План к уроку обществознания по Шадрикову и презентация к нему
план-конспект урока по обществознанию на тему

Солтанова Регина Рашитовна

План-конспект урока обществознания по теме: "Правовой статус несовершеннолетнего"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_shadrikovu.doc96.5 КБ
Office presentation icon prezentaciyappt.ppt1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №80»

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема: «Правовой статус несовершеннолетнего»

Солтановой Регина Рашитовны,

учителя обществознания

Актаныш, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Цели урока……………………………………………….……………..3

Средства обучения………………………………….………………….3

Методы и приемы………………………………………………………3

Тип урока………………………………………………………………..3

Ход урока………………………………………………………………..4

Литература………………………………………………………………15

План-конспект урока обществознания

по теме:

"Правовой статус несовершеннолетнего"

Цели урока:

  1. Обеспечить усвоение оюучающимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка.
  2. Продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, умения извлекать необходимую информацию из исторического источника.
  3. Воспитывать чувство гражданственности, толерантности, уважения к закону, правам и свободам других людей.

Задачи:

  1. Актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока.
  2. Сформировать у обучающихся новые понятия.
  3. Организовать применение обучающимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

Средства обучения:

  1. учебное пособие «Обществознание. 10 класс» А.И.Кравченко, Е.А.Певцова

     Издательство: Русское слово, 2010 г.;

  1. извлечения из Конвенции по правам ребенка (Приложение 1);
  2. презентация «Правовой статус несовершеннолетнего» (Приложение 2);
  3. мультимедиасистема;
  4. раздаточный материал: цветные карточки (зеленые, красные), карточки с таблицами по одной на парту для работы в парах

        

Методы и приемы:  

  1. словесные – вопросы, рассказ-объяснение, чтение документа
  2. наглядные – демонстрация слайдов, документов
  3. практические –  работа с текстом, схемами

Тип урока:     комбинированный, мультимедиа урок.

Ход урока:

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1

Организационный момент

-Методы организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей группы): эмоциональный, психологический настрой обучающихся.


- Постановка цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока.

Цель организационного момента:

настроить обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему урока. 

- Здравствуйте, ребята! Сядьте удобно, спины выпрямите, руки положите перед собой, ноги поставьте вместе.




Сегодня наш урок будет посвящен особенностям правового статуса несовершеннолетних. Но прежде мы с вами вспомним, на какие сферы  делится общество,  виды прав и свобод человека. Это поможет нам в освоении понятия правовой статус несовершеннолетнего. В ходе урока мы будем обращаться к слайдам, заполнять схемы.

Слайд 1



Обучающиеся  слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок.











Смотрят слайд 1

2

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

- Определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока.

- Определение цели, которые преподаватель ставит перед обучающимися на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися).


- Методы, способствующих решению поставленных  целей и задач:

-практическая работа: заполнение схемы, заполнение таблицы;

-вопросы по пройденной ранее теме;

-использование цветных карточек для оценивания ответа;

- поощрения.


- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей:

В случае затруднения обучающихся в заполнении схемы «Сферы общественной жизни» преподаватель заполняет одну из ячеек, например, «политическая».




В случае затруднения обучающимися в заполнении схемы «Виды прав человека» учитель заполняет одну-две из ячеек, например, «политические».

В случае затруднения выполнения четвертого задания учитель предлагает помочь одногрупникам или же задает наводящие вопросы, требующие знания определений по заданным терминам и поясняющие виды прав.





-  методы и критерии оценивания ответов обучающихся в ходе опроса: игровой прием – использование «чеков» при правильном ответе, влияющих на оценку за подготовку домашнего задания.


Цель повторения:

привести в систему знания, полученные ранее о правах и обязанностях гражданина;

работать над понятиями, схемами, таблицами.

-  В ходе повторения предыдущих тем нам предстоит заполнить схемы, определить соответствие понятий, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Права и обязанности граждан» и чтобы нам сегодня было легче изучить новую тему.

   Тем обучающимся, которые будут правильно отвечать на вопросы, я буду выдавать чеки достоинством 1 балл. И те, кто наберет 5 и более чеков получат соответственно оценку  «5»

Итак, обратите внимание на слайд и подумайте, какими понятиями  необходимо дополнить  схему и почему?  

      1) Заполните пропуски в схеме: Слайд 2



Вывод: - Каждая сфера общественной жизни связана с правом, законодательством, нормами, моралью.

Молодцы, с данным заданием вы справились хорошо и можете четко определять сферы общественной жизни.







