Задания по обществознанию для 9 класса
материал по обществознанию (9 класс) по теме

Задания по теме "Мораль. Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl._obshch-e.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Прочитайте текст – пояснение

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых отношениях, в отношениях межклассовых, международных и др.

В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально – всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее, основное и изначальное, что даёт возможность моральным требованиям составить ценностный базис общества и взаимоотношений между людьми. Они поддерживают определённые устои, строй жизни, способы общения.

(Из «Словаря по этике»)

В каких сферах общественной жизни мораль регулирует поведение человека?

  1. Распределите приведённые ниже понятия, отражающие связь морали с политикой, правом, религией, искусством и представлениями о прекрасном (эстетикой), по графам таблицы:

Сотрудничество, принуждение, смирение, законность, господство, достоинство, изящность, ожесточение, предрассудки, властолюбие, прогресс, патриотизм, милосердие, покаяние, клевета, плюрализм, сострадание, идейность, музыкальность, миролюбие, равенство, свобода, раскаяние, цинизм, скептицизм, духовность, демагогия, вероломство, солидарность, вандализм, корысть, терпимость, фанатизм, аскетизм, тщеславие, коварность, безверие, признание, конфликтность, агрессивность, равнодушие, лицемерие, страх, уравновешенность, предательство, спекуляция, вымогательство, восхищение (картиной художника), подозрение, разногласие, доверие, благочестие, надменность, паразитизм, спесь, покорность, мировоззрение, принуждение, судьба, настрой, угнетение, порок.

Таблица:

Морально – политические понятия

Морально – правовые

понятия

Морально – религиозные понятия

Морально – эстетические понятия


Ознакомьтесь с высказываниями и поговорками об общении людей и выполните предложенное в конце текста задание.

  1. Делай хорошее для других – станешь сам лучше.
  2. Выдержанность – это привычка к строгому порядку.
  3. Хорошо тогда, когда учение и труд рядом идут.
  4. Целеустремлённость – положительная черта характера человека.
  5. Долг школьник – упорно овладевать знаниями.
  6. Для того, чтобы научиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.
  7. Достоинство и честь человека – в ответственности за свои поступки.
  8. Худо тому, кто добра не делает ни кому.
  9. Береги честь смолоду.
  10. Стремиться к нравственному совершенству – делать добро.
  11. Скромность украшает человека и высоко ценится людьми.
  12. Дружба требует верности, преданности и равноправия.
  13. Хорошими и добрыми поступками не хвастаются – их просто делают!
  14. Плати добром за добро!
  15. Требуя вежливости от других – будь вежлив сам.
  16. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
  17. Правда и кривда врозь живут.
  18. Тот дом добр и хорош, где хороши и добры обитатели.
  19. Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
  20. Высокомерие – надменное и презрительное отношение к другим людям.
  21. Быть равнодушным – быть безнравственным.
  22. Посеешь поступок – пожнёшь характер.
  23. Дал слово – держи его!
  24. Находишься среди людей – не забывай о вежливости и такте.
  25. Мораль – совокупность принципов  норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
  26. Дисциплинированность школьника – это соблюдение учащимся правил поведения в школе и вне её, чёткое и организованное исполнение им своих обязанностей.
  27. Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
  28. Самоконтроль – основа нравственного поведения человека.
  29. Чего в другом не любишь, того и сам не делай (золотое правило общения).
  30. Одна из важнейших функций морали – оценочная.
  31. Нравственная культура людей – моральная ценность общества.
  32. Основы нравственных установок и правил закладываются с детства.
  33. Труд человека кормит, а лень портит.
  34. Моральное требование получает отражение в моральном сознании человека в виде соответствующих правил (заповедей, повелений и т.п.).

Выпишите встречающиеся нравственные понятия из приведённых выше моральных суждений в таблицу по следующей форме:

Понятия о нормах нравственного поведения

Понятия о личных нравственных качествах

Понятия о принципах морали

Понятия о нравственных идеалах

Задания по теме «Добро и зло»

  1. Народная мудрость гласит: мораль начинается там, где один человек позаботится о другом человеке. Выскажите, как вы понимаете это утверждение, раскройте его смысл. Докажите, что в нём заложен критерий морального поведения.
  2. Один мудрее говорил, что существует три типа добра: полезное, приятное и истинное. Объясните, что вы лично отнесёте к полезному добру, к приятному и к истинному. Приведите примеры.
  3. «Добро должно быть тоже с кулаками» - так написано в одном из стихотворений. Но многие не соглашались с такой позицией и критиковали автора за эти строки. И приводили свои аргументы: добро должно быть добрым, а кулаки – это принадлежность зла. В противном случае добро не отличается от зла. Выскажите ваше мнение. Ответ обоснуйте.
  4. «Человека уважают за разум, а любят за доброту». Раскройте её смысл. Почему за доброту любят, а за разум – уважают? В чём тут дело?

Задания по теме «Добро и зло»

  1. Народная мудрость гласит: мораль начинается там, где один человек позаботится о другом человеке. Выскажите, как вы понимаете это утверждение, раскройте его смысл. Докажите, что в нём заложен критерий морального поведения.
  2. Один мудрее говорил, что существует три типа добра: полезное, приятное и истинное. Объясните, что вы лично отнесёте к полезному добру, к приятному и к истинному. Приведите примеры.
  3. «Добро должно быть тоже с кулаками» - так написано в одном из стихотворений. Но многие не соглашались с такой позицией и критиковали автора за эти строки. И приводили свои аргументы: добро должно быть добрым, а кулаки – это принадлежность зла. В противном случае добро не отличается от зла. Выскажите ваше мнение. Ответ обоснуйте.
  4. «Человека уважают за разум, а любят за доброту». Раскройте её смысл. Почему за доброту любят, а за разум – уважают? В чём тут дело?

Задания по теме «Добро и зло»

  1. Народная мудрость гласит: мораль начинается там, где один человек позаботится о другом человеке. Выскажите, как вы понимаете это утверждение, раскройте его смысл. Докажите, что в нём заложен критерий морального поведения.
  2. Один мудрее говорил, что существует три типа добра: полезное, приятное и истинное. Объясните, что вы лично отнесёте к полезному добру, к приятному и к истинному. Приведите примеры.
  3. «Добро должно быть тоже с кулаками» - так написано в одном из стихотворений. Но многие не соглашались с такой позицией и критиковали автора за эти строки. И приводили свои аргументы: добро должно быть добрым, а кулаки – это принадлежность зла. В противном случае добро не отличается от зла. Выскажите ваше мнение. Ответ обоснуйте.
  4. «Человека уважают за разум, а любят за доброту». Раскройте её смысл. Почему за доброту любят, а за разум – уважают? В чём тут дело?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические задания по обществознанию, 9 класс

Практические задания помогут на уроке при изучении темы "Конституция Российской Федерации"...

Ответы к олимпиадным заданиям по обществознанию 10 класс

Преподавателям полезно знать ответы на предлагаемые вопросы, т.к. иногда случаются неожиданные....

Олимпиадные задания по обществознанию 11 класс

Предлагаются задания для подготовки старшеклассников к олимпиадам....

Тестовые задания по обществознанию 8 класс .Тема "Социальная сфера"

Материал содержит тестовые задания  ко всем урокам темы. Удобно использовать для проверки знаний и при подготовке к экзаменам...

Тестовые задания по обществознанию 8 класс .Тема "Личность и общество"

Материал содержит тестовые задания по всем урокам темы. Удобно использовать при проверке знаний и при подготовке к ГИА....

Олимпиадные задания по обществознанию (5 класс)

Олимпиадные задания по обществознанию для 5 класса (школьный этап)...