Политическая система общества. Урок для 10 класса.
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) по теме

Первухина  Светлана  Александровна

Учебно-методическое пособие для учителя обществознания, отражающее основные моменты указанной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Политическая система общества»

Класс-10,  изучение темы – 2  сдвоенных часа. Учебник : «Обществознание», базовый уровень, под редакцией Л.Н. Боголюбова, М.,2008 г.

Тип урока – комбинированный с применением интерактивной доски, технологии РКМЧП и ЦОР  сайт http://school-collection.edu.ru/

Цели урока: 1. Формирование общей целостной характеристики современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, их комплексное воздействие на окружающую среду.

                      2. Изучение и усвоение понятия «политическая система», структуры и функций политической системы.

                3. Раскрытие значимости политической системы для современного общества и человека.

Задачи урока:

Образовательные – закрепить навыки работы с основными понятиями темы, различными видами заданий; способствовать формированию умения от знания отдельных фактов переходить к их обобщению.

Развивающие – развить коммуникативные навыки,  навыки умения работать с текстом, умения работать с интерактивной доской и ЦОР; способствовать развитию умения выделять главное, делать выводы, систематизировать знания по теме.

 Воспитательные - способствовать формированию политической  культуры обучающихся, их познавательного интереса к  изучению данной темы, привитию уважения к политике.

Оборудование:  

  1. Ресурсный центр - классная и магнитная доски, компьютеры, интерактивная доска, маркеры;
  2. Раздаточный материал - тексты «Политическая система»,  таблицы, карточки – задания, презентация;
  3.  ЦОР  http://school-collection.edu.ru/  - 

- схема «Структурные компоненты политической системы»,  

- интерактивная схема «Структура  политической системы»,

- модели  «Политическая система общества» и «Политическая система по Алмонду и Истону»,

- тексты  «Политический режим» и тексты с иллюстрациями о Алмонде Г. и Истоне Д.,

- упражнения   «Функции политической системы» и «Проверь свои знания»,  

- статья В.И. Пугачёва и А.И.Соловьёва «Политические системы современности…».  

Описание уроков:

I.Стадия вызова:

Деятельность учителя:

Деятельность  учащихся:

1.? Ребята, над изучением какой сферы жизни общества мы начали  работать?

Ответ:  над политической  сферой  жизни общества.

2.?Назовите  тему прошлого урока

Ответ:  «Политика и власть»

3.? Перечислите основные её понятия.

Ответы по цепочке: политика, политическая деятельность, политики «по случаю», политик «по совместительству», профессиональный политик,  субъекты политики,  политические партии, государство, политическая элита, объекты политики, политические институты, политические отношения, политическая власть.

4. Работа с интерактивной доской над понятиями прошлой темы (СМ. презентация, слайд № 1)

Один ученик: у доски при помощи маркера в понятиях  вставляет пропущенные буквы

              п…литика

п…л…тическая  деят..льность

               п…л…тическая  п…ртия

              г…судар…во

   п…л…тические  …тношения

    п…л…тич…ская   вл…сть

Карточка 1. Второй ученик с места составляет словосочетания с понятиями «политика, государство, власть». (Например, экономическая политика, социальная политика, политическая власть, государственная власть, федеративное государство, российское государство).

Карточка 2. Третий ученик с места составляет предложения с понятиями «политическая деятельность, политическая партия»

 (Например:  Политическая деятельность включает следующие элементы: субъект, объект деятельности, мотив, цель, средства, действия. Целью политической партии является завоевание и удержание власти.

Остальные ученики раскрывают содержание данных понятий: ответы-

Политика- искусство управления государством. Политическая деятельность – особая разновидность человеческой деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства с целью упрочения и завоевания политической власти. Государство - основной  институт политической системы, особая организация политической власти и управления. Политическая партия – добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществление поставленных целей  через завоевание власти или участие в её осуществлении. Политические отношения – совокупность многообразных, многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики.

Политическая власть- право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

5. Приём по развитию навыков прогнозирования, таблица «верно/неверно». Раздаётся учащимся.

Ученики самостоятельно работают с таблицей. Ставят галочку напротив утверждений в первом столбике.


Карточка 3. Для каждого ученика.

Утверждения


1

2

верно

неверно

верно

неверно

1. Политика рассматривается как  особый вид человеческой деятельности, как одна из подсистем общества, как тип социальных отношений.  

2. Структура политической деятельности состоит из субъектов, объектов, мотивов, целей, средств и политических действий.

3.  Государство и партии не являются основными политическими институтами политической системы.

4. Основная цель политической партии – завоевание, осуществление и удержание власти.

