Программа элективного курса "Познавательные и логические задачи - задания по обществознанию"
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме

Моторина Татьяна Александровна

Курс для подготовки к ЕГЭ учащихся 10-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektiva_10_klass.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программа и тематическое планирование элективного курса по обществознанию

«Познавательные и логические

задания – задачи по обществознанию»

для обучающихся 10 класса

Учитель истории и  обществознания – Моторина Татьяна  Александровна                                      

Пояснительная записка

       Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.

       Курс предназначен для изучения в 10 классе.  Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию.

Задачи  курса:

создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;

ознакомление старшеклассников с основными законами логики, ключевыми правилами логического мышления;

формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Содержание курса включает

информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию. Темы № 1,2, 11, 18, 24, 25. Данные занятия проводятся в форме школьной лекции с включением элементов работы с текстом.

теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления. Темы № 1, 2, 11, 15, 17, 18, 22, 27 Данные занятия проводятся в форме школьной лекции с включением элементов работы с текстом.

практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ. Темы №3-10, 12-14,16,19-21,23, 26, 28-33. Темы предусматривает решение заданий по обществознанию разных уровней (ЧАСТИ А, В, С ЕГЭ), а так же работу над ошибками и последующий самоанализ проделанной работы.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.

Календарно-тематический план

тема

Содержание занятия

1)

Вводное занятие.

Цели, задачи, содержание, структура курса. Структура КИМов ЕГЭ по обществознанию.

2)

Основные типы заданий  части А.

 Особенности  заданий с выбором одного варианта ответа.

3)

Решение заданий части А.

Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа.

4)

Особенности заданий на выбор из двух суждений.

Решение заданий на выбор из двух суждений.

5)

Задания на выбор из двух суждений. (Человек, общество, Познание).

Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательные линии «Человек», «Общество», «Познание»).

6)

Задания на выбор из двух суждений. (Экономика).

Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательная линия «Экономика»). 

7)

Задания на выбор из двух суждений. (Политика, право).

Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательная линия «Политика, право»).

8)

Задания на сравнение близких понятий.

Решение заданий на  сравнение близких понятий.

9)

Задания на различие смыслов одного понятия.

Решение заданий на  различие смыслов одного понятия.

10)

Задания на завершение схем.

Решение контрольно-тренировочных заданий на завершение схем.

11)

Специфика заданий на классификацию.

Особенности и примеры заданий на классификацию.

12)

Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия.

 Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия.

13)

Составление заданий части А.

Самостоятельное составление заданий всех типов части А.

14)

Составление заданий части В.

Самостоятельное составление заданий всех типов части В.

15)

Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию.

 Структура эссе.  Контекст задания. Анализ эссе экзаменов прошлых лет.

16)

Презентация и самоанализ эссе.

Задания на конкретизацию.

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом.

17)

Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы?

Решение заданий-задач.

18)

Анализ документа.

Структура и специфика заданий на анализ документа.

19)

В чем заключается интерпретация и анализ текста?

Выполнения заданий на интерпретацию и анализ текста.

20)

Можно ли выражать несогласие с точкой зрения автора текста?

Анализ документа.

21)

Анализ документов по обществознанию.

Решение задания части С 7.

22)

Самоанализ проделанной работы.

Работа над ошибками.

23)

Составление заданий части C.

Самостоятельное составление заданий всех типов части С.

24)

ЕГЭ по обществознанию: правила проведения, особенности.

Организационные правила проведения ЕГЭ по обществознанию. Психологический климат на экзамене.

25)

 КИМы по обществознанию 2013 г. нововведения и особенности.

Анализ структуры и содержания КИМ-ов ЕГЭ по обществознанию на 2012 в сравнении с КИМ-и прошлых лет.

26)

Тренировочный экзамен (демоверсия-2013). Часть А.

 Решение тренировочного экзамена (демоверсия-2012). Часть А.

27)

Самоанализ

Работа над ошибками

28)

Тренировочный экзамен (демоверсия-2013). Часть В.

Решение тренировочного экзамена (демоверсия-2012). Часть В.

29)

Самоанализ

Работа над ошибками

30)

Тренировочный экзамен (демоверсия-2013). Часть С.

Решение тренировочного экзамена (демоверсия-2012). Часть С.

31)

Самоанализ

Работа над ошибками 

32)

Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. 

Результаты тренировочного экзамена по обществознанию. Корректировка компетенций обучающихся по ЕГЭ.

33)

Итоговое занятие по курсу

Основные понятия курса.

34-35)

Резерв 2 часа.

Список используемой литературы

Аверьянова Г.И. ЕГЭ-2009. обществознание. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.

Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию// Преподавание истории и обществознания в школе, №1, 2004.

ЕГЭ. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов/ Сост. Е.Л.Рутковская, О.В. Кишенкова и др. – М.: Эксмо, 2010.

Клименко А.В., Румынина В.В.Обществознание: учеб. Пособие для школьников ст. классов и поступающих в вузы. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Корсаков Г.Г. Обществознание: тесты, задания, лучшие методики. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2009.

Котова О.А., Лискова Т.И. Задания – задачи по обществознанию//Преподавание истории и обществознания в школе, №3, 2004.

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Задания на выбор из двух суждений на экзамене по обществознанию//Преподавание истории и обществознания в школе, №5, 2005.

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания обществознания с учетом результатов ЕГЭ 2008 г. // Преподавание истории в школе №3, 2009.

Щенина О.Г. Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию// Преподавание истории в школе, №5, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса

Рабочая программа  элективного предмета  «Решение нестандартных задач » для учащихся  10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"

программа расчитана для учащихся 9 класса....

Программа элективного курса "Решение химических задач"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....

Элективный курс «Решение логических задач»

Цели:1.Привитие  интереса учащихся к математике.2.Развитие математического кругозора,  исследовательских умений.3.Воспитание  настойчивости и инициативы....

Программа развивающего курса "Решение логических задач"

Курс "Решение логических задач" ориентирован на учащихся 5-6 классов и нацелен на формирование у учащихся устойчивого интереса к предметй, выявление и развитие их математических способностей....

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...

Программа элективного курса "Решение сложных задач по обществознанию"

Программа элективного курса по обществознанию рассчитана на подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Очень частов  школах данные часы выделяютсяименно для более эффективной подготовки к экзамену. Равн...