2) Заполните пропуски в схеме: Слайд 3                           


    -Теперь обратите внимание на слайд  6. Кто готов соотнести виды прав человека с их проявлениями

      4) Соотнесите виды прав человека и их проявление: Слайд 4


ПОЛИТИЧЕСКИЕ        

…имеет право на гражданство (ст. 15)

ГРАЖДАНСКИЕ

…имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст.20, 22)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

…имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 44)

СОЦИАЛЬНЫЕ

…имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 32)

КУЛ
ТУРНЫЕ

…имеет право на социальное обеспечение (ст.39)

Вывод: Тему «Права и обязанности граждан» усвоили в основном хорошо, но конкретные примеры надо продумывать четче. Это показывает на то, как вами понята тема.  















Обучающиеся  заполняют схему.

 Ответ: политическая, экономическая, социальная, духовная.












Обучающиеся  заполняют пропуски в   схеме:

политические, гражданские, экономические, социальные, культурные.








Политические – …имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 32)

 Гражданские – …имеет право на гражданство (ст. 15)

Экономические – …имеет право владеть имуществом (ст. 17)

 Социальные – …имеет право на социальное обеспечение (ст. 39)

Культурные –…имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 44)

3

Изучение нового учебного материала.

- определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока




















- постановка конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть, достигнут обучающимися на данном этапе урока)




- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися



-  Методы изложения (представления) нового учебного материала:

  1. Наглядный –  демонстрация слайдов, документов («Конвенция о правах ребенка»)
  2. практические –  работа с текстом, схемами
  3. словесные – рассказ-объяснение, вопросы, чтение документа, текста учебника



- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей группы, в котором работает педагог




- описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу




- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.


Цель изучения нового материала:

 Познакомить с  Конвенцией о правах человека; помочь обучающимся определить права и свободы, которыми обладают дети; учить работать с документом, анализировать и делать выводы.  


 -  На предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо.

Почему? Как вы думаете? Почему дети нуждаются в особой защите?

Слайды 5-6



 - Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Правовой статус несовершеннолетнего»

Мы должны с вами сегодня:

  1. познакомиться с Конвенцией о правах человека;
  2. выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети;
  3. продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы


 -  Изучение темы урока мы с вами начнем со знакомства с документом «Конвенция о правах ребенка».

1. История принятия Конвенции о правах ребенка.

Слайд 7


               

Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом….

Вспомните, что такое декларация?

- Декларация – это не документ и не закон. Это официальное или торжественное заявление делегации, правительства, международного органа, на основе которого затем разрабатываются принципы последующих законодательных мероприятий. Обычно не имеет прямой юридической силы.

Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 г.г. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной.

Так что же такое конвенция?

В целом вы правы. Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших.

  - Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права.


2. Изучение Конвенции о правах человека.

- Конвенция о правах ребенка состоит из:

Преамбулы (вступительная статья к документу)

Часть I (собственно статьи)

Часть II (специальные статьи для стран участниц Конвенции).

 

 -  Каково назначение и значение Конвенции о правах ребенка?

Ребята, отвечайте, пожалуйста, полным ответом.

 - Конвенции о правах ребенка призвана  защитить жизнь и права детей на планете, и закрепить права ребенка в гражданском, семейном и трудовом законодательстве.

3. Международные организации по защите прав детей.


Слайд 9


Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:

  1. ООН;
  2. Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), в работе которого принимают участие многие известные всему миру люди;
  3. «Движение без границ»,
  4. российские правозащитные организации;
  5. уполномоченный по правам ребенка П. Астахов.


И не случайно, что подобных организаций много, поскольку в современном мире, по словам П. Астахова «ценность детской жизни падает на глазах».







Ответы учащихся:

- Дети еще маленькие и они слабые.

- Дети не могут зарабатывать деньги.

-У них нет жизненного опыта.

- У детей нет знаний и т.д.







Обучающиеся слушают и смотрят на слайды презентации 5-6, где отражены тема и план урока по изучению новой темы.



































- Декларация – это документ.

- Декларация – это официальное заявление правительства, на его основе разрабатываются принципы законодательных законодательств.

- Декларация – это закон.  И т.д.







-Конвенция – это документ.

- Конвенция – это закон. И т.д.



Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды по ходу рассказа.

4

Закрепление учебного материала

-  целей, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока



- постановка конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока)



- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог


- описание критериев, позволяющих определить степень освоения обучающимися нового учебного материала






- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда преподаватель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.


Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения обучающимися нового учебного материала.  

   -  В завершении еще раз поговорим с вами о значении этого документа, о правовом статусе несовершеннолетнего, чтобы вы сами могли определить, что еще вами не понято, и на что надо больше обратить внимания при подготовке домашнего задания. За правильные ответы вы будете получать смайлики. В конце урока мы их посчитаем, те,  у кого будет больше четырех смайликов, получат оценку «5».

-Почему Конвенции о правах ребенка придается большое значение?

