Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

 

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Школа здоровья» № 1136

                                                      СИТКИН

СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Подготовка учащихся   к написанию эссе в ходе обобщающе-повторительного курса «Обществознание» для подготовки к  Единому государственному экзамену».

Направленность – для общеобразовательных учреждений.

Направление  -дидактика, теория и методика  обучения.

Аннотация: в данной работе разработан алгоритм действий учащихся при

написании эссе, представлены опорные тезисы ,с помощью которых учащиеся  составляют структуру эссе,  приведены универсальные фразы, которые раскрывают смысл текста .  

МОСКВА

2012

  1. ВВЕДЕНИЕ.

        С каждым годом общий объем информации, получаемый современным обществом, набирает невероятный темп роста. Эта информационная революция стала неотъемлемой частью современного мира, мира в котором предстоит жить современным школьникам, когда профессиональная карьера зависит от готовности использовать нестандартные способы решения от стремления получать новые знания и пользоваться инновациями, от умения выстроить продуктивный диалог с людьми разных социальных, этнических и конфессиональных групп.

       На современном этапе развития образования перед школой стоит задача не просто сообщать школьникам готовые знания, а научить их добывать нужную информацию, используя все доступные ресурсы. Понимание важности и смысла общего образования для современного школьника приводит к необходимости выбора учителем таких форм обучения, при которых ученик может интеллектуально развиваться, а сами получаемые знания будут входить в активный арсенал эрудированности зрелого человека.

       На это в первую очередь нацеливает национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:  «Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены» в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [1, стр. 2].

         Проведение итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ позволяет получить объективные данные, характеризующие уровень овладения экзаменуемыми необходимыми обществоведческими знаниями и умениями. Учет этих данных позволяет учителю совершенствовать многие стороны учебного процесса. По числу участников экзамена обществознание продолжает находиться в числе массовых предметов, уступая только обязательным предметам: русскому языку и математике.

      Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

        Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономика. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.

        Проведение экзамена в форме ЕГЭ  позволяет  выявить  слабые стороны в знаниях и умениях учащихся, проанализировать их причин, скорректировать организацию учебного процесса, определить основные направления совершенствования содержания и методики обучения предмету. Наибольшие затруднения у учащихся вызывают задания части С и, в особенности, написания эссе. Для меня, как учителя, который готовит детей к выполнению задания уровня С, самой большой проблемой является необходимость убедить одиннадцатиклассников  в том, что содержательное эссе по любой из предложенных тем может иметь простую и ясную структуру.  В своей работе я предлагаю определенный алгоритм действий, которые ориентированы на подготовку менее успешных учащихся на положительный результат.

  1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.

       Обилие информации – неотъемлемая часть современного общества, а это оказывает разностороннее влияние на формирование не только знаний подростка, но и его гражданской позиции. Изменение, происходящие в обществе,  диктуют определенные условия для адаптации в нем.  Для социализации учащимся необходимо иметь не только свою точку зрения, но и самостоятельно ее отстаивать, опираясь на собственный опыт, но для выполнения работы по написанию эссе этого недостаточно.     Аргументацию учащиеся дают с привлечением примеров, но без солидного теоретического обоснования.

       Как показывает опыт подготовки учеников к сдаче ЕГЭ, первая проблема, с которой сталкивается большинство школьников, - это ошибка в выборе последовательности действий при формировании материала к работе. Дети не могут понять, что является главным при написании, с чего действительно необходимо начать работу. Вторая проблема, возникающая при написании мини-сочинения, - трудности с содержательной частью работы, то есть подбор материала, который конкретно наполнит структуру работы. Третья проблема, с которой школьники не могут справиться – это расположение материала (мыслей, идей, мнений) в работе.  На мой взгляд, эти часто возникающие трудности вполне преодолимы, в том числе и для учащихся, не обладающих высоким уровнем учебной мотивации.

         Разработанная методика есть результат  систематической работы с учащимися 11 класса при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, которая окажет помощь учителям в этом направлении работы с указанной категорией учащихся.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ  ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ.

      Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.

        Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

 1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать в себя  только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть

логичным, чётким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует  теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

     Цитату автора необходимо внимательно и спокойно прочитать не менее двух или более раз. Для того, чтобы успешно написать работу нужно наработать материал, из которого будет формироваться сочинение.                                                                                     Работу необходимо начинать с черновика. На черновике ученик делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, в своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе. Следующий этап  - привести эти бессистемные записи  в порядок, отсеять лишнее. Главная задача ученика- понять и раскрыть тему, а  не «уйти» от нее. В каждом предложении уместно сформулировать основную мысль автора, а затем приступить к изложению собственной позиции в отношении решаемой проблемы.  Например, тема "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности формирования "я-концепции", поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема "Не хлебом единым жив человек" ставит проблему соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия, термины, примеры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной проблематикой.

    Свою работу учащиеся выполняют по определенному алгоритму действий:

1 этап. Определение основной идеи.
      Цитату автора необходимо внимательно прочитать и отделить важное от второстепенного, выявить главное, то, что хотел автор донести до читателя. Часто бывает, что в одном предложении автор имеет  в виду несколько объектов рассуждения (сравнение, аналогии, ретроспективные или перспективные умозаключения и т.д.), в таком случае ученику следует выбрать один из вариантов размышления – сосредоточится на сопоставлении свойств объектов или на описании, анализе объектов.                                                                                                                                           На данном этапе нужно определить, к какой сфере общественных отношений относится утверждение автора цитаты, попытаться разбить её на логические части, выявить соподчинённость и взаимосвязь элементов. Например, в высказывании         Ж. Жубера «Лучшие законы рождаются из обычаев» (дем.версия 2011г.) находим ключевые слова «закон» и «обычаи» и определяем проблему соотношения, взаимосвязи  созданных людьми  законов и существующих обычаев. Важно отметить форму цитаты (повествовательная, вопросительная, восклицательная), в этом может быть скрыт эмоциональный посыл автора, который не всегда ясен при первом ознакомлении. Смысл цитаты необходимо уяснить чётко и определённо, так как от этого будет зависть направление всего хода рассуждения.                       Если на этом этапе работы будет допущена ошибка, то под вопросом будет оценка всей работы учащегося. Не следует переписывать слова автора в качестве начала, самым лучшим будет попытаться трактовать идею автора своими словами.


2этап.

Выражение своего мнения
      Следует ясно и категорично выразить своё мнение. Шаг очень значимый, так как доказывать и обосновывать придётся в конечном итоге его, а не мысль автора. Субъективное отношение может быть разным – согласие, неприятие, индифферентное отношение. Мнение должно быть определённое и недвусмысленное, так  как нарушение этого правила может привести к путанице на следующих этапах работы.                                                                    «Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»
 (Н.Готорн, американский писатель, XIX в.)

Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.

 3этап. Аргументация.
        Своё мнение необходимо аргументировать; как правило, достаточно трёх тезисов для того, чтобы уяснить уровень осознания причинно-следственных связей и знание об окружающем мире (общественная  жизнь, наука, история, социально-бытовой опыт). Большее количество тезисов допустимо в том случае, если предыдущие этапы работы были описаны минимальным количеством предложений. Аргументы лучше всего располагать по возрастающему принципу в соответствии со степенью  их логической убедительности.                                                                                  «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам»  (Ж.  Даламбер).  Рассматривая цитату Ж. Даламбера, можно вспомнить массу аналогичных высказываний. К примеру, «все должны быть равны перед законом». Такие понятия, как равенство, обязательность, исполнительность, есть основа для существования права как инструмента регулирования общественно-гражданских отношений.
   1-й аргумент. Закон един для всех.

 Существуют  общеправовые принципы: законность, гуманизм, демократизм, социальная справедливость. Отсюда мы можем сделать первый вывод – равенство всех перед законом.  Если каждый гражданин будет соблюдать закон, только тогда мы можем говорить о торжестве закона. А это центральная идея теории правового государства.
  2-й аргумент. Иметь права – значит иметь и обязанности.

Широко известно высказывание: незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому, чтобы быть равным надо не только знать, но и соблюдать. Знание закона даёт возможность цивилизованной защиты своих прав, а соблюдение закона есть обязанность любого человека перед обществом.
  3-й аргумент. Демократия – это не вседозволенность.  

