Я знаю, что такое выборы
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Борисова Марина Ивановна

Внеклассное мероприятие для 6-7 классов - знакомство с историей выборов. Составлено на основе нескольких источников (указаны). Опыт показал, что это мероприятие вполне подходит и для более старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение «Куровская средняя общеобразовательная школа»

249850, Калужская обл.,

Дзержинский р-н,

пос. Куровской,

ул. Школьный проезд, д. 1

Областной конкурс среди учителей на лучшее внеклассное мероприятие «Что такое выборы?»

Викторина (с использованием ИКТ)

«Я знаю, что такое выборы!»

Автор: Борисова Марина Ивановна,

249850, Калужская обл., Дзержинский р-н,

п. Куровской, ул. П. Семенова, д. 6, кв. 1,

т. 8-920-896-50-67

2012-2013 гг.


Викторина «Я знаю, что такое выборы!»

Возраст детей: 6-7 класс.

Цель:

  1. способствовать формированию активной жизненной позиции, готовности участвовать в общественно-политической жизни страны;

Задачи:

  1. Образовательные: актуализировать знания учащихся об истории и практике выборов, полученные на уроках истории и обществознания;
  2. Развивающие: развивать умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать понятия, развивать познавательные интересы и способности.
  3. Воспитательные: воспитывать уважение к закону, традициям; способствовать созданию атмосферы сотрудничества учащихся в процессе совместной деятельности.

Предварительная подготовительная работа: 

  1. провести конкурс рисунка «Что я знаю о выборах?»
  2. подготовить демонстрационный наглядный и раздаточный материал (мультимедийная презентация — Приложение 1, Приложение 2);
  3. пригласить жюри и родителей для участия в викторине;
  4. подготовить технические средства педагогического процесса. 

Оборудование:

  1. мультимедиапроектор, флаг РФ, микрофон.

Учащиеся делятся на две-четыре команды; на подготовку ответа на вопрос дается 30 секунд. Команды сдают ответы в жюри. Каждый вопрос оценивается одним баллом. Баллы заносятся в протокол (Приложение 3).

Побеждает команда, набравшая большее число баллов.

Примечание: Задания сгруппированы по трем разделам: «История выборов», «Сказки в гости к нам…», «Выборы в современной России». В каждом из которых присутствует сообщение и вопрос (вопросы) командам, родителям и зрителям. Вопросы задаются командам одновременно. Викторина сопровождается показом слайдов, которые иллюстрируют содержание сообщения, вопросов и ответов.

Ход викторины

Ведущий: "Гражданин", как вы уже знаете, это личность, наделенная правами и обязанностями, составляющими основу его жизни.

(Слайд 1)

Одно из неотъемлемых прав гражданина — выбирать и быть избранными.

Вы, ребята, будущие избиратели. Это вы будете в недалеком будущем избирать представителей и избираться сами в наши федеральные и местные органы власти. От вашей политической грамотности, вашего выбора во многом будет зависеть судьба нашей страны.

Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и узнаем, когда появились выборы, кто такие депутаты, что из опыта наших предков сохранилось в политической жизни до наших дней.

Судить нашу викторину будут: представление жюри (классный руководитель, учитель, представитель родительского коллектива, представитель администрации школы, представитель территориальной Избирательной комиссии).

Все готово, мы можем начинать нашу викторину.

Раздел 1.

(Слайд 2)

С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.

Избирательная система уходит корнями в Древнюю Грецию.  Граждане могли принимать участие в политической жизни страны, присутствуя на народном собрании. Народное собрание считалось высшим органом власти, как у нас — Государственная Дума. Правом на участие в народном собрании обладали лишь граждане мужского пола в возрасте не моложе 20 лет.

(Слайд 3)

Выборы в Древней Греции были делом обязательным. В день выборов по улицам Афин ходили служащие с плеткой обмоченной в красной краске.

(Слайд 4)

Вопрос 1: С какой целью по улицам Афин ходили служащие с плеткой, обмоченной в красной краске?

(Слайд 5)

Ответ: Плеткой отмечали всех, кто не торопился голосовать. В дальнейшем на них накладывались штрафы или более серьезные санкции.

