Религия как одна из форм культуры
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Манаева Жанна Гимрановна

 

 Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.  Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.  Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Зензелинская СОШ»

Манаева Жанна Гимрановна

                             Урок по обществознанию.

                                         (8 класс)

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания о религии.

Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Необходимые ресурсы, материалы:

1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.

2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран.

3. Материалы: мультимедийные презентация учителя и учеников подготовленные на уроках информатики.

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.  

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Изучение нового материала:

Учитель:  Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм  культуры» (слайд 1)

Цели урока(слайд 2)

Обратите внимание на план урока (слайд 3)

Определение понятия « религия».

Особенности религиозной веры.

Функции религии.

Религиозные организации и объединения.

Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме: (слайд 4)

Что такое религия?

Когда появились первые религии?

Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

Учитель: А давайте  подберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».

      Вера                       Крест                  Бог              Душа         Секта

                                         

(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)   

    Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

 Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

(слайд 5)

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

Племенные

Национальные

Мировые

Перечислите мировые религии (слайд 6)

Христианство

Ислам

Буддизм

Презентация учеников ( три презентации)

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры ( слайд 7)

Учитель :

Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему  пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

   Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

(слайд 9) и ответы

Функция религии

Её сущность

примеры


Регулирующая



Воспитательная



Мировоззрен

ческая



Психологическая (компенсаторная)

Коммуникативная

Коммуникативная




Интегративная

Учитель: следующий вопрос ( слайд 10)  к третьему пункту плана.    

 Обратите внимание на христианские заповеди.   Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было  хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Не убивай.

- Не прелюбодействуй.

- Не кради.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

Религиозные организации и объединения (слайд 11 – 16)

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие  своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным  организациям относят:

 -церковь

-секты

-организации, построенные вокруг  яркого    религиозного лидера.

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

        2.   Церковь (слайд 12)

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч . hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

Диакон

Священник

Епископ

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение

Хадж

(слайд 14)

4.Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:  

- замкнутость,

- обособленность,

- претензии на исключительность своей роли,

- абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? (слайд 15)

(слайд 16)

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

Православие — 75 %  

Ислам — 5 %  

Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше

Неверующие — 8 %

Свобода совести, свобода вероисповедание.

(слайд 17)

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма. 

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28  (слайд 18)

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в  

Конвенция ООН о правах ребенка (слайд 19)

Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

 

III. Закрепление и обобщение:

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

IV. Заключение

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

- Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
-      Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

 V. Домашнее задание: § 10, вопросы и задания.

РЕЛИГИЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Религия как одна из форм культуры. Урок учителя истории и обществознания МБОУ « Зензелинская СОШ» Манаевой Ж.Г.

Слайд 2

Цели урока . Обобщить и систематизировать знания о религии. Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе. Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Слайд 3

План Определение понятия « религия». Особенности религиозной веры. Функции религии. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания

Слайд 4

Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно?

Слайд 5

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. Исторические формы развития религии. Племенные Национальные Мировые

Слайд 6

Племенные религии – один из исторических типов религий. Рода – племенные религии сложились в условиях первобытнообщинного строя. в настоящее время рода - племенные религии распространены у некоторых народов Азии, Африки и т.д. Национальные религии – распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации Мировая религия – религия , распространившаяся среди народов различных стран и континентов. в настоящий момент этим термином обозначаются только три религии.

Слайд 7

Перечислите мировые религии Христианство Ислам Буддизм

Слайд 8

Религиозная вера: Убежденность в существовании сверхъестественных сил; Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом; Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Слайд 9

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Практическая работа. Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Слайд 10

Функции религии Функция Её сущность Пример Регулирующая Регулирует поведение людей в обществе посредством религиозных норм. Библейские заповеди : «не убий», «не укради». Воспитательная Воспитывает человека, побуждает к развитию определенных положительных качеств. Воспитание доброты, милосердия, умеренности. Мировоззренческая Определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Библейские легенды о сотворении мира, человека и т.п. Психологическая (компенсаторная) Снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение. Посещение богослужения, церковные обряды. Коммуникативная Религия способна избавить человека от одиночества. Взаимодействие с другими верующими в рамках религиозной общины, молитва. Интегративная Объединяет людей. Роль Православной церкви в процессе объединения русских земель в XIV-XV в. Функция Её сущность Пример Регулирующая Воспитательная Мировоззренческая Психологическая (компенсаторная) Коммуникативная Интегративная

Слайд 11

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей? - Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. - Не убивай. - Не прелюбодействуй. - Не кради. - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. - Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Слайд 12

цитаты из разных священных книг БРАХМАНИЗМ: «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам» (Махабхарата). БУДДИЗМ: «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно» ( Удана-Варга : 5, 18). ДАОСИЗМ: «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей» (Тай Шанг Кан Йинг Пиэн ). ЗОРОАСТРИЗМ: «Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя» ( Дадистан-и-диник , 94:5), ИСЛАМ: «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе» (Сунна). ИУДАИЗМ: «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему» (Талмуд, Шаббат , 31 а). КОНФУЦИАНСТВО: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам» (Аналекты, XV, 23). ХРИСТИАНСТВО: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Новый Завет. Евангелие от Матфея 7:12).

Слайд 13

Толерантность – это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций.

Слайд 14

Религиозные организации и объединения. -церковь -секты -организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера. На 2010 год в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Слайд 15

Церковь иерархия в Русской Православной церкви Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

Слайд 16

Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов. Крещение Хадж

Слайд 17

Секта Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Для секты характерны: - замкнутость, - обособленность, - претензии на исключительность своей роли, - абсолютная нетерпимость к инакомыслию

Слайд 18

В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? Секты достаточно жестко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

Слайд 19

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом: Православие — 75 % Ислам — 5 % Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше Неверующие — 8 %

Слайд 20

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. Свобода совести- право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма .

Слайд 21

Конституция РФ статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Слайд 22

Конвенция ООН о правах ребенка. Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Слайд 24

Поразмышляем! «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». Т. Харди (1840-1928), английский писатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Религия,как одна из форм культуры.

Презентация к уроку обществознания по учебнику Боголюбова....

Урок обществознания. 8 класс.Религия как одна из форм культуры

Презентация к уроку обществознания 8 класс  "Религия как одна из форм культуры" (учебник под редакцией Л. Боголюбова)...

Религия как одна из форм культуры

урок обществознания по теме "Религия как одна из форм культуры"...

Презентация для 8 класса "Религия как одна из форм культуры" раздел "Сфера духовной культуры"

Тема очень важна для формирования мировоззрения школьников, поэтому в презентации предложено достаточное количествозаданий на размышление....

Религия как одна из форм культуры

Материал предназначен для урока обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова....

«Религия как одна из форм культуры»

МетоМетодическая разработка  имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в п...

Разработка урока "Религия как одна из форм культуры"

Конспект  урока обществознания в 8 классе на тему "Религия как одна из форм культуры"...