5. Политическая власть не имеет множество разновидностей.

6. Политика не представляет собою систему.

7. Элементы политической системы называются подсистемами.

8. Нормативная подсистема включает в себя государство и политические партии.

9. Институциональная (организационная) подсистема включает в себя правовые нормы, политические традиции.

10.Коммуникативная подсистема – это совокупность связей и взаимодействий.

11.Основная функция политической системы- обеспечение стабильности и безопасности общества

12. Различают демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы.

Деятельность учителя:

Деятельность  учащихся:

6. Проверка таблицы  без комментариев. 

Говорят: «верно/неверно»

7. После второго утверждения предлагается работа с интерактивной доской (СМ. презентация, слайд № 2)

Один ученик выполняет задание на соответствие (с помощью маркера перетаскивает слова из второго  столбика к первому): 

Субъект        референдум

        политическая элита

Объект        дипломатия

        государство

Мотив        митинг

        экономика

Цель        принятие решений

Средства               приход к власти

Действия        интересы

Ответы : субъект – политическая элита, государство; объект –экономика, мотив – интересы, цель – приход к власти, средства – митинг, дипломатия; действия- принятие решений.

8. А теперь вспомним, что такое система? Являются ли находящееся в этом кабинете люди обществом? Является ли данное общество системой? Из каких элементов состоит социальная система? Что из ранее изученного нами представляет собой систему?

Ответы: Система- совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих друг с другом элементов, образующих единое целое. Да. Элементы: индивиды, социальные отношения, социальные институты, подсистемы.

Системы – общество, природа, человек, экономика.

9. Составьте синквейн с понятием «система».



Составляют синквейн, например:

                  Система

        Открытая, динамичная

Включает, характеризует, взаимодействует

Совокупность взаимосвязанных элементов

        единство

10. Является ли политика системой? Определите тему и цели урока.


Показывает слайд презентации № 3 с темой и целями урока.

Отвечают: «да», называют тему: «Политическая система», цель – «Изучение и усвоение понятия «политическая система», структуры и функций политической системы».

II. Стадия Осмысления.

Деятельность учителя:

Деятельность  учащихся:

1. Каждая группа получает карточки с заданиями и текст (4 группы).

Работа в группах с текстом. Карточка 4. 

Текст

                                    Политическая система общества.

        Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система динамична, в ней протекают определённые, регулярно повторяющиеся политические процессы; обладает открытостью и целостностью.

         Функции политической системы общества разнообразны:

1) функция целеполагания - определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) регулятивная;

4) интегративная

5) распределение материальных и духовных ресурсов.

6) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни.

        Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) организационную (институциональную);

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно-идеологическую.

       К организационной (институциональной) подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

      Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности.

     Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы и ценности, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости.

      Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Большую роль играет политическая культура.

     Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая система обладает значительной ролью в обществе:

участвует в согласовании разнообразных интересов субъектов политического процесса, разрабатывает и внедряет в общество различные нормы поведения, обеспечивает стабильность и безопасность общества, ведёт контроль за выполнением

политических и иных норм поведения, пресекает попытки их нарушения.

Деятельность учителя:

Деятельность  учащихся:

2. Показывает  слайд презентации № 4 с кратким планом темы:

1.Понятие «Политическая система».

2.Функции политической системы.

3.Структура политической системы.

4.Типы политических систем.

5.Роль и значение политической системы.

Карточка 5. Первая  группа: активное чтение текста, выделить синим цветом основные тезисы, выражающие главные мысли, их пронумеровать.

 

Карточка 6. Вторая группа: активное чтение текста, выделить в тексте красным цветом основные понятия, используя интернет дать определения данным понятиям.


Карточка 7.Третья группа: активное чтение текста, составить план развёрнутого ответа.


Карточка 8. Четвёртая группа: активное чтение текста и составление схемы «Структура политической системы»

        

III. Стадия рефлексии.

Деятельность учителя:

Деятельность  учащихся:

  1. Проверяет выполнение заданий по группам.







































































Открывает презентацию слайд № 5 .




















































? со стороны учителя: возможно ли другое схематическое отражение структурных компонентов политической системы? Учитель выводит на презентации (СМ. слайд № 6) схему «Структурные компоненты политической системы» (http://school-collection.edu.ru/, ЦОР № 19 и интерактивную схему (http://school-collection.edu.ru/) ЦОР № 3(СМ.слайд №7) «Структура  политической системы»

Каждая группа составляет отчёт по своей деятельности :

Первая  группа: активное чтение текста, выделить синим цветом основные тезисы, выражающие главные мысли, их прономеровать.   Например:ответы:

1. Политическая система общества - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними

2. Политическая система динамична, открыта, целостна.

3.Обладает разнообразными функциями:  целеполагания, организационной, регулятивной, интегративной, распределительной, политической социализации.

4.Выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) организационную (институциональную);

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно-идеологическую.

     5. К организационной (институциональной) подсистеме относятся государство, политические партии и общественно-политические движения.

      6.Коммуникативная подсистема политической системы общества представлена совокупностью отношений, связей и форм взаимодействия.

       7.Политические нормы и традиции составляют нормативную подсистему политической системы общества.

     8. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы, обычаи и традиции, этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости.

      9.Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств.10.     К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции

   11.  Основанием классификации политических систем выступает политический режим. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

12.Политическая система обладает значительной ролью в обществе:

участвует в согласовании разнообразных интересов, разрабатывает и внедряет в общество различные нормы поведения, обеспечивает стабильность и безопасность общества, ведёт контроль за выполнением норм поведения, пресекает попытки их нарушения.)

Вторая группа: активное чтение текста, выделить в тексте красным цветом основные понятия, используя интернет дать определения данным понятиям.

Например, ответы:  Политическая система, политическая власть, целеполагание, политическая социализация, государство, политическая партия, коммуникативная подсистема, организационная подсистема, нормативная подсистема, культурно-идеологическая подсистема, политические отношения и связи, правовые нормы, моральные нормы, политическая идеология, политическая психология, авторитарная политическая смстема, тоталитарная, демократическая.


Третья группа: активное чтение текста, составить план развёрнутого ответа.

Например, ответы:

  1. Понятие политической системы.
  2. Функции политической системы.
  1. Целеполагания.
  2. Регулятивная.
  3. Организационная.
  4. Интегративная.
  5. Распределительная.
  6. Политическая социализация.
  1. Структура политической системы.
  1. Организационная подсистема.

А) государство;

Б) политические партии;

В) общественно-политические организации.

                2. Коммуникативная подсистема.

                    А) политические отношения;

                    Б) политические связи;

                    В) политические взаимодействия.

               3. Нормативная подсистема.

                   А) правовые  и политические нормы;

                   Б) этико-моральные нормы;

                   В) традиции и обычаи;

                   Г) ценности.

              4. Культурно-идеологическая подсистема.

                  А) политическая идеология;

                  Б) политическая психология.

                  В) политическая культура.


  1. Типы политической системы.
  1. Авторитарная.
  2. Тоталитарная.
  3. Демократическая.
  1. Роль политической системы в жизни общества

Четвёртая группа: активное чтение текста и составление схемы «Структура политической системы»

                                 Например, ответ:

        

Учитель поясняет схему ЦОР №19.

основными сторонами политической системы являются крупные составные части – подсистемы и элементы; связи и взаимодействия подсистем и элементов. Для обозначения этих крупных составных частей политической системы могут использоваться различные тождественные по смыслу термины: «подсистема», «компонент», «структурный элемент». Каждая из подсистем (структурных компонентов, элементов) тоже имеет свой синонимический ряд. Так, организационная подсистема нередко называется институциональной, нормативная – регулятивной, культурно- идеологическая – культурной,  так как  в ней особое место принадлежит политической культуре.

Учитель раскрывет интерактивную схему ЦОР № 3.



2.Предлагает вернуться к таблице «верно/неверно».

Правильные ответы: Политика рассматривается как  особый вид человеческой деятельности, как одна из подсистем общества, как тип социальных отношений +

Структура политической деятельности состоит из субъектов, объектов, мотивов, целей, средств и политических действий +

Государство и партии не являются основными политическими институтами -

Основная цель политической партии – завоевание, осуществление и удержание власти +

Политическая власть не имеет множество разновидностей -

Политика не представляет собою систему -

Элементы политической системы называются подсистемами +

 Нормативная подсистема включает в себя государство и политические партии –

Институциональная(организационная) подсистема включает в себя правовые нормы, политические традиции -

Коммуникативная подсистема – это совокупность связей и взаимодействий +

Основная функция политической системы - обеспечение стабильности и безопасности общества +

Различают демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы. +

Ученики записывют в тетрадях.























Ученики записывают в тетрадях.




Ученики заполняют второй столбик, используя галочки.

3.Проверяет результаты таблицы.

Отвечают.

