Урок обществознания "Семья, её роль в жизни человека и в обществе" 8 класс
методическая разработка (обществознание , 8 класс) на тему

Козлова Людмила Геннадьевна

 

Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных тем, т.е. лично значимой,  поэтому выбрана учителем в качестве темы для учебного проекта. Учащиеся могут принять участие в районном конкурсе проектов, посвященных году Семьи. Работа над данной темой помогает решать задачи социализации и нравственного воспитания личности.

Для достижения целей урока используются современные интерактивные технологии образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Учитель:       Козлова Людмила Геннадьевна

                      Учитель истории и обществознания

           МОУ СОШ п. Ключи

                       Кирово – Чепецкого района.

Класс:        9 и 11

Предмет: обществознание

Тема урока: «Семья и её роль в жизни человека и в обществе»

Место урока в программе:Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных для ребят, т.е. лично значимой,  поэтому выбрана учителем в качестве темы для учебного проекта. Учащиеся могут принять участие в районном конкурсе проектов. Работа над данной темой помогает решать задачи социализации и нравственного воспитания личности.

Тип урока: комбинированный

Общедидактическая цель

Создать условия для формирования социальной  компетентности  личности  средствами проектного обучения.

Обучающая цель: Способствовать повторению и закреплению знаний о функциях и роли современной семьи для человека и общества.

 Развивающая цель: Способствовать обучению умения характеризовать функции семьи; выявлять взаимосвязи между социальными процессами и проблемами семьи; видеть и формулировать проблему  проекта.

Воспитательная цель: Средствами учебного занятия формировать чувство ответственности за результаты своего труда.

Методы обучения:  частично-поисковый, проектного обучения

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная самостоятельная работа.

 Средства обучения: медиаматериалы,  схемы, объяснение учителя, раздаточные материалы, отрывки из литературных произведений, Семейный кодекс РФ, социальные ресурсы, словарь урока, высказывания, жизненные ситуации.

 учебники: «Обществознание»: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / А.Ф.Никитин, И.А.Галицкая, Е.С.Королькова и др.; Под ред. А.Ф.Никитина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 301 с.

«Обществознание» Базовый уровень Л.Н.Боголюбов, Ю.А.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение, 2005.

Методическая литература: Сергеев И.С., Блинов В.И. как реализовать Компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с. (Школьное образование).

Приемы: активные и интерактивные: мозговой штурм, опрос общественного мнения, Словарь обществоведческих терминов, ПОПС – формула, «качели», рефлексии: «Квадрат», «Мишень», таблицы; «выступление по принципу меньшинства», «граф», «встань на позицию другого», «качели».

Ценности: семья, уважение к родителям, гражданская активность, свобода выбора, ответственность

Эпиграф:

Жизнь никогда не зависела и не зависит только от своих собственных

 убеждений, моральных норм, привычек. На нее ежедневно и бесконечно влияют люди

 –  семья, коллектив, общество.     И. П. Шамякин

Мотивация:

  1. Познавательной деятельности: работа с эпиграфом, с  раздаточным материалом, медиаматерилами, опережающее домашнее задание; наглядность.
  2. Формирование отношения: эмоциональный фон урока (музыка), обращение к субъектному опыту ученика, ПОПС – формула, точка зрения учителя, высказывание
  3. Внутренняя и внешняя: групповая оценка деятельности, расстановка парт для урока.

этапы урока

дидактическая цель

деятельность учителя

деятельность ученика


1.

Организация начала занятия.

Подготовиться к работе на уроке.

Определяет готовность к уроку. Определяет критерии оценивания, результат урока: ЗУН и результаты работы на листах контроля.  

Проверяют готовность. Формируют группы, определяют партнеров. Настраиваются.

2.

Стадия вызова. Мотивация

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Анализирует результаты опроса общественного мнения, проведенного 9-классниками.

Обращается к эпиграфу и просит дополнить пропущенное слово.

Выслушивает.

Помогает проанализировать.

Выступают с анализом опроса, представляют схему.

Отвечают, называют «СЕМЬЯ», предполагают, записывают тему урока на листах контроля.

3.

Целеполагание.

 Принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Ставит проблему. Делает вывод. Предлагает поставить задачи урока, используя опорные слова.

Предполагают. Предлагают словарь проекта

С помощью учителя определяют одну из трудностей проекта

Ставят и записывают  задачи урока, озвучивают.

4.

Актуализация знаний и умений.