(Слайд 6)

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное голосование с помощью жребия. «Голосовали» бобами: белый боб означал «за», черный – «против».

(Слайд 7)

В Афинах существовал еще один тип тайного голосования: «остракизм» или «суд черепков». Острака — это осколок глиняной посуды.

(Слайд 8)

А теперь вопрос 2: Каким образом осколок посуды в Древней Греции мог изменить судьбу популярного гражданина?

(Слайд 9)

Ответ: Община имела право изгонять из пределов любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Голосование выглядело так: участник голосования получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин; черепок помещался в специальное отгороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным. Иногда остракизму подвергались и обычные граждане, ведущие недостойный образ жизни.

Именно из Древней Греции к нам пришли многие политические понятия и термины: демократия, остракизм, а еще олигарх, тиран и демагог. Вам знакомы эти слова, не так ли?  

(Слайд 10 )

Вопрос родителям 3: А знаете ли вы, как в Древней Греции называли людей, которые благодаря своему уму и ораторскому таланту приобретали сильное влияние на народ и делались его вождями и руководителями? В переводе с греческого это слово означает «вождь народа». В этом смысле так называли в Афинах Перикла. Что это за слово?

(Слайд 11, 12)

Ответ: Это «Демагог» — вождь народа.

(Слайд 13)

Говоря о Древней Греции, нельзя не упомянуть о Спарте. В Спарте было два царя. Это было удобно: во время войны они могли воевать на два фронта, во время мира они не давали друг другу слишком усилиться и притеснять народ или знать. При двух царях собирался совет старейшин: 28 человек, с царями — 30. Выборы в совет старейшин были особенные: по крику.

(Слайд 14)

Вопрос 4: Во время голосования в Древней Спарте нескольких человек запирали в тёмную избу. Для чего?

(Слайд 15)

Ответ: Народ сходился на собрание перед запертым домом, кандидатов в совет старейшин выводили к народу по одному, и народ приветствовал каждого криком.

(Слайд16 )

В запертом доме сидело несколько человек с писчими табличками: они не видели, кого выводят, а только слышали крик. На табличках они отмечали, которому кричали громче. Кому кричали громче всех, тот и провозглашался избранным.

(Слайд 17)

Немалый вклад в развитие системы выборов внесли и древние римляне.

(Слайд 18)

Так, например, именно древнеримским политикам мы обязаны традицией проведения предвыборных кампаний, которые традиционно начинались задолго до дня голосования и проходили на городских площадях.

(Слайд 19)

Вопрос родителям 5: В переводе с латинского это слово, относящееся к выборному лицу, означает «предназначенный». Назовите это слово.

(Слайд 20)

Ответ: Это слово «кандидат».

Само слово «кандидат» пришло к нам из языка древних римлян – оно является производным от слова «кандида». Именно так называлась белая тога, которую обязаны были носить претенденты на один из официальных постов. Белый цвет был призван подчеркнуть чистоту намерений кандидата и символизировал его незапятнанную совесть. Необходимой белизны добивались благодаря тому, что тога на протяжении многих дней выдерживалась на солнце, а впоследствии посыпалась мелом.

Кандидат отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. Сопровождал его раб-номеклатор, который подсказывал ему имена избирателей. В  день голосования избиратель получал маленькую дощечку — избирательный бюллетень, писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

(Слайд 21)

Истоки традиций и основ правовой системы и избирательных технологий на территории России также берут свое начало в античной эпохе. Одним из первых успешных примеров демократического правления является политическое устройство древнего города Танаиса (Ростовская область).

(Слайд 22)

Голосование в Танаисе их них назывался «хейротония» или выбор. Сегодня такое голосование мы именуем «открытым». Танаиты, собравшиеся на народное собрание городской площади, поднимали руки в знак согласия после того, как председательствующий на собрании оглашал имя избираемого кандидата.

(Слайд 23)

Вопрос 6: Почему в Танаисе голосование проходило только в светлое время суток?

(Слайд 24)

Ответ: Напомним, танаиты, собравшиеся на народное собрание городской площади, поднимали руки в знак согласия. Если выборы затягивались и счетчики не могли ясно разглядеть голосующих, процедура переносилась на следующий день.