- Молодцы! Ваши ответы, в общем-то, правильные. В нашем мире часто происходят случаи, когда дети оказываются в сложных жизненных  ситуациях. Ребенок имеет свои права и обязанности. Взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям. Ведь главная мысль Конвенции оправах ребенка: ребенок – полноценная личность.


 -  Могут ли права ребенка быть равными правам взрослых? Почему?

- Конечно же, дети и взрослые не могут иметь равные права во всех отраслях права. Так, например, у ребенка пока нет политических прав, он не может голосовать до наступления совершеннолетия. Есть ограничения и в экономических правах: подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с 16 лет (в отдельных случаях – с 14 лет).

 -  Кто из взрослых, по вашему мнению, в большей степени заинтересован в реализации положений Конвенции?

-Молодцы! Каждый ваш ответ можно считать правильным. Но прежде всего, в реализации положений Конвенции заинтересованы родители. Ведь они не всегда могут находиться рядом со своими детьми и защитить их. Дети бывают предоставлены самим себе, могут быть подвергнуты опасностям на улице, в общественных местах. И, зная, что в нашей жизни действует такой законодательный документ как Конвенция о правах ребенка, их дети защищены законом.

-  Только ли о своих правах должны помнить дети? Приведите примеры из жизни.


- Молодцы! Данную тему вы, ребята, поняли хорошо, так как смогли не только ответить на вопросы, но и аргументировали свои ответы, привели примеры.


 -  В заключение хотела бы привести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» Слайд 11

- Теперь, ребята, посчитайте,  кто, сколько смайликов заработал, и подойдите с дневниками и  смайликами ко мне те, у кого их больше 4 штук. Вы сегодня заработали пятерки. У кого 3-4 смайлика получают за работу на уроке по новой теме «4» (четверки).





- Конвенции придается большое значение, потому что дети слабые и  некоторые взрослые их обижают.

- Потому что дети не могут сами себя защитить.

- Дети очень доверчивые и их легко обмануть



-Я думаю, могут, потому что ребенок – полноценная личность.

-Нет, права ребенка, и права взрослых равными быть не могут. Ведь дети несовершеннолетние.




- Я думаю, что это родители.

- Я думаю, что это полиция, чтобы у них было меньше проблем с детьми и их родителями.


-Дети должны помнить, что права есть не только у них, но и у его друзей, одноклассников. Например, у каждого может быть свое мнение о каком-нибудь кино или книге. Если у моего друга другое мнение о моем любимом фильме, то я не должен на него из-за этого обижаться.

5

Задание на дом

определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задания на дом



- постановку целей самостоятельной работы обучающихся (что должны сделать обучающимися в ходе выполнения домашнего задания)

 

- определение и разъяснение


Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы и документов по теме.


 - Повторите определения понятий по темам «Права и обязанности граждан», «Правовой статус несовершеннолетнего». На следующем уроке мы с вами проведем диктант по основным понятиям.  А также прочитайте Конвенцию о правах ребенка. По желанию можете составить кроссворд по данным темам. Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.


Обучающиеся записывают задание на дом в дневник.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить: Тема достаточно трудна для восприятия, текст Конвенции о правах ребенка сложен, поэтому для облегчения восприятия и усвоения темы целесообразно было использование наглядной презентации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник для 10 класса  «Обществознание».  А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Издательство: Русское слово, 2010 г.;

  1. Конвенция о правах ребенка;

  1. Словарь терминов и понятий по обществознанию. А.М.Лопухов. Издательство: Москва, «АЙРИС-пресс», 2009г.;

  1. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. Издательство: Москва. АСТ ·Астрель, 2008г;

  1. Обществознание в таблицах и схемах. Т.Г.Сазонова. Издательство: Санкт-Петербург «Виктория плюс»    

  1. Сайт http://festival.1september.ru  «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

  1. Сайт http://ant-m.ucoz.ru «Виртуальный кабинет истории и обществознания»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

план-конспект урока обществознания в 6 классе. Практикум по теме: "Школа" УМК Л.Н. Боголюбова

Урок обществознания в 6 классе по УМК Боголюбова Л.Н. - практикум по теме "Школа". Цель: О - усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации; применение полученных знаний на практике; поиск...

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

План-конспект урока обществознания "Человек среди людей" 7 класс

Разработка плана-конспекта урока по обществознанию "Человек среди людей", 7 класс. Тип урока:урок-игра...

План-конспект урока обществознания "Почему нужно быть терпимым" 7 класс

План-конспект урока обществознания "Почему нужно быть терпимым" 7 класс. Урок-путешествие...

Технологическая карта урока математики 5 класса и презентация к нему

Тема урока: "Правильные и неправильные дроби"...