Широкий спектр прав и свобод граждан только тогда возможен и даёт нам гарантии и защиту, когда в обществе сложилась правовая культура. Правовая культура есть залог демократии. Можно сформулировать это таким «законом», что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.
      В качестве тезисов можно использовать цитаты известных общественных и политических деятелей, исторические прецеденты, научные  факты; примеров из личной жизни лучше избегать, стремиться к максимально обобщённым и общеизвестным утверждениям.                                                                                        Учащимся необходимо запомнить, что от того, как и какими доводами они смогут обосновать утверждаемый ими тезис, будет зависть смысловое содержание всей работы.     

    4 этап. Косвенное доказательство (допущение от противного).
       Чтобы показать осознание значения мнения автора (или самого учащегося), показать способность оценить его объёмность, а так же умение логически мыслить, можно допустить в сочинении  риторический приём потенциального предположения обратной ситуации.  Это означает, что учащийся гипотетически (лишь для подтверждения своего мнения только косвенными методами) допускает возможность ошибочности точки зрения автора. Из этого допускаются следствия, которые закономерно приводят к абсурду, таким образом, подтверждается верность первого тезиса, из отрицания которого были выведены посылки. Данный приём позволит показать владение методами косвенного доказательства. Так как мини-сочинение предполагает небольшой объём, рекомендуется ограничиться одним следствием из допущения (при условии наличия не менее трёх тезисов в предыдущем пункте).


5 этап. Сравнение основной идеи.

       Для более подробного анализа цитаты и раскрытия её смысла, следует главную идею автора сравнить с похожими мыслями деятелей различных сфер общественной жизни.                                                                                  «Человек противостоит природе, но вместе с тем является частью биосферы» (С.А. Хмелевская)

О взаимоотношениях человека и природы размышляли многие мыслители. Г.Уэллс  считал, что «кроме человека, нет на Земле ничего такого, что восставало бы против силы, породившей его». А.И.Герцен утверждал, что «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам». Ф.Бэкон говорил, что «природа побеждается только подчинением ей».

     На данном этапе учащимся приходиться продемонстрировать широту кругозора и должный уровень общей эрудиции. К тому же это  возможность показать хороший уровень владения учебным материалом. Сравнение поможет найти новые контексты, которые возможно были незаметны при работе на предыдущих этапах.


 6 этап. Вывод.
     Закономерный итог всего сочинения – вывод. Часто школьник знают, что он должен присутствовать  в сочинении как необходимая структурная единица, но не понимают, что он должен логически вытекать из всех предыдущих этапов деятельности. Если исходить из того, что работа по написанию эссе будет строиться  в соответствии с пятью предыдущими пунктами, то осознать логическое следствие вывода как заключительного фрагмента сочинения школьнику будет намного проще. Прежде чем приступить к написанию вывода, необходимо прочитать весь собранный материал для сочинения – это поможет выдержать логическую стройность всей работы. Основная мысль эссе была определена, чётко выражена, выявлена точка зрения учащегося, его мнение обосновано не менее чем тремя аргументами, попытка допущения обратного привела к абсурду, были определены схожие с базовой мыслью идеи – главная  идея была всесторонне исследована. Итогом данного анализа должен быть вывод. Важно, чтобы мысль, высказанная в начале эссе (1 этап) не была повторена как вывод (6 этап) – за этим необходимо следить учащемуся. Поэтому рекомендуется в качестве вывода определить актуальность мысли автора.    

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам»  (Ж.  Даламбер) Вывод: Ж. Даламбер в своём тезисе абсолютно прав, так как говорит о равенстве и справедливости закона для каждого члена общества. Данное утверждение применимо к понятию правового государства, в основу которого заложено равенство власти, гражданина, общества перед законом.                                                                                                                                         «Человек противостоит природе, но вместе с тем является частью биосферы»  (С.А. Хмелевская)

Вывод: Использование окружающей природной среды часто приводит к негативному воздействию на природу, которое проявляется в загрязнении атмосферы, воды, почвы; в истощении окружающей природной среды, т. е. потере тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности, а также в разрушении окружающей природной среды. Следует помнить о том, существование природы и общества тесно взаимосвязано, что любой ущерб, причиненный природе, отражается на жизни человека, сокращает возможности его преобразовательной деятельности.


 Данная таблица позволит структурировать собранный материал для успешного изложения позиции учащегося.

