«Работа с политико-правовым материалом на уроках обществознания при подготовке к ГИА»
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Щербинкина Наталья Анатольевна

Описание опыта использования политико-правовых материалов на уроках обществознания для подготовки учащихся к сдаче ГИА по предмету. В данной работе используются отрывки из разработок уроков по обществознанию, примеры практических заданий для учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_pravovymi_aktami_v_khode_podgotovki_k_gia.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

 «Работа с политико-правовым материалом на уроках обществознания при подготовке к ГИА»

Автор:

Щербинкина Наталья Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МОУ Туровской ООШ

Московской обл. Серпуховского района,

село Турово

Содержание.

Введение.

Часть 1. Использование политико-правового материала на уроках обществознания в игровой форме, (из опыта работы).

Часть 2. Организация изучения нормативных документов на уроках-практикумах и лабораторных занятиях по обществознанию в 9 классе.

Введение.

Данная работа представляет собой синтез доклада на ШМО и отрывков из уроков обществознания в 8-9 классах, которые конкретизируют практический подход к организации работы с нормативными актами на уроках обществознания.

Президент РФ Д.А. Медведев не раз подчеркивал в своих выступлениях что повышение правовой грамотности населения, и устранение правового нигилизма является одной из приоритетных задач современного общества и государства . В связи с этим на систему образования ложится основная нагрузка по внедрению правовых знаний и формированию правопослушного поведения в обществе.

Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за  правовой  безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.

Преподавание права в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, только знание законов сможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы.

 Особенностью  преподавания    основ правовых знаний  состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений.            

Трудно согласиться с мнением тех педагогов, которые считают, что нужна максимальная доступность и облегченность учебного материала. Скорее наоборот! Нужно создавать больше затруднений для ребенка как "отправных точек для его мыслей", ведь "мышление всегда возникает из затруднений". Библейская мудрость гласит: «Если хочешь накормить голодного, сидящего у моря, не давай ему рыбы, дай ему сети и научи ловить рыбу». Учитель дает подрастающему поколению  способ действия, т.е.  учит  их  читать юридическую литературу, анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках (Конституции РФ, УК РФ, ТК РФ, КОАП РФ) и нормативно-правовых актах и пользоваться ими  для решения юридических казусов.

   Работа с документами позволяет получать информацию в рамках изучаемой правовой проблемы, приобретать умение анализировать текст закона, учит высказывать собственное мнение и аргументировать его. Учащиеся совместными усилиями  решают вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений нормам Международного права  в аспекте защиты прав и свобод человека.  

1. Использование политико-правового материала на уроках обществознания в игровой форме, (из опыта работы).

Сложность  работы с правовыми актами можно завуалировать игровой формой. Её можно применять и в старших классах. Психологические исследования подтверждают, что включение элементов игры важно для всех категорий обучающихся, не только среди старшеклассников, но и среди студентов ВУЗов.

Игра позволяет  базировать обучение  на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания юридических казусов. Проигрывание роли, внутреннее раскрепощение учащегося, создают условия, при которых может развиваться творчество.  Нетрадиционные формы уроков права повышают интерес к предмету практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям основами правовых знаний, а именно, развивают юридическую память учащихся, в первую очередь на специальную терминологию; развивают способности к логическому мышлению.

Например урок-игра в 9 классе «Конституция РФ». (выдержка из плана урока):

1 этап.  Чистая доска.

На доске в два столбика записаны вопросы командам. Для ответов команды могут пользоваться текстами Конституции РФ.  По мере готовности представители от команд выходят к доске, отвечают на вопросы, если ответ правильный, то вопрос с доски стирается. Побеждает та команда, чьи вопросы будут стёрты с доски раньше.

1 команда

Кто является носителем суверенитета и источником власти в России?

Какой раздел Конституции считается важнейшим и не подлежит изменениям?

Есть ли среди субъектов РФ посёлки городского типа?

2 команда

Что является высшей ценностью в России

Что кроме прав и свобод человека закреплено во второй главе Конституции?

Есть ли среди субъектов РФ автономные округа?

2 этап.  Реставрация.

 Команды получают разрезанные на части статьи Конституции. Их задача собрать эти части воедино.

  1. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный
  2. размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка
  3. семьи, материнства, отцовства и детства,
  4. инвалидов и пожилых граждан, развивается
  5. система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
  6. пособия и иные гарантии социальной защиты.
  7. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный
  8. размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка
  9. семьи, материнства, отцовства и детства,
  10. инвалидов и пожилых граждан, развивается
  11. система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
  12. пособия и иные гарантии социальной защиты.