(Слайд 25)

В Древней Руси царила прямая демократия. Вспомните уроки истории в школе, рассказ о вечевых собраниях. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На Новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с XII по XV века.

(Слайд 26)

Новгородское вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, архиепископа. Выборы проходили путем жеребьевки. Имена трех кандидатов записывались на листках пергамента и клались на алтарь собора. Два жребия должен был снять мальчик или слепой. Кандидат, записанный на оставшемся жребии, считался избранным. 

(Слайд 27)

Вопрос 7: Важную роль в выборах в Древнем Новгороде играли ребенок или слепец. В чем она заключалась?

(Слайд 28)

Ответ: Имена трех кандидатов записывались на листках пергамента и клались на алтарь собора. Два жребия должен был снять мальчик или слепой. Ребенок не мог читать, и слепец тоже, поэтому  и они не знали, кого убирают с алтаря. Кандидат, записанный на оставшемся жребии, считался избранным. 

(Слайд 29)

Интересно выборы проходили в казачьем войске. Войсковой атаман избирался открыто: депутаты от казачьих городков называли своих кандидатов, кандидатуры бурно обсуждались

(Слайд 30)

Вопрос 8: С помощью какого предмета казаки выражали одобрение при выборе войскового атамана?

(Слайд 31)

Ответ: Победителем признавался тот, чья фамилия чаще всего выкрикивалась собравшимися, либо тот, к чьим ногам бросали больше шапок. 

(Слайд 32)

Молодцы! Жюри подводит итоги выполнения заданий, а мы отправляемся в дальнейшее путешествие по увлекательным лабиринтам сказочной политики.

Раздел 2. 

Представьте себе, что рядом с нами живут сказочные герои и также как и мы, готовятся к выборам, но им не хватает наших знаний основ избирательного права. Давайте поможем им и откроем временную юридическую консультацию… Участвуют и команды, и зрители! Родители помогают отвечать.

(Слайд 33)

Вопрос 9: Кащей Бессмертный кандидат в депутаты от «Партии бессмертных патриотов» под страхом жестокой расправы принуждает своих подданных отдавать свои голоса в пользу его партии. Какой принцип демократического избирательного права он нарушает?

Ответ: принцип свободы выборов.

(Слайд 34)

Вопрос 10: На российской территории постоянно проживают Баба Яга 457 лет от роду, Кот Баюн 153 лет и Василиса Премудрая 18 лет. Все ли они смогут воспользоваться своим избирательным правом?

Ответ: Не сможет Кот Баюн, потому что он — кот.

 (Слайд 35)

Вопрос 11: Кандидат в депутаты Емеля в свободное от предвыборной кампании время решил порыбачить и, вытаскивая из проруби щуку, поскользнулся, да и упал на лед замерзшей реки, сломав при этом ногу. Емеля тут же обратился в Центризбирком с просьбой о перенесении дня выборов по «глубокоуважаемой причине». Какой ответ от Центризбиркома получит Емеля?

Ответ: В Центризбиркоме Емеле откажут, так как выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством.

 (Слайд 36)

Вопрос 12: Бабушка Красной Шапочки — кандидат от «Партии пенсионеров» решила привлечь свою несовершеннолетнюю внучку к предвыборной агитации и использовать ее изображения в агитационных материалах. Может ли бабушка так поступить?

Ответ: Да. Это не противозаконно. Разрешается использование изображения кандидата с близкими родственниками.

Молодцы! Теперь и в сказках не будет нарушений на выборах.  

Раздел 3.

Новое испытание продемонстрирует вашу осведомленность о современных выборах и о лидерах тех политических партий России, которые прошли регистрацию в Центризбиркоме на выборах 2011 г..

(Слайд 37)

Начнем с названий избранных народом собраний депутатов — парламентов. В разных странах эти собрания называются по-разному. И тут без помощи родителей вам придется трудно.

Вопрос 13. Привести в соответствие название собрания депутатов и страну.

