Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Практика конструктивного общения»
элективный курс по обществознанию (9 класс) по теме

Ермолаева Наталья Евгеньевна

 

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_praktika_konstruktivnogo_obshcheniya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки

обучающихся 9 класса «Практика конструктивного общения»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой.

Пояснительная записка

        Элективный курс «Практика конструктивного общения» предназначен для изучения обучающимися 9 класса в рамках предпрофильной подготовки.

Программа составлена на основе « Программы  курсов для предпрофильной подготовки человековедческой направленности». Семенина С.К.; Дрофа; 2008 г.

Курс рассчитан на 17 часов.

Решение стратегических задач по формированию гражданского общества в качестве одной из ведущих тенденций определяет гуманизацию общества и демократизацию всех его процессов. Эти процессы сегодня выступают как социально-ценностная и нравственно-психологическая основа жизнедеятельности общества,  отношений между человеком и миром, между людьми. Элективный курс «Практика конструктивного общения» направлен на формирование коммуникативной компетенции, способствует развитию толерантности, повышению общего уровня культуры выпускника 9 класса.

        

Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов независимо от выбора профиля обучения. Курс не ориентирован на конкретный профиль обучения, он способствует осуществлению и реализации любой модели профильного обучения.

 

Актуальность:

Низкая конкурентоспособность молодёжи на рынке труда обусловлена не только недостаточным уровнем профессиональной подготовки, но и отсутствием навыков и способов позитивного поведения в условиях рыночной экономики, низкой самостоятельной активностью и коммуникативной некомпетентностью, неадекватной самооценкой.  

Цель элективного курса: показать актуальность и необходимость человековедческих знаний при выборе любого профиля обучения; научить подростка адекватно вести себя в различных жизненных ситуаций, что является   одним из составляющих успеха современного человека.

Задачи:

Предметные – расширить знания обучающихся, полученные в курсе обществознания, о принципах взаимодействия между людьми, причинах затруднений в общении, формах коммуникаций; активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных  проблемных ситуаций; рассмотреть реальные конфликтные ситуации и модели поведения личности, опираясь на социальный опыт ребёнка.

Метапредметные  - развить умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, развивать способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках основных социальных ролей.

Личностные – формировать ценностные ориентиры, основанные на гуманистических традициях, способность к независимой оценке в профессиональном самоопределении; активизировать процесс профессионального и личностного самоопределения учащихся, создать приоритет  жизненных ценностей, формировать основы толерантности.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  1. системность;
  2. целостность;
  3. объективность;
  4. научность;
  5. доступность для обучающихся основной школы.

Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает социальную компетентность и зрелость в плане выбора профиля обучения.

Методы и приемы:

  1. Метод проблемного обучения
  2. Дидактические игры.
  3. Исследовательский метод
  4. Мысленный эксперимент
  5. Метод моделирования
  6. Дискуссия
  7. Коммуникативные практикумы

Формы организации познавательной деятельности:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная;
  3. групповая и парная.

Контроль

  1. Текущий (устный опрос, тесты, решение социальных задач);
  2. Итоговый (написание эссе, подготовка проекта-презентации).

Обучающиеся могут выбирать

-виды отчёта из предложенного учителем перечня;

-источники и литературу по теме.

Динамика интереса – может быть оценена через анкетирование на первом и заключительном занятиях.

Предполагаемый результат

Обучающиеся получат более углубленное и расширенное  представление:

  1. о ценностях гуманизма в современном мире;
  2. о принципах взаимодействия между людьми;
  3. о причинах затруднений в процессе общения;
  4. о средствах выражения чувств;
  5. о формах, законах и правилах общения и отношений;
  6. о средствах противостояния групповому давлению.

Обучающиеся получат опыт:

  1. самостоятельной работы  в решении социальных задач;
  2. поиска информации по заданной проблеме;
  3. посредством моделирования создавать и «проигрывать» определённые ситуации;
  4. выявлять  причины  возникновения проблем в общении и способы  выхода из конфликтной   ситуации.

В области коммуникативной компетенции обучающиеся  овладеют формами проблемной коммуникации (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения, работать в команде.

В области социальной компетенции обучающиеся овладеют основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствуют различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр. Обучающиеся познакомятся с искусством дискуссии и полемики.

Содержание курса

Тема 1. Я – личность (2 ч.)

 Осознание себя как личности, раскрытие своей индивидуальности и выявление личностного потенциала. Самопознание, самостановление, саморазвитие. Установление субъект-субъектных отношений.

Тема 2. Основные направления развития личности (3 ч.)

Способы самореализации личности. выбор жизненной стратегии. активная и пассивная жизненные позиции. Воспитание уверенности в себе.

Умение принимать решения и отвечать за свой выбор.

Тема 3. Личностное развитие индивида (3 ч.)

Система «Я» и становление самосознания. Соотносимость задач развития личности,   её структурных характеристик. Самоменеджмент как средство индивидуальной самоорганизации личности.

Тема 4. Личность и жизненный успех (3 ч.)

Роль позитивного мышления в достижении жизненного успеха. Выстраивание позитивной «Я- концепции».Формирование позитивного мышления. Создание личной формулы успеха. Целеполагание как необходимый элемент достижения успеха.

Тема 5.  Общество  - пространство жизни личности. (3 ч.)

Проблема социальной зрелости личности. Функция «Я». Сила и слабость «Я».Разбалансированность «Я».Становление личности как субъекта деятельности. Проблемы самоопределения личностного роста. От «Я»  к «Мы» - правила межличностных коммуникаций. Формирование

жизненно важных привычек. Формирование позиции личности.

Тема 6. Речь как средство коммуникации (3 ч.)

Культура речи как средство произведения впечатления или самопрезентации. Речевое развитие и общение. Практикум общения «Чтобы тебя понимали, и чтобы всех понимал ты». Критерии эффективной речи. Овладение формами, законами и правилами общения и отношений. Искусство требования. Соотношение порицания и поощрения в межличностном общении. Искусство дискуссии и полемики (правила).

Учебно-тематический план курса «Практика конструктивного общения »

Тема

Количество часов

всего

Теория

Практика

Тема 1. Я –личность.

2

1

1

Тема 2. Основные направления развития личности.

3

2

1

Тема3. Личностное развитие индивида.

3

2

1

Тема 4. Личность и жизненный успех.

3

2

1

Тема5.Общество – пространство жизни личности.

3

1,5

1,5

Тема 6. Речь как средство коммуникации.

3

1

2

Итого

17

9,5

7,5

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:    

  1. Вайнцвайг Л. 10 заповедей творческой личности. М.1992 г.;
  2. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.1993 г.;
  3. Конфликтология в школе: Учебно-методическое пособие для средних образовательных учреждений. Под ред. Баныкиной С.В. М. 2002 г.;
  4. Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1990 г.

Для учащихся:

  1. Касаткина Е.К. Мы разные. М. 2001г.;
  2. Касаткина Е.К. Познай себя. М. 2003 г.;
  3. Касаткина Е.К. Экология семьи. М. 2001 г.;
  4. Рикк Брей. Как жить в ладу с собой и миром. М.1989 г.
  5. Боголюбов Л.Н. Обществознание.М. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-классов “Элементы теории графов “.

Настоящая работа представляет собой программу элективного курса “ Элементы теории графов “ для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Гражданин – Отечества достойный сын»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов «Задачи с параметрами»

Данный элективный курс является межпредметным, предполагает изучение темы «Задачи с параметрами»  на прикладном уровне.Этот курс призван дополнить курс алгебры задачами с параметрами из гео...

Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"

Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики...