение итогов, домашнее задание

Вступительное слово учителя.

II. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д.  Еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить  о демократических выборах, об избирательном праве и избирательной системе. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в современном демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Демократические выборы требуют повышения политической культуры всех их участников - избирателей, кандидатов, членов избиркомов, финансовых контролеров, политтехнологов, наблюдателей. В дополнение к статьям закона, избирательный процесс должен быть защищён и моральными нормами.

Актуальность этой темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане пользуются своим правом избирать. Почему? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах накануне выборов в Государственную думу, которые состоятся в  декабре 2011 года

Выборы – явление отнюдь не только современной цивилизации. Для начала выслушаем группу историков, которые сделают экскурс в историю выборов.

Учитель обращает внимание на вопросы для группы аналитиков перед выступлением историков (размещены на доске или слайде):

Примерное содержание выступления группы историков.

Первичное родовое народовластие.

Человечеству вообще свойственно выбирать. Насколько рано и активно люди использовали выборы для устройства самых важных своих дел? Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей и является первым органом «властвования», хотя в особый отряд управляющие в те времена еще не выделялись.

Если обратиться к опыту Афин, где зародилась демократия  (от греческих слов demos – "народ" и kratos – "власть"), просуществовавшая почти 200 лет, со многими ее сильными и слабыми сторонами, то было все просто. Все взрослые граждане Афин со времен яркого вождя демоса, «демагога» (т.е. «говорящего от имени народа»)  Перикла, олицетворяли и воплощали своими действиями прямую демократию.  Каждый гражданин имел права выступать  и голосовать в Народном собрании, которое собиралось раз в девять дней на горе Пникс. Доступ на Собрание обеспечивался всем гражданам афинского государства с 20-летнего возраста. Имущественное положение и знатность не играли никакой роли. Строго следили за посещаемостью Собрания, к «прогульщикам» применялись меры воздействия. Иностранцам запрещалось посещать Народное собрание. Народное собрание обсуждало предложения, выдвинутые советом. Оно могло одобрять, изменять или отклонять предложения Совета.  Это  есть непосредственная (прямая) форма народовластия. В народном собрании Афин принимало участие 6 тысяч человек.

Демократия в Риме.

По-иному развивалась демократия в Риме. Первоначальными «органами демократии» там были куриатные комиции, в которых собирались все взрослые мужчины для обсуждения важнейших дел. В комициях избирали «царя».Его власть была ограничена сенатом. Сенат состоял из 100-300 членов, которых называли «отцами», а их детей - патрициями («имеющими отца»). «Отцы» и патриции по своему положению резко отличались от пришлых плебеев. Само слово «сенат» произошло от senex («старик»), так как когда-то в сенате заседали старейшины родов. Постепенно плебеи все более веско стали заявлять о своих правах. В конце концов, они добились создания института плебейских трибунов, которые активно защищали интересы этого сословия. Во многом по их инициативе было создано писаное законодательство - знаменитые Законы XII таблиц. В этих Законах устанавливалось единое для всех римлян частное право. Постепенно роль комиций в политической жизни уменьшилась и на первое место выдвигалась деятельность сената, особенно в эпоху Республики. Возрастала и власть трибунов, но сенат оставался политическим центром. Демократичность римского сената была относительной. Сам механизм его формирования был таков, что в число сенаторов попадали, как правило, наиболее ловкие, циничные и властолюбивые граждане, для которых важны были не столько вопросы политического управления, сколько собственные привилегии и доходы.

Английский парламент.

Средневековье. Сменились формы государства,  народовластия. Особо надо упомянуть английский парламент. Еще сословный английский парламент 13-15 вв. являл собой пример зарождения представительной демократии. Первое его заседание состоялось в 1265г .  В XIV в. парламент  был разделен на палату лордов и палату общин. Палату лордов составляли приглашенные королем высшие чины церкви и знатные феодалы. Палата общин формировалась путем выборов: в нее входили по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города. Вместе с римским сенатом английский парламент стал прообразом представительной (законодательной ) власти европейского типа. Она предполагает, что граждане избирают официальных лиц для принятия политических решений, формулирования законов. Эти официальные лица действуют от имени избиравшего их народа и подотчетны ему.

Институт выборов в России до 1917 г

На заре русской государственности важную роль играло народное вече. В последующие эпохи представительство разных слоёв общества осуществлялось Земскими соборами и земскими собраниями. Первый парламент России, Государственная Дума, был сформирован в 1906 г. на основе сословного и имущественного цензов. Выборы этого периода как не прямые, не равные, создающие преимущества состоятельным слоям населения: 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих. Избирательного права оказалась лишена значительная часть населения: женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25 лет и др.  Следующие три Думы были либеральнее, но наиболее демократичными стали выборы в Учредительное Собрание, разогнанное большевиками.

Выборы в СССР

Первые советские выборы строились на классовой основе, преимущество получали рабочие и члены ВКП(б). Конституции 1936 и 1977 гг. объявили выборы прямыми, всеобщими, равными и тайными. Выборы организовывались как всенародные праздники. Явка на эти выборы была почти 100%. Но они имели существенные особенности. Кандидаты чаще всего  заранее назначались партийными комитетами, причем это могли быть партийные и беспартийные граждане.  Один  кандидат на одно место. И ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть своего  кандидата на это место.  Можно было проголосовать только «за» или «против» этого кандидата. С началом перестройки выборы в законодательные органы стали альтернативными, был учрежден пост Президента СССР, избиравшегося Съездом народных депутатов, а затем и пост Президента России, избиравшегося путём прямых всеобщих альтернативных выборов.

Выборы в Российской Федерации.

Россия (ст.1 Конституции РФ) провозглашена демократическим, правовым государством. В России установлен порядок, при котором народ облечен высшей властью (ст.3 Конституции).  Со дня первых выборов в ФС РФ в 1993 г., уже прошли ни одна  избирательная  кампания в Госдуму,  президентские избирательные кампании, сотни выборов в органы власти субъектов Федерации. Выборы сейчас — это конфликт политических интересов, жесткая борьба партий.

  После обсуждения выводы группы аналитиков заносятся в конспект всеми учащимися.

1. В чем сильные и слабые стороны такой  непосредственной демократии?

Преимущества непосредственной демократии

  1. Подлинное народовластие воля народа =воле государства
  2. Предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа
  3. Развивает общественную политическую активность населения

Недостатки непосредственной демократии

  1. Невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении. Когда страна насчитывает сотни тысяч жителей, непосредственно собраться в одном месте всем становится невозможно.
  1. Низкая эффективность принимаемых решений из-за недостаточной компетенции участников, решения принимаются широким кругом лиц и никем не контролируются

2. Возможна ли прямая демократия в настоящее время или это анахронизм?

Систематически, как участие в управлении - невозможна. Но важным проявлением непосредственной власти народа могут  быть  митинги, забастовки, пикеты и главное  - референдум.  

3.В чем отличие представительной демократии Рима и парламента в Англии, Государственной Думы России нач.20века  от современной?    

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий, имеющих разные права в обществе. Как участники политической жизни, все граждане в  современном демократическом государстве равны.

3.В чем преимущества и недостатки представительной демократии? (выводы заносятся в тетрадь)

Преимущества представительной демократии      

       Ответственность власти за принимаемые решения.

  1. Разработкой политики занимаются профессиональные политики, высокая эффективность выполнения общественных задач.

Недостатки представительной демократии                                                    

1. Фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами, отход от сути демократии

2.Демагогия во время предвыборных дебатов. Неизбежный отрыв депутатов от рядовых граждан после выборов.

  1. Приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп, капитала, коррупция

4. Решения власти могут до неузнаваемости  исказить волю граждан.

Учитель.

За годы существования РФ сложилось избирательное право, как часть Конституционного права.  Избирательное право понимается в узком смысле –избирать(активное), быть избранным (пассивное). Вспомните, с какого возраста можно участвовать в выборах и с какого возраста можно быть избранным в муниципальные органы,  органы субъекта Федерации и Государственной Думы, с какого возраста можно быть президентом?

 Избирательное право в широком смысле слова – законодательство РФ, субъектов Федерации о выборах. О сути избирательного права в широком смысле расскажет группа «юристов». Обращается внимание аналитиков на вопросы к сообщениям.

Выступление группы «юристов»

Основные принципы демократических выборов.

Чтобы была учтена воля всего народа, нужно, чтобы большая часть населения приняла участие в выборах и  имела к ним доступ независимо от пола, расы, национальности, положения в обществе. Таким образом, главные  принципы демократических выборов:

  1. выборы должны быть всеобщими  (участвуют все граждане с 18 лет),  равные (независимо от пола, национальной принадлежности.  Каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует на равных основаниях. Формула: Один избиратель - один голос.
    Прямые (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата без посредников), с тайным голосованием (такой порядок, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей, чтобы избежать давления  различных политических сил). Таким образом, выборы будут, представительными, т.е. выборы, в которых участвует большинство населения. Но  человеческое общество, положив много сил в борьбе за эти демократические принципы,  столкнулось с проблемой неявки на выборы электората (избирателей) - абсентеизм (от лат. absens (absentis) — «отсутствующий»,  уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.    
  2. свобода и добровольность выборов.  В РФ закон не требует 100% явки граждан для голосования.

 По окончании выборов  нужно принять решение, какие политические силы  в итоге будут у власти . Вполне справедливо

  1. правило большинства  (к власти придут те, кто набрал наибольшее количество голосов) Тем самым и выражается воля большей части населения. Меньшинство подчиняется большинству.

Но так ли уж это  справедливо?  Допустим,  какое-то решение принято 51% голосов? А остальные 49% оказались в меньшинстве, хотя разница всего в 2%!   Какой выход из ситуации?  Выход один. Установить следующее правило:

  1. права меньшинства, несогласного с решением большинства должны быть гарантированы, защищены.  Они могут быть уверены, что за инакомыслие не будут преследоваться властью, большинством и могут иметь реальный шанс победить на следующих выборах.  Меньшинство имеет  право быть в оппозиции по отношению к власти.      

Выборы,  явление свойственное и для тоталитарных и авторитарных режимов. Но там они носят  скорее символичный характер и оказываются прикрытием для произвола и бесправия в обществе. Так называемый «карманный парламент».  Например, в СССР выборы  всегда были всенародным праздником, на который приходили 99% избирателей.  Но на таких выборах не было самого выбора. Поэтому следующее  правило  

  1. Альтернативность (состязательность, конкурентность). Возможность выбора из нескольких кандидатов. Все политические силы имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать перед избирателями по телевидению, в СМИ, радио и т.п

В тех же недемократичных странах, решение о новых выборах принимается произвольно лидером страны или группой людей. К каким последствиям может привести эта ситуация? Если нет смены руководителей,  злоупотребления неизбежны. При демократии,  как должное,   воспринимается  ситуация передачи власти по итогам выборов. При этом должны быть четкие гарантии, что после проигрыша на выборах прежних руководителей и их сторонников не будут преследовать, не будут дискредитировать в средствах массовой информации.

  1. периодичность выборов.

И наконец, если в течение выборов не было установлено, что нарушался закон, нужно признать законность этих выборов, т.е. их результаты, даже если они не устраивают какую-то часть общества или бывшую власть не должны пересматриваться.

  1. окончательность выборов.

Вопросы для группы аналитиков

  1. Можно ли   соблюсти интересы разных групп общества при принятии государственных решений, законов?  

Да, если соблюдаются эти принципы. (Все учащиеся записывают принципы)

  1. Нужно ли вводить наказание за неявку на выборы? Для решения этой проблемы в некоторых странах введено  наказание, например, штраф в Австралии, или лишение свободы в Турции.

Нет. Выборы – долг гражданина. Гражданский долг – это нравственная категория. Это дело совести каждого. Значит и наказания должны быть моральными.

  1. Имеет ли смысл ходить на выборы?  Обоснуйте свою точку зрения пользуясь своими  результатами соц. опроса.

Может быть 2 мнения: 1. «На выборы можно ходить, а можно не ходить, потому что для простого народа ничего не изменится после выборов. Действительность такова: бедность, жилье, недоступное простым людям, очереди в детские сады; ухудшение здоровья нации; платные образование, медицина. Бесплатное образование в ВУЗах – это декларация:, число бюджетных мест сокращается, нет денег – нет высшего образования. Перед выборами некоторые лидеры политических партий дают безответственные обещания: пенсии увеличатся в  разы; заработки подскочат в 2-4 раза; продолжительность жизни вырастет до 70 лет и т. п. На самом деле разрыв между бедными и богатыми  огромен (10% самых богатых россиян имеют доходы в 50 раз больше, чем бедные. Молодежь реально лишена права на труд, отсутствует доступное жилье для молодых семей. В обществе другие идеалы: большая часть молодежи хотят быть чиновниками, т. к. это стабильная зарплата, защита государства, не являются секретом и коррупционные доходы. Здоровье нации становится все хуже и хуже: наркомания, растет число заболевших СПИДом, туберкулезом, гепатитом . Растут цены на самые необходимые товары, Действия правительства не дают ощутимого результата. Депутаты Государственной думы мало похожи на слуг народа. Делают вид, что у нас демократия, но жизнь от этого не меняется.»

