Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Абдирова Зурия Максутовна

Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи". На уроке дети знакомятся с понятиями "семья", "брак", с основными правами и обязанностями супругов, работают с документом (статьями из Семейного кодекса). В качестве закрепления приводится интересная игра и небольшой тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_semya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         «Правовые основы брака и семьи»
Тип урока:         изучение нового материала
Цели:
-обучающая: познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов;
-развивающая: умение работать с документами, анализировать, выражать свою позицию, делать выводы;
-воспитывающая: способствовать нравственному воспитанию, уважительному отношению к нормам семейного права.

Оборудование: компьютер и проектор; учебник «Обществознание»
Л.Н.Боголюбова, 8-9 класс; диск с материалами к уроку, Семейный кодекс
РФ, раздаточный материал (карточки, тесты, рабочие листы).

Формы работы: работа в группах, с документами, с учебником, применение ИКТ, творческое задание.

Класс предварительно разделен на З группы. У каждой группы на столе документы, необходимые для работы, в количестве, достаточном для каждого ученика.

                                                       Ход урока:
I. Организационный момент:
- Здравствуйте ребята!

II. Изучение новой темы
                                                       План:
    1. Потребность человека в семье.
    2. Что такое брак?
    З. Порядок и условия заключения брака.
    4. Права и обязанности супругов.

Вступительное слово учителя
Слайд 1     

      Тема нашего урока «Правовые основы брака и семьи».

      Я надеюсь, что она вас заинтересует, так как в недалеком будущем многие из вас будут создавать свои семьи, и знания, полученные сегодня помогут вам в выборе своей второй половинки. А что же мы узнаем?
       В ходе урока мы познакомимся с Семейным кодексом, который регулирует вопросы семьи и брака; вы получите представление о порядке и условиях вступления в брак; узнаете о личных и имущественных правах и обязанностях супругов.

Слайд 2       

       А сейчас, внимание, проблемный вопрос: им послужат слова немецкого философа Б. Зигеля (, зачитываю): «Жить в семье — значит разделять друг с другом все несовершенства, все беды и все чувства, и все же продолжать любить друг друга». Обратите на них внимание, т.к. в конце урока мы вернемся к ним, и вы должны будете ответить, согласны ли вы с этим философом.
Слайд 3           

           Работать мы будем в группах, и на уроке рассмотрим следующие вопросы:
(план урока записан на доске)
          Перед каждым из вас лежат рабочие листы, с которыми мы будем взаимодействовать в течении урока.

1. Тема семьи всегда волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Большое количество данных свидетельствует о том, что люди, испытывающие к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. В человеке заложена потребность любить, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.
        Но давайте на минуту представим себе, что мы встретили человека, который лишен этой прекрасной возможности и на наш вопрос: «Почему у него нет семьи?» он ответил так: «А зачем мне семья? Ну, посудите сами. Живет парень, зарплата у него небольшая. У девушки тоже. Но им хватает. Поженились  -  обоим не хватает. Семья «съедает» деньги вообще, а у мужчин в особенности. Нет, конечно, приятно, я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня и мама с этим справляется, плюс подружки рядом - помогут. Нет, семья мужчине не выгодна.»
         - Что бы вы ответили этому человеку? Зачем человеку нужна семья? (ответы детей)

Слайд 4
        На экране вы видите несколько примеров семейных отношений. Ответьте на вопрос: «Семья ли это?».
Слайд 5

        А теперь познакомьтесь с определениями семьи, которые дают нам социологи. Исходя из них, оцените свои ответы по предыдущим ситуациям. (ответы детей)

2. А сейчас, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.
(отрывок церемонии бракосочетания)
       - Что вы увидели на экране?
      - А что такое брак?
    Слово брак произошло от древнерусского слова «братичи», что в переводе
означает отбирать, выбирать лучшее.
(ответы детей)

Слайд 6:

 Брак — это...
        Но это нормы моральные.
      - Каковы же правовые нормы создания семьи?

Слайд 7

3. Семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ,
действующим с 1996 года. Сейчас мы поработаем с некоторыми его статьями
и выясним, каковы порядок и условия заключения брака.