Определение уровня готовности к поисковой работе

Подготавливает учащихся к выполнению исследования

Выясняют пути достижения цели (как получить информацию, где её можно найти, какие приемы использовать), вспоминают основное понятие темы. Работают в парах, встают на позицию другого, высказывают мнение.

 Делают вывод.

5.

Изучение основной проблемы урока.

Создание условий для восприятия и осмысления новой учебной информации.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Применение знаний в нестандартной ситуации.

Создает ситуацию выбора.  Предлагает задания.

Организует самостоятельную работу с источниками информации, направляет, предлагает, координирует, слушает, задает вопросы

Обобщает, дополняет, выделяет главное, анализирует.

Знакомит с алгоритмом формулирования проблемы, организует работу по его отработке.

Делают выбор задания, самостоятельная работа и презентация её результатов. Испытывают затруднения. Участвуют в переводе  проблемы из общепонятной графической формы в вербальную. Записывают алгоритм в тетради.

Формулируют проблему.

6.

Контроль.

Определение уровня обученности.

Предлагает диагностическую работу

 Участвуют в беседе или заполняют листы контроля.

  7.

Рефлексия и оценивание.

Анализ достигнутых целей.

Информирует, комментирует, предлагает  алгоритм рефлексии, способы оценки своей деятельности и группы. Оценивает.

Оценивают уровень достижения целей занятия, результатов деятельности

 8.

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели. Информирует

Информирует, предлагает выбор ожидаемых результатов.

Принимают или не принимают

2. Ход учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организация начала занятия.

Приветствует. Определяет готовность к уроку. Определяет критерии оценивания, результат урока: ЗУН и результаты работы на листах контроля.  

Приветствуют. Проверяют готовность. Формируют группы, определяют партнеров. Настраиваются.

2

Стадия вызова. Мотивация.

1. Анализирует результаты опроса общественного мнения, проведенного 9-классниками.

  1. Большинство учащихся самой интересной темой назвали «Человек»
  2. Её можно рассматривать с позиций биологии, философии, психологии, социологии и т.д.
  3. Предлагает социологии и главных нравственных ценностей.

2. Обращается к эпиграфу, какое слово пропущено? Почему семья на первом месте? Записывает – «СЕМЬЯ, её роль в жизни человека и в обществе».

1.Выступают с анализом опроса общественного мнения «Какая тема по обществознанию является наиболее интересной?», представляют схему.

2. Работают с эпиграфом, называют СЕМЬЯ, предполагают.

3. Записывают тему на листах контроля.

 

3

Целеполагание.

1.В чем состоит главная трудность проекта?

2. Обращает внимание на доску, где записаны ожидаемые результаты:

  1. Называть функции современной семьи.
  1. Уметь характеризовать роль семьи, выявлять взаимосвязи между социальными процессами и проблемами семьи.
  2. формулировать проблему проекта  
  3. Оценить свой вклад в  деятельность группы

1. На вопрос отвечают учащиеся 11 класса, имеющие опыт в проектной деятельности, предлагают словарь проекта.

- Проект

- Проблема – трудность, препятствие, преграда, противоречие между реальной и идеальной ситуацией.

- Цель – ожидаемый результат

- Деятельность - активность

- Тема – главная идея

2. Выбирают и  записывают главную задачу.


4

 Актуализация знаний и умений.

1. Что такое семья? Прием «качели»

2. Чтобы выделить проблему, надо обладать достаточной информацией. Что или кто может быть источником информации? Подготавливает учащихся к выполнению исследования


Задание №1 «Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно» В.В.Маяковский. Если современная семья существует до сих пор, и большинство из нас не мыслят себя вне семьи, то значит, что  семья все еще необходима большинству из нас.

 Предлагает группам встать на позицию ребенка, мужчины, педагога, женщины, депутата, главы фирмы, главы администрации поселения, врача, ученого и ответить на вопрос «Для чего нужна  семья?» и одной из групп  класса сделать вывод.

1. Дают определение понятия

2. Перечисляют возможные источники информации и способы её получения


2. Работают в парах, встают на позицию другого, высказывают мнение.





3. Делают вывод: Семья играет огромную роль в жизни человека и в обществе.




5

Изучение основной проблемы урока.


1. Создает ситуацию выбора.  Предлагает  перечень заданий и материалы для их  выполнения.

2. Направляет познавательную деятельность учащихся: помогает, консультирует, предлагает дополнительные источники информации, координирует результаты самостоятельной деятельности.