1. Англия

2. Франция

3. Россия

4. Испания

5. Польша

А. Генеральные Штаты

Б. Государственная Дума

В. Сейм

Г. Парламент

Д. Кортесы

Ответ: 1 — Г, 2 — А, 3 — Б, 4 — Д, 5 — В.

А теперь вопрос о непременном атрибуте выборов.

(Слайд 38)

Вопрос 14. Один из самых искусных мастеров 18 в. по обработке металла Антуан Симон изобрел ящик, сделанный в виде округлого павильона на трех ножках, передняя стенка ящика была завешена шелковой  материей и предназначена для пропуска руки. Каждой тумбе соответствовала определенная надпись. Для чего использовали этот ящик?

Ответ:  Это урна для голосования.

(Слайд 39)

Когда мы идем на выборы, мы отдаем предпочтение одному человеку или целой партии. А знаете ли вы, какие партии баллотировались в государственную Думу в 2011году. Ваша задача — установить соответствие между названиями политических партий РФ и их лидерами. Задания раздаются командам на отдельных листах.

Вопрос 15. Ваша задача — установить соответствие между названиями политических партий РФ и их лидерами. (Задания раздаются командам на отдельных листах).

1.  Зюганов Геннадий Андреевич

2.  Семигин Геннадий Юрьевич

3. Жириновский Владимир Вольфович

4.  Явлинский Григорий Алексеевич

5.  Грызлов Борис Вячеславович

А.  ЛДПР

Б. «Яблоко»

В.  КПРФ

Г.  «Единая Россия»

Д. «Патриоты России»

 Ответы: 1 — В, 2— Д, 3 — А, 4 — Б, 5 — Г.  

Жюри подсчитывает баллы. А мы предложим вопросы болельщикам.

(Слайд 40)

Вопросы для болельщиков: (за каждый ответ 1 балл)

Вопрос 1 «Чёрный ящик»: У халифов он был жёлтым, у албанцев без клюва и когтей, у их российского «собрата» они есть. О чём или о ком речь?

Ответ: (орёл).

(Слайд 41)

Вопрос 2: Какую из названных должностей не выбирают всенародным голосованием?  

  1. Президента,
  2. депутата Думы,
  3. Председателя Правительства,
  4. главу муниципального образования.

(Слайд 42)

Вопрос 3 «Чёрный ящик»: В ящике находится то, что в переводе с латинского означает “установление, устройство”.

Ответ: Конституция.

А теперь вопросы родителям.

(Слайд 43)

Вопрос 1: Кто в нашей стране был первым всенародно избранным президентом?

(На слайде имена и портреты: А. Ф. Керенский, М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцын, В. В. Путин )

(Слайд 44)

Ответ: Горбачев М. С., 1990-1991 гг.

(Слайд 45)

Ельцин Борис Николаевич — первый всенародно избранный президент России.

(Слайд 46)

Вопрос 2: Один рабочий день Президента:

  1. подписывает распоряжение об отставки правительства,
  2. вносит законопроект на рассмотрение Думы,
  3. снимает с должности директора коммерческого банка,
  4. подписывает указ об отставке председателя Конституционного суда,
  5. назначает Генерального прокурора.

Что здесь ошибка? Какими вопросами Президент не занимается?

Ответ: снимает с должности директора коммерческого банка.

(Слайд 47)

 «Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее» ( Абу Насир Аль–Фараби). Ваши ответы показали, что наше будущее — в руках активных и деятельных молодых людей.

(Слайд 48)

Однажды писатель Василь Быков сказал режиссеру Алесю Адамовичу: «Мир может спасти только один человек. И этот человек — ты». Этим мне хотелось бы завершить нашу  викторину. Мы надеемся, что ваше поколение, став взрослыми, не останется равнодушным к судьбе страны и сделает свой выбор.

Подведение итогов викторины, награждение участников, зрителей.


Источники:

  1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. — М.: Эксмо; Форум, 2007.
  2. Конституция РФ. Москва, “Проспект” 1997.
  3. Федеральный закон о выборах Президента РФ. Москва, Центральная избирательная комиссия РФ, 2003.
  4. Энциклопедия для детей. Том5, часть 3.Москва “Аванта+”,1995.
  5. www.boarding-school-gtn.ru/upl/metod-kop-Muraeva-1.pdf.