Слайд 8.
Работа в группах:
1 группа работает со статьями 10 и 11 и выясняет, каков порядок заключения
брака?
2 группа работает со статьями 12 и 13 и выясняет, каковы условия
заключения брака?
3 группа работает со статьями 14 и 15 и выясняет, какие обстоятельства
препятствуют заключению брака?

Выступление групп с результатами работы. Слайды 9, 10, 11.

Слайд 12

       - Молодцы, вы хорошо поработали. А сейчас, давайте рассмотрим несколько ситуаций и попробуем их разрешить.

4. После заключения брака у супругов возникают определенные права и обязанности, которые делятся на личные и имущественные.

Слайд 13.

        Сейчас, мы поработаем с учебником, а именно с пунктом «Права и обязанности супругов», параграф 48, стр.275-276. Каждая группа получит определенное задание:

1 группа работает с учебником, стр.275-276 абзац 2, и выясняет, что такое личные права и обязанности супругов?

2 группа работает с учебником, стр. 276-277 абзац 5-6, и выясняет, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?

3 группа работает с учебником, стр.275 абзац 4, и выясняет, какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества?

Выступление групп с результатами работы. Слайды 14, 15.

 
       - А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Мое и наше». Группам передаются наборы перемешанных карточек, на которых указаны различные виды имущества ( 6 одинаковых карточек для всех групп). Необходимо разложить их в две стопки.
1. Имущество, являющееся совместной собственностью супругов (условно «наше»).
2. Имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (условно «моё»).
Карточки с заданиями:
   1. Заработная плата одного из супругов.
   2. Квартира, купленная после заключения брака.
   3. Дача, полученная супругой по наследству.
   4. Драгоценности, подаренные мужем своей жене.
   5. Автомобиль, принадлежавший супругу до вступления в брак.
   6. Одежда, обувь супругов.

(итоги комментируются и обобщаются)

III. Решение проблемного вопроса.

Слайд 16.

Ребята, мы вновь возвращаемся к высказыванию Б. Зигеля. Согласны ли вы с ним? Почему?

 IV. Закрепление:

Слайд 17.
     - А теперь, давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого выполним небольшой тест, ответы впишите в свой рабочий лист.
Слайд 18.

       -Выполнили? Передайте свои листы соседу по парте и осуществите взаимопроверку. Правильные ответы вы увидите на доске. У  кого 5 плюсов получат «5», у кого 4 плюса — «4».

Сегодня на уроке я хотела бы отметить работу следующих  ребят. . .(выставление оценок)
V. Подведение итогов урока.

        Ребята, перед вами дерево. Вы видите, что оно сухое, безжизненное. На ваших столах вы видите по 2 листочка разного цвета. Коричневый выберут те, кто считает, что семья человеку не нужна, а зеленый, те, кто считает, что семья необходима. Давайте попробуем оживить наше дерево, т.е. подарить ему листву, ну а цвет, каждый выберет по своему усмотрению. (прохожу по рядам, дети вешают листья)
        Я очень рада, что на нашем дереве нет ни одного коричневого увядшего листка. Оно зазеленело, ожило, и это вселяет в меня уверенность, что вы создадите здоровые, полноценные семьи на благо нашего государства.
VI. Домашнее задание.

Слайд 19.

         Я задаю вам составить памятку: «Что нужно сделать, чтобы в современное время сохранить брак?» Вложите её в дневник, чтобы она была напоминанием о сегодняшнем уроке.
         - Спасибо за работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания в 9 классе по теме:"Нравственные основы брака и семьи"

Способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, родителям, традициям через живое общение с семейной парой, живущей 58 лет, священником церкви Святой Троицы Дмитрием, создание проек...

презентация к уроку обществознания "Правовые основы брака и семьи"

Работу выполнила Бондарь Лилия Михайловна.Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку. данную работу можно использовать на уроке  обществознания 9 класса. На сла...

Конспект урока "Нравственные и правовые основы брака и семьи"

Данный конспект может использоваться при изучении курса обществознания и права в 9 классе....

План конспект урока по обществознанию "Конституция РФ.Основы конституционного строя РФ" 9 класс.

План конспект урока может использоваться в курсе "Обществознания" 9 класс, в рамках темы "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ". Материал позволяет сформировать представл...

Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"

Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"...