3. Этап Переводчик. Команды получают высказывания Радищева. Командам предлагается «перевести» это высказывание на доступный язык. Побеждает та команда, чей «перевод» будет более грамотным и полным.

         «  А. Н. Радищев в известной работе «Опыт о законодательстве» на первое место ставит принципы народного суверенитета. Он пишет, что соборная народа власть есть власть первоначальная, а потому высшая, единая, состав общества

 основать или разрушить могущая, что народ вверяет осуществление власти одному лицу или многим и что употребитель народной власти издает законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народ».

4 этап, «Комментаторы». . Для каждой команды прокручивается видеоролик с явлениями политической жизни в России, (митинг и выборы). Видео ряд  идёт без сопровождения звука. По окончании показа команды должны прокомментировать, что они увидели, о каких политических правах граждан шла речь в этих  роликах.  Побеждает команда, которая более грамотно составит комментарий.

Этот урок-игра базировался на повторении изученного материала по теме «Конституция РФ». Игровая форма позволяет активизировать познавательные процессы, ученики осуществляли самостоятельный поиск знаний в Конституции РФ, Были созданы условия для самовыражения личности, развития навыков коммуникации, чувства коллективизма, отношений доброжелательности. Ученики с недостаточно развитой интеллектуальной сферой имели возможность проявить себя в посильной помощи своей команде, в поиске информации по Конституции, эмоциональность игрового действия активизировала все психологические процессы и функции учащихся.

Этапы состязания были построены так, чтобы учебная деятельность не была монотонной. На разных этапах урока ученики устно отвечали на вопросы, в случае затруднения могли найти ответы в Конституции. Ученики формулировали свои мысли по заданной теме, с опорой на высказывание Радищева, анализировали разрозненные части документа, составляли их воедино, смотрели видеоролики, комментировали видеоряд с опорой на свои правовые знания.

2. Организация изучения нормативных документов на уроках практикумах и лабораторных занятиях по обществознанию в 9 классе.

Уроки  практикумы и лабораторные занятия по обществознанию обеспечивают приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формируют умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; позволяют оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач.

 На уроках-практикумах обучающиеся решают юридические казусы, опираясь на знание закона, кодексы РФ. Они играют огромную практическую роль по формированию правового сознания школьников. Такие уроки позволяют научить  ребенка творчески мыслить, формируют  активную жизненную позицию старшеклассника.  Уроки-практикумы формируют навыки   работы  с юридической литературой, умение анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках. Во время этих уроков используются кодексы (Трудовой, Семейный, Уголовный, Об административных правонарушениях) и другие нормативно-правовые акты, источники права;  учитель лишь объясняет, каким образом в них можно найти необходимую информацию во время самостоятельной работы по решению юридических задач. 

Вот отрывок из урока-практикума по теме «Семейное право» в 9 классе.

Один из пунктов плана урока называется:

  1. Брак и условия вступления в него. (Ученики будут знакомиться с отрывками из «Семейного кодекса РФ» и отвечать на вопросы учителя. По окончании изучения отрывков они должны записать в тетрадь ответы на вопросы. На доске есть запись выводов, но она закрыта,  когда ученики закончат самостоятельную работу с отрывками из «Семейного кодекса РФ» и сформулируют свои выводы, учитель откроет запись на доске, чтобы учащиеся смогли сверить свои записи и исправить ошибки).

Вопросы на доске:

а) Определите пять условий, необходимых для вступления в брак.

б) Приведите примеры, запрещающие вступление в брак.

в) Считаете ли вы необходимым медицинское обследование перед вступлением в брак?

г)   Задача: Твой друг решил вступить в брак в 16 лет без особых причин, что ты ему на это скажешь?

Отрывки из «Семейного кодекса РФ».Статьи 11 – 15.

2 этап урока «Права и обязанности супругов»

На следующем этапе этого урока дети сначала изучают отрывки о правах и обязанностях супругов, затем смотрят 2  инсценировки своих одноклассников, которые они должны оценить с точки зрения закона.

Отрывки из «Семейного кодекса для второго этапа урока» Раздел III. Права и обязанности супругов. Статьи 31-37

Инсценировки.

Сценка 1.

Муж и жена спорят.

Жена:

Дорогой, я хочу вернуться на работу. Мне надоело сидеть дома, хочется в коллектив.

Муж:

А мне надоели твои выкрутасы. То хочу, это не хочу. Какое право ты имеешь возникать?! Кто в семье деньги зарабатывает? – Я! Значит, я и условия буду диктовать. Твоё дело дома сидеть, детей воспитывать. Ты даже это не можешь нормально делать. Один у тебя постоянно болеет, другой плохо учится. А ты ещё на работу собралась идти. Нет, никогда!