Порядок  написания эссе

Фразы, которые раскрывают смысл

1.Определение главной идеи цитаты

  1. «Автор считает, что..»
  2. «По мнению автора…»
  3. «В данной цитате утверждается, что…»

2.Определение своего отношения к идее автора                        

  1. «Я считаю, что автор глубоко заблуждается…»
  2. «Нельзя не согласится с данной точкой зрения…»
  3. «Мысль, безусловно, интересная, но существуют такие обстоятельства, как…  »

3.  Доводы в подтверждение (опровержение) мнения автора      

  1. «Все данные современной науки говорят об обратном…»
  2. «Эта идея нашла абсолютное подтверждение в общественной практике…»

4.Развитие идеи автора

  1. «Если допустить, что автор прав и данное обстоятельство действительно значимо, то… »
  2. «Допустив хоть на минуту, что автор не прав, мы приходим к…»

5.Сравнение идеи автора с другими мыслями.

  1. «Эту мысль можно сравнить с точкой зрения такого ученого (писателя, политического деятеля), как…»
  2. «Смысл цитаты будет более ясен в сравнении с…»

6.Выводы

  1. «В качестве выводов следует указать на то, что…»
  2. «Таким образом мы неизбежно приходим к…»

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ

          Требования к уровню учащихся, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом, национальной инициативой «Наша новая школа» и программами развития столичного образования, выходят далеко за рамки учебного процесса и приобретения учебных умений и навыков. «Говоря о необходимости способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни», необходимо представлять, что итоговый результат ЕГЭ по обществознанию подтверждает или опровергает, определенным образом, правильность выбора методических приемов учителя.

         Для меня определенным подтверждением эффективности моей работы является повышение процента качества выполнения заданий части С, и ,в частности, написание эссе.  Впервые необходимость разработки стандартной схемы написания эссе возникла с момента увеличения количества учащихся, которые имели невысокую мотивацию, но стремление успешно выполнить задания С9.                                                                                                                                Анализ проведенных тренировочных работ позволил выделить основные проблемные моменты и сконцентрироваться на решении тех задач, которые вызывали особенные затруднения при выполнении  работы у учащихся. Необходимо было разработать универсальный алгоритм, который был бы понятен не только высокомотивированным ученикам, но и их менее успешным одноклассникам.                                                                                              В связи с тем, что в последние годы обществознание уверенно занимает третью позицию по количеству желающих сдавать данный предмет и это связано главным образом с включением обществознания как обязательный предмет в приемный экзамен всех социально-гуманитарных вузов.                                                                       Это привело к тому, что предмет обществознание выбирают не только по желанию, но по необходимости. Соответственно, менее успешные учащиеся нуждаются в доступной форме поэтапного объяснения всех заданий части С и, главным образом, написания эссе.  За 2011-2012 учебный год из 39 выпускников  сдавали обществознание 28 человек. Из них 53% набрали свыше 60 баллов, 4 ученика набрали от 80 до 93 баллов, что свидетельствует об эффективности практического применения тех методов работы, которые применяются на уроках обществознания.                                                                   В процессе обучения  у учащихся происходит формирование основных знаний и умений, которые  помогают с уверенностью приступить к работе над эссе:

  1. распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  2. соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
  3. анализировать и классифицировать социальную информацию, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
  4. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  5. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
  6. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

5.ЛИТЕРАТУРА

  1. Введение в теорию и практику аргументации: учеб. пособие/И.А. Герасимова.–2-е изд. – М.: Логос, 2010. – 312 с.
  2. Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. - М.: Айрис-пресс, 2012. – 283 с.

6.ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - www.edu.ru

            2. Программа развития образования города Москвы на 2012-2016 гг.      «Столичное образование» - www.educom.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Апробация учебно-методического комплекса Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной в условиях подготовки к Единому Государственному экзамену»

«Апробация  учебно-методического комплекса Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной в условиях    подготовки к Единому Государственному экзамену»...

Воспитание самооценки и самоуважения учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку

В статье рассказывается о специфике сдачи ЕГЭ по русскому языку, кратко описано содержание экзамена, приведены основные клинические феномены невротического уровня, встречающиеся у выпускников школ, ра...

Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.

Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка  в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....

Формирование комбинаторно-логического мышления выпускников школы в ходе подготовки к единому государственному экзамену

Ключевые слова:Комбинаторно-логическое мышление, подготовка к ЕГЭ, работа над задачей, область определения функции, комбинация круга и треугольникаKeywords:Kombinatorno-logic thinking, preparation for...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...