2.Мнение  «На выборы обязательно нужно идти. Равнодушие и безучастность граждан позволяют коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии. Если круг голосующих ограничен, избранная власть не выражает интересы большинства населения. Участие в выборах является проявлением общественной ответственности, политической и зрелости каждого гражданина. Участие в выборах населения способствует совершенствованию развития страны.  Кто виноват, если существующая власть нас не устраивает, но на выборы мы не идем?   Если народ уважает себя, он  способен отличать тех, кто реально работает на будущее России, от тех, кто обещает несбыточное. Нельзя и утверждать, что реальных изменений не произошло.  Начавшаяся модернизация нашего общества во многом изменила жизнь страны. Например, введено обязательное полное среднее образование. Школы оснащены компьютерами, Интернетом, это дает возможность старшеклассникам участвовать в дистанционных формах обучения, олимпиадах, конкурсах.   Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется интересами отдельных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества.

Учитель.

Подводит к выводу, что на выборы нужно ходить, так как это одно из проявлений политической культуры. Это будущее страны и каждого члена общества.

Группа «юристов»

Избирательный процесс. Типы избирательных систем.

Характеризуют основные этапы избирательной кампании: назначение выборов, организация избирательных округов, создание избирательных комиссий, регистрация избирателей , выдвижение кандидатов на выборные должности, предвыборная агитация, процесс голосования на избирательных участках, подведение итогов голосования, установление и оглашение результатов выборов. Рассматривают характерные черты двух главных избирательных систем – пропорциональной и мажоритарной (абсолютное и относительное большинство), напоминают об изменениях в избирательном законе, внесенных в 2007 году: выборы в парламент осуществляются только на основе пропорциональной системы и партиям необходимо преодолеть 7-процентный барьер.

Учащиеся вносят в конспект «Особенности избирательных систем»

Пропорциональная система.

Определение результатов голосования по принципу распределения мест пропорционально полученным каждой партией количеству голосов

Мажоритарная система.

Определение результатов по большинству голосов  (абсолютное большинство – 50% + 1% голосов, относительное большинство –побеждает тот, кто набрал голосов больше чем соперники.)

Вопросы для аналитиков

  1. Какая избирательная система в РФ?

Смешанная.  Государственная Дума выбирается  по партийным спискам (пропорциональная). Президент РФ  – по принципу абсолютного большинства (мажоритарная)

  1. Какие политические партии прошли 7% барьер на предыдущих выборах?

1. «Единая Россия»

2. «Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)»

3. «ЛДПР»

4. «Справедливая Россия»: «Родина», «Пенсионеры», «Жизнь».

  1. В чем преимущества и недостатки пропорциональной и мажоритарной избирательных систем?

В пропорциональной системе присутствуют большой спектр политических сил страны, но большое количество партий в парламенте затрудняет его работу. Выбирая партию, избиратель  кроме лидера не знает депутатов.

При мажоритарной системе избиратель голосуют за конкретную личность, но  если кандидат не набрал нужного количества голосов возможен второй тур (абсолютное большинство).

III.  Подведение итогов,

Домашнее задание. Изложите свои мысли по поводу одно из высказываний

  1. Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель на следующее поколение.      Уинстон Черчилль                                                    
  2. Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право.      Генрик Ибсен                                                                                      

Список литературы

  1. Л.С. Бахмутова Конспекты уроков для учителя истории. 11кл. Обществознание: в3ч Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС,2004г
  2. Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Лазебникова .Обществознание. 10 кл: учебник для образоват. учрежд: базовый
  3. Л.Н. Боголюбов Обществознание. Поурочные разработки.10кл. пособие для учителей обр. учр: базовый уровень, изд.Просвещение, 2011.
  4. Конституция Российской Федерации, глава I, I I
  5. Е.А. Мавлютова . Кафедра учителей обществознания и права: концепции, методики, инновации Волгоград изд. Учитель,2008.
  6. А.Ф. Никитин Избирательное право. Избирательный процесс НПО «Школа» -Изд. «Открытый мир» 1996г
  7. А.Ф.Никитин. Обществознание. Право. Профильный уровень. М.Дрофа.2008г.
  8. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

Разработка урока по теме "Избирательное право и избирательный процесс"

Разработка урока по теме "Избирательное право и избирательный процесс"...

Избирательное право и избирательный процесс в РФ.

Конкурсный урок права "Избирательное право и избирательная система В РФ" был подготовлен для участия в краевом конкурсе на лучшую методическую разработку для школьников - будущих участников избиратель...

Кроссворд "Избирательное право и избирательный процесс"

Повторение понятийного аппарата по избирательному праву....

Внеклассное мероприятие по теме:«Избирательное право и избирательный процесс» для учащихся 9 -11 классов «ВСЕ НА ВЫБОРЫ!»

Внеклассное мерприятие по теме "Избирательного права и избирательного процесса" для учащихся 9-11 класса "ВСЕ НА ВЫБОРЫ!" На этом мероприятии некоторым ученикам было дано задание п...