 Для оформления слайдов использовались рисунки и фотографии:

  1. www.democracy.ru/quotes
  2. www.belgorod.izbirkom.ru
  3. www.foxdesign.ru/aphorism
  4. www.heroesportal.net/tavern
  5. www.skazochki.narod.ru/skazki
  6. mk.byhttp://sovmultik.ru/wp-content
  7. ru.wikipedia.org
  8. russia-vote.org/sites
  9. www.zakonia.ru/pict



Предварительный просмотр:


1.  Зюганов Геннадий Андреевич

2.  Семигин Геннадий Юрьевич

3. Жириновский Владимир Вольфович

4.  Явлинский Григорий Алексеевич

5.  Грызлов Борис Вячеславович


А.  ЛДПР

Б. «Яблоко»

В.  КПРФ

Г.  «Единая Россия»

Д. «Патриоты России»


1.  Зюганов Геннадий Андреевич

2.  Семигин Геннадий Юрьевич

3. Жириновский Владимир Вольфович

4.  Явлинский Григорий Алексеевич

5.  Грызлов Борис Вячеславович


А.  ЛДПР

Б. «Яблоко»

В.  КПРФ

Г.  «Единая Россия»

Д. «Патриоты России»


1.  Зюганов Геннадий Андреевич

2.  Семигин Геннадий Юрьевич

3. Жириновский Владимир Вольфович

4.  Явлинский Григорий Алексеевич

5.  Грызлов Борис Вячеславович


А.  ЛДПР

Б. «Яблоко»

В.  КПРФ

Г.  «Единая Россия»

Д. «Патриоты России»

 

1.  Зюганов Геннадий Андреевич

2.  Семигин Геннадий Юрьевич

3. Жириновский Владимир Вольфович

4.  Явлинский Григорий Алексеевич

5.  Грызлов Борис Вячеславович


А.  ЛДПР

Б. «Яблоко»

В.  КПРФ

Г.  «Единая Россия»

Д. «Патриоты России»

1. Англия

2. Франция

3. Россия

4. Испания

5. Польша

А. Генеральные Штаты

Б. Государственная Дума

В. Сейм

Г. Парламент

Д. Кортесы

1. Англия

2. Франция

3. Россия

4. Испания

5. Польша

А. Генеральные Штаты

Б. Государственная Дума

В. Сейм

Г. Парламент

Д. Кортесы

1. Англия

2. Франция

3. Россия

4. Испания

5. Польша

А. Генеральные Штаты

Б. Государственная Дума

В. Сейм

Г. Парламент

Д. Кортесы

1. Англия

2. Франция

3. Россия

4. Испания

5. Польша

А. Генеральные Штаты

Б. Государственная Дума

В. Сейм

Г. Парламент

Д. Кортесы



Предварительный просмотр:

Протокол викторины «Я знаю, что такое выборы!»

Название команды

Вопросы

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1….

2…..

3….

4….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: "Что такое выборы?"

Приблизительный конспект урока, в котором учащиеся знакомятся с процедурой выборов и приобретают практические навыки участия в выборах и их подготовке....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для 8-11 классов. Круглый стол - «Что такое выборы?»

Цель:  повысить  уровень  правовой  грамотности  и  политической  культуры  будущих  избирателей – обучающихся  школы.Задачи:Образовательные: освоение...

Разработка урока по обществознанию : "Что такое выборы?" 9 класс

Данная разработка  предназначена для проведения урока по обществознанию для  9 класса в форме дискуссионного клуба. Разработка предполагает создать условия на уроке  , при которых учени...

Методическая разработка классного часа по теме: «Что такое выборы?»

Данный матераил расскажет ребятам о том, что такое выборы....

Интегрированный урок по обществознанию и истории "Что такое выборы?" в 9 классе

Интегрированный урок по обществознанию и истории в 9 классеТема: «Что такое выборы?» Цели:1.     создать условия для изучения формирования избирательной системы России;2....

Презентация на тему "Что такое выборы"

Презентация на тему "Что такое выборы"....

Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!»

Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С.В. Михалкова«Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!»...