Методическая разработка мастерской по обществознанию "Роль морали в жизни общества" для 10 класса
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Зуева Ольга Брониславовна

Данный урок является одним из последних в теме "Духовная культура". Задания ЕГЭ группы "С", посвященные моральному выбору, обычно вызывают затруднения у обучающихся. Интерактивная форма урока, материалы, вызывающие эмоциональный отклик обучающихся являются преимуществами применения для данного урока технологии мастерской, дают возможность "пропустить тему через себя". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_videouroka_moral_v_10_klasse.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока


Организационная информация

Тема урока

Роль морали в жизни общества

Предмет

Обществознание

Класс

10

Дата проведения

20 ноября 2012 года

Автор урока

(ФИО, должность)

Зуева Ольга Брониславовна

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Республика, край, город, поселение

Хабаровский край, город Хабаровск


Методическая информация

Тип урока

Комбинированный урок

Цели урока

Создание условий  для формирования у учащихся ценности добра и осознания необходимости соблюдения моральных норм

Задачи урока для учителя

1.Познакомить учащихся с понятиями «мораль», «нравственность»

2.Формировать у учащихся умения использовать полученные знания, работать в группе.

3.Создать в классе атмосферу сотрудничества.

4.Обеспечить соответствующий уровень развития учащихся: логического  мышления, способности доказывать свою точку зрения,  нравственного развития, способности к самооцениванию.

Задачи урока для учащихся

1. «Открытие» новых знаний через решение познавательных заданий.

2.Применять полученные знания при решении познавательных задач.

3.Развивать творческие способности, мыслительные операции, речь, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения.

4.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность,  коммуникативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметный: формирование умения оперировать понятиями и терминами курса обществознания

Коммуникативный: формирование умения слушать других учеников, доказывать свою точку зрения.

Регулятивный: проявление ответственности за результаты своей деятельности.

Личностный: развитие нравственных качеств, толерантности, умения принимать точку зрения другого ученика.

Познавательный:  формирование умения строить речевые высказывания, творчески преобразовывать информацию, рефлексивность.

Необходимое оборудование и материалы

1.Компьютер, проектор, экран.

2.Презентация к уроку.

3.Видеоролик «Так трудно быть добрым» (из социальных сетей Интернета) http://vk.com/video48043119_164121607

4.Видеоролик «О равнодушии и неравнодушии» (из социальных сетей Интернета) http://vk.com/video48043119_164121610

5. Чистые листы бумаги, цветные фломастеры, магниты

6. Понятие, имеющие отношение к термину «мораль» на цветных листах

7. Рисунок на листе А3 «Дерево добра» и самоклеющиеся листы в форме яблока

8. Изображение человека на листе А4 и  разноцветные маркеры-наклейки


Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Определение темы урока и разбивка класса на рабочие группы

1.Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Выберите по одному цветному листу. На каждом написано слово или словосочетание. Ваша задача – объединиться в группы по цвету листов.

Прочитайте термины на листах. Все они описывают более широкое понятие. Определите его и напишите на листе бумаги фломастером, прикрепите к магнитной доске. Как будет называться тема нашего урока? (мораль)

слайд1

2.Актуализация опорных знаний

Учитель: Дайте определение понятия мораль. Подсказкой могут служить термины на цветных листах, которые вы выбрали в начале урока. (работают в группах над определением и по очереди озвучивают)  слайд2 «Определение морали»

3.Постановка проблемы

Учитель: Насколько современные люди следуют моральным нормам? Познакомимся с данными социологического опроса. Какие можно сделать выводы? (слайд 3)

4. «Открытие» учащимися новых знаний

1. Социологический опрос учащихся

Большинство современных ученых считает, что человек по своей природе добр. А какой точки зрения придерживаетесь вы? Если считаете, что современные люди в своем большинстве добрые – выберите оранжевый цвет, если злые – зеленый цвет маркера. Маркеры прикрепите к изображению человека на доске. (прикрепляют)

Какой вывод можно сделать по нашему социологическому опросу? (отвечают)

2.  Обсуждение видеоролика «Так трудно быть добрым»

Учитель: Давайте просмотрим небольшой отрывок фильма «Пацаны» (идет просмотр)

Учитель предлагает группам озвучить свои эмоции, чувства от просмотра, объяснить их.

Учитель: Много ли таких ребят в настоящее время? С позиции нравственности, морали как их можно назвать? (бессовестными, безнравственными)

Почему они выросли такими? Напишите ответы на листах и прикрепите к доске.

Что нужно делать, чтобы таких ребят было меньше?  (обсуждение)

3. Обсуждение видеоролика «О равнодушии и неравнодушии»

Учитель: Какие чувства, эмоции вы испытали от просмотра этого сюжета? (группы озвучивают) Можно ли поступок молодого человека назвать добрым? Почему?

4. Работа в группах «Для чего нужно делать добро?»

Учитель: Нужно ли совершать добрые поступки? (отвечают)

Закончите предложение: «Делать добро нужно, потому что…». Напишите свои ответы на листах бумаги и прикрепите к доске.  слайд4

В Библии сказано о том, что всё возвращается нам стократ – и добро и зло. Тот кто сеет ветер, пожинает бурю. Мы все хотим, чтобы мир был к нам добрым. Что для этого нужно сделать?

5.Рефлексия

Создание «Дерева добра»

Учитель: Посмотрите у нас на доске есть дерево добра, но плодов на нем нет. Я раздам вам «яблоки» (самоклеющиеся маркеры в форме яблока или круга), каждый из вас вспомнит о своем добром поступке за последнее время, напишет о нем и приклеит «яблоко» к дереву.

Легко ли было выполнить это задание? Почему?

6.Домашнее задание

§ 10, ответить на вопросы к параграфу.


В помощь учителю

7.Место урока в курсе обществознания

Данный урок является одним из последних уроков  темы «Духовная культура». Важно осознание учащимися роли морали как регулятора человеческих отношений, ее основные категории: добро, зло, стыд, совесть.

Отработка умения обобщать информацию, делать выводы является одним из моментов подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Задания КИМ, посвященные вопросу морального выбора вызывают у обучающихся затруднения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Задание. Прочитайте предложенные термины: добро, зло, стыд, общественная оценка, особый регулятор поведения. Все термины относятся к понятию____(ответ)

  1. Данные социологического опроса ВЦИОМ «Какие качества присущи россиянам в последние годы» (по материалам учебника Обществознания под редакцией Г.А. Бордовского. Вентана-Граф 2011, стр.172-173)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Методическая разработка урока по теме "Роль школы в жизни подростков" для 7 класса

Это  методическая разработка урока из раздела "Школьные проблемы подростов" УМК Биболетовой  З.М. для 7 класса. Это третья тема раздела и полностью опирается на предыдущие темы и является их...

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан»....

методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"

Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»

Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Моральный выбор", 8 класс

Разработка предназначена для проведения уроков по  обществознанию, в  8классе , раздел "Сфера духовной жизни" и связана с проблемой морального выбора и моральной ответственностью человека....