Сценка  2.

Скандал при разводе.

Жена.

Почему всё имущество мы поделили поровну, а машину ты взял себе?

Муж.

Потому что она тебе не нужна, ты не умеешь водить.

Жена.

Ну и что! Я собираюсь сдавать на права.

Муж.

Вот сдашь и купишь себе машину.

Жена.

Но эта машина тоже принадлежит мне. Ты покупал её на наши деньги.

Муж.

Ничего подобного. Я откладывал не с основной зарплаты, а с левых приработков.

Кто из них прав? Объясните с опорой на статьи Семейного Кодекса РФ.

Особую трудность  у экзаменуемых  вызывают экзаменационные задания ГИА из части С. Для подготовки учащихся к такому типу заданий нужно шире привлекать правовые источники, которые изучаются в курсе обществознания.

Примером может служить урок-практикум, посвящённый изучению Всеобщей Декларации прав человека  по П. 36 из учебника Л. Н. Боголюбова «Введение в обществознание 8-9 класс». Этот параграф мы изучаем с опорой на текст Преамбулы Всеобщей Декларации прав человека. Учащиеся получают рабочие листы с текстом Преамбулы и заданиями к ней. Эти задания учат их составлять план, находить ответ в тексте, высказывать свою точку зрения с опорой на обществоведческие знания. То есть, учатся выполнять «страшные» для них задания ГИА части С.

Отрывок из рабочего листа к уроку.

Всеобщая декларация прав человека. Преамбула.   (10 декабря 1948 г.)           «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем

 членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой

 свободы, справедливости и всеобщего мира; и

           принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам

 человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и

 что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений

 и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление

 людей; и

           принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека

 охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был

 вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании

 и угнетения; и...

           принимая во внимание, что народы объединенных наций подтвердили в

 Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность

 человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать

 социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

           принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и

 свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

           Генеральная Ассамблея

           Провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве

 задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с

 тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду

 настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать

 утверждению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и

 международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и

 осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и

 среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».

   

           Вопросы и задания к Преамбуле.

           1. Составьте план преамбулы, в котором кратко отразите шесть

 обстоятельств и мотивов принятия Декларации.

           2. Как вы понимаете равные права всех людей? Как понимаете

 неотъемлемые права? Почему признание равных и неотъемлемых прав является

 основой свободы; основой справедливости; основой всеобщего мира?

           3. Какие варварские акты, порожденные пренебрежением к правам

 человека, вам известны?

           4. Как вы понимаете охрану прав человека властью закона?

           5. Объясните, как права человека могут содействовать социальному

 прогрессу и улучшению условий жизни.

           6. Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод

 человека? Какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование?

           

Заключение

Что даёт такая работа для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме?

Объектами контроля в экзамене по обществознанию в форме ГИА выступают дидактические единицы знаний и сформированность умений в соответствии с требованиями, закрепленными в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Объектом проверки выступает широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности. Те виды уроков, о которых шла речь выше, предполагают не только получение  правовых знаний, но и учат детей работать с документами. Они предполагают осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Самостоятельно освоить такие умения и навыки ученик не может. Не всегда у учителя  есть возможность заниматься этим на дополнительных занятиях. Поэтому, развивать все вышеуказанные навыки и умения необходимо на уроке в ходе практического изучения правовых источников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку обществознания по теме: "Сознательное и бессознательное"

Материалы содержат презентацию к уроку по данной теме...

Материалы к уроку обществознания в 6 классе по теме "Поведение и поступок" УМК "Алгоритм успеха "

В материалы к уроку вошли: технологическая карта с описанием планируемых результатов, раздаточный материал "Миф о Прометее", небольшая презентация к уроку, страницы из рабочей тетради к курсу общество...

Работа с текстами и решение познавательных задач на уроках обществознания при подготовке к ЕГЭ.

Знакомство с основными документами ЕГЭ по обществознанию1.Кодификатор элементов содержания ЕГЭ2.Спецификация заданий ЕГЭ3.Демонстрационный вариант ЕГЭ....

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом на уроках обществознания на примере изучения темы "Межнациональные отношения".

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебнымматериалом на уроках обществознанияна примере изучения темы  "Межнациональные отношения"....

Приемы работы с несплошными текстами на уроках обществознания при подготовке к ГИА

Презентация к выступлению, которая содержит рекомендации по работе с терминами и по подготовке обучающихся к выполнению заданий №5 и №12 ГИА по обществознанию 9-й класс...