3. предлагает графическое представление  проблемы современной семьи в виде двух графиков 1 – число разводов у нас в стране, 2 – рост занятости женщин и ставит задачу по словесному формулированию проблемы

4. Анализирует ответы и дает задание

- Шаг 2. выписать в столбик как можно больше слов (понятий, терминов, характеристик, отношений и т.д.),  относящихся к данной проблеме в течение 1 мин.

- озвучить по принципу от меньшего, фиксирует на доске.

- Шаг 3. проранжировать слова и ограничиться выбором первых 4 – 5 слов, наиболее значимых

- Шаг 4. составить 3 – 4 варианта формулировок проблем из выбранных слов

- Шаг 5 – выбрать наиболее значимую для себя, общества


1. самостоятельная работа

  1. знакомятся с перечнем заданий
  2. Выполняют, анализируют информацию, готовят презентацию.
  1. Обмениваются информацией, делают выводы


2. испытывают затруднения






3. Участвуют, делают записи в тетради, выполняют индивидуальные задания, озвучивают

Шаг 1 – график , цифры

Шаг 2. – понятия, характеристики

Шаг 3. – ранжирование

Шаг 4. – варианты, формулирование

Шаг 5. – выбор по значимости

6.

Закрепление и контроль

1. листы контроля или беседа по вопросам:

- Какое значение имеет семья в жизни человека?

- Проблема – это

- перечислите шаги по формулированию проблемы,

корректирует

Заполняют листы контроля, устно или письменно

7.

Подведение итогов учебного занятия

1. Предлагает алгоритм рефлексии «квадрат», самооценку деятельности, оценку групповой деятельности, высказывает собственное суждение о цели учебного занятия.

Самооценка результатов деятельности группы и в группе.

8.

Инструктаж по домашнему заданию.

Предлагает выбрать несколько вариантов продуктов проекта

Принимают или отказываются.

Возможно выполнение на втором уроке.

3.Задания для самостоятельной работы.

Задание №2. Используя текст учебной статьи в учебнике «Обществознание» 8 и 10 кл. и задания на листе информации, определите  основные функции современной семьи. Оформите результаты на доске в виде схемы.

№1

В зимние выходные дни  вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи, и стали брать его с собой.

Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо.

№2.    Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные  обязанности достались детям.

№3. «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».

«Детей нельзя учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их все усваивать путем необходимой практики, приурочивая это к каждому подходящему случаю, или сами создавайте эти случаи».    

    (Джон Локк «Мысли о воспитании» 1693).

№4.

У людей любовь родителей к детям заложена природой. Родители видят смысл жизни в своих детях и готовы пожертвовать для них всем. А уважение детей к родителям должно воспитываться. Оно – результат социализации.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленногопроцесса  воспитания, так и по механизму  социального научения. С одной стороны , приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой – за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

№5.

Примерно к 20 годам дети, взрослея, отдаляются от родителей, они готовы создать свою собственную семью, выпорхнуть из родительского гнезда и обзавестись собственными детьми, чтобы отдать им свою любовь, переданную им природой и родителями.

№6. Статья 34. Совместная собственность супругов

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Начните выступление словами: «Познакомившись с материалами учебника, мы выделили следующие функции современной семьи: перечислите их. Наиболее важной для общества мы считаем (назовите), потому что... Например...»

Задание №3. Проанализируйте стихотворение «Наш дом». Отразите в художественно-графической форме, что такое дом для вас. Представьте результаты деятельности.

О какой главной человеческой ценности говорится в стихотворении?

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака,

Шел человек,

Была дорога нелегка.

И человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом,

И поселится счастье с ним

В доме одном.

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Даже не стулья за окном, -

 Это не дом.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это наш  дом.

Задание №4. Просмотрите фрагмент фильма и определите, почему важно, чтобы у ребенка были мама и папа. Какова роль матери в жизни ребенка.

Выскажите свое мнение по данному вопросу.

Задание №5. Прочитайте текст, выполните задания, подготовьте выступление. Начните со слов: «Группа познакомилась с текстом (назовите автора). Главная мысль текста: _______________. Поэтому мы озаглавили текст: (название). Далее ответьте на вопросы к тексту.

Игра сейчас встает в строй самых жгучих проблем человечества. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Неиграющий  ребенок опасно болен... лишенные игр, они теряют те или иные качества мышления, попросту, не развиваются.

...Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями.

Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, не потеря времени на глупости, а приобретение важной человеческой способности – самому принимать решения. Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы.

Игры важны именно для воспитания склонностей, привычек принимать решения сообразно обстановке, имеющейся информации... СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный капитал игры.

... и все-таки для чего нужна игра? Детям, взрослым? Да для радости ощущения жизни и себя в ней. Для полного счастливого самовыражения. Игры без малого исключения – очень хорошее дело. Если собрать все игры, что входили в нашу жизнь, это будет ЧИСТОЕ, ДОБРОЕ время жизни. Время, когда мы лучше всего понимали и принимали друг друга, когда любили, когда были разными и нужными друг другу, что-то самозабвенно делали, отдавали.

В основе любой игры лежит какая-то тайна, большая ли, маленькая – неизвестность результата. Процесс игры - ведущее к разгадке приключение. Вот почему азарт игрока помимо всего прочего – это азарт открывателя тайн, исследователя.

(Шмаков С.А.Её величество -  игра. М., 1992.с.36-37)

1 Дайте название этому тексту.

2. Связан ли данный текст с темой урока и почему?

3. Какая функция семьи реализуется через игру?

4. Что дает игра человеку? Используя авторский текст, составьте перечень высочайших ценностей игры. Укажите любые четыре – пять ценностей.

4.Оценка знаний, умений, способов деятельности.

1. Тесты по теме: «Семья, её роль в жизни человека и в обществе».

1. Семью в отличие от других малых социальных  групп характеризует

  1. общность цели
  2. совместная деятельность
  3. общность быта
  4. единство интересов

2. К числу кризиса современной семьи относят:

  1. увеличение рождаемости
  2. усиление вмешательства государства в сферу семейных отношений
  3. рост трудовой занятости женщин вне дома
  4. отсутствие законов, регулирующих брачно-семейные отношения

3. Установите соответствие между основаниями брака и семьи и их проявлениями. К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

  1. взаимное уважение супругов
  2. достижение брачного возраста
  3. регистрация брака;                                                              А  - нравственные основы
  4. соблюдение семейных традиций;                                       Б -  правовые основы      
  5. забота друг о друге
  6. расторжение предыдущего брака
  7. взаимное добровольное согласие

4. После развода гражданин С. Продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Это пример:

  1. выполнения социальной роли
  2. соблюдения социальной нормы
  3. осуществления социальной политики
  4. проявления социальной мобильности

5. Отметьте знаком «+» положения, указывающие на особенности родительских прав

  1. свободны в выборе средств и методов воспитания
  2. права одновременно являются и обязанностями
  3. равные прав и обязанности супругов
  4. выполнение прав в соответствии с интересами детей
  5. сочетание интересов родителей и детей при осуществлении родительских прав
  6. бессрочное наделение родителей правами
  7. наделение родителей правами до достижения ребенком 16 лет
  8. наделение родителей правами до достижения ребенком 18 лет

6. Распределите виды деятельности на две группы, назовите их

  1. обсуждение семейного бюджета
  2. покупка телевизора
  3. распоряжение личной собственностью
  4. решение вопросов воспитания детей
  5. уборка квартиры
  6. высказывание личного мнения по семейным проблемам
  7. планирование проведения отпуска
  8. распределение семейных обязанностей

7. Сформулируйте принцип справедливого распределения обязанностей в семье и проиллюстрируйте его действие двумя примерами.

2. Оценка учащимся собственного участия  в работе малой группы.

Насколько я хорошо работал со своими товарищами

всегда

обычно

иногда

никогда

Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целей

Я усердно работал над заданием

Я высказывал новые идеи

Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи

Я подбадривал остальных

3. Оценка успешности – «квадрат»

Что ожидал от урока?



Какую информацию получил?

Это было интересно, важно, буду использовать.


Вопросы, которые остались

4. Самооценка работы в малой группе.

показатели

всегда

обычно

иногда

никогда

1.

Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать

2.

Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо

3.

Мы выясняли то, что было нам непонятно

4.

Мы помогали друг другу, с тем, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили

5. Виды ожидаемых продуктов проекта

  1. анализ социологического опроса
  2. акция
  3. атлас
  1. бизнес-план
  2. видеофильм
  3. видеоклип
  1. газета
  1. действующая фирма
  2. журнал
  3. законопроект
  4. игра
  5. макет детской площадки
  6. модель
  7. оформление площадки
  8. письмо к ...
  9. праздник
  10. публикация
  11. серия фотографий
  12. сказка
  13. справочник
  14. статья
  15. сценарий
  16. чертеж
  17. экскурсия

Муниципальное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключи Кирово-Чепецкого района

Урок по обществознанию в 9 классе

по теме: «Семья, её роль в жизни человека и в обществе»

Выполнила  

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ п. Ключи

Козлова Людмила Геннадьевна,

Высшая категория.

2008 год.

п. Ключи