4.Обращает внимание на цели урока и просит сделать выводы через продолжение предложений: (СМ. слайд № 8)

1.Политика является…

2.Политическая система - …

3. Все элементы политической системы воздействуют на …

Знакомство с интерактивной моделью «Политическая система общества» (http://school-collection.edu.ru/) ЦОР №

 21. (СМ. Слайды презентации № 9,10,11,12,13,14,15,16) Пояснения учителя:приведенная модель политической системы и ее описание принадлежат современному американскому ученому Дэвиду Истону. Благодаря этой модели, политическая власть перестала отождествляться только лишь с властью государственной.

Отвечают: 1. Системой.

2.совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

3.на окружающую среду.

5.Предлагает составить кластер на тему «политическая система»

6.Зачем нужно знать политическую систему общества?





7.Самостоятельная работа с использованием интернета и сайта (http://school-collection.edu.ru/)

СМ. слайд № 17.


СМ. слайд № 18.





СМ. слайд № 19.


СМ. слайды № 20,21






8. Подведение итогов. Выставление оценок.

9.Домашнее задание: выучить понятия темы, составить рассказ по плану, стр.229-232 (учебник). Для сильных учеников: составить концептуальную таблицу.

На доске составляют кластер.


Ответ: Человек, общество зависят от политической системы, в которой живут, так как она теснейшим образом связана с окружающей средой.



А) работа по группам:

Первая группа: знакомство с анимированной интерактивной схемой «Политическая система Новгородской боярской республики», ЦОР № 5.

Вторая группа: выполнение упражнения «Функции политической системы» ЦОР № 6.

Третья группа: работа со статьёй  В.И. Пугачёва и А.И.Соловьёва «Политические системы современности…».  ЦОР  №17 и текстом  «Политический режим» ЦОР № 22.

Четвёртая группа:  работа с  текстами и иллюстрациями о Алмонде Г. и Истоне Д. ЦОР №28,29

Б) Упражнение «Проверь свои знания» ЦОР № 20 (для всех)

Концептуальная таблица:

Линии сравнения

Советский Союз

Российская Федерация

Форма правления

Политический режим

Территориально-государственное устройство.

Партийная система

Коммуникативная подсистема

Организационная

подсистема

политические отношения

Государство

Нормативная подсистема

политические связи

Политические партии

правовые  и политические нормы

политические взаимодействия

общественно-политические организации.

этико-моральные нормы

Культурно-идеологическая подсистема

ценности

традиции и обычаи

политическая культура

политическая идеология

политическая психология

Политическая система общества


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

п…литика п…л…тическая деят..льность п…л…тическая п…ртия г…судар…во п…л…тические …тношения п…л…тич…ская вл…сть

Слайд 2

Субъект референдум политическая элита Объект дипломатия государство Мотив митинг экономика Цель принятие решений Средства приход к власти Действия интересы

Слайд 3

Тема урока : «Политическая система общества» . Цели: 1. Формирование знаний о современной политической сфере как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, их комплексного воздействия на окружающую среду. 2. Изучение и усвоение понятия «политическая система», структуры и функций политической системы. 3. Раскрытие значимости политической системы для современного общества и человека.

Слайд 4

План темы: 1.Понятие «Политическая система». 2.Функции политической системы. 3.Структура политической системы. 4.Типы политических систем. 5.Роль и значение политической системы.

Слайд 5

Политическая система , политическая социализация, коммуникативная подсистема, организационная подсистема, нормативная подсистема, культурно-идеологическая подсистема, правовые нормы, политическая идеология, политическая психология, авторитарная политическая система, тоталитарная, демократическая.

Слайд 7

Структура политической системы Системный подход Структурно-функциональный подход Среда Требования, поддержка «вход» Политическая система «выход» Решения и действия Обратная связь среда Коммуникативная подсистема- совокупность отношений и форм, взаимодействия, складывающихся между классами, нациями, индивидами по поводу политической власти, её формирования, распределения и реализации Институциональная подсистема – совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти: государство, политическая инфраструктура, СМИ, церковь. Идеологическая подсистема: политические идеи, взгляды, представления, чувства участников политической жизни общества. Нормативная подсистема: политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. Культурная подсистема – комплекс типичного для данного общества, укоренившихся стереотипов (образцов), политических представлений, ценностных ориентаций и модели политического поведения

Слайд 8

Современная политическая сфера является… взаимосвязанных и взаимодействующих … 2.Политическая система - … 3. Все элементы политической системы воздействуют на …

Слайд 9

Политическая система общества Политическая система ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Слайд 10

Политическая система, как видно на схеме, имеет условные границы, за пределами которых находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, духовная, частная жизнь человека(внутренняя среда), а также политические системы других стран и международные организации (внешняя среда). Политическая система взаимодействует с окружающей средой. Как же осуществляется это взаимодействие?

Слайд 11

Политическая система общества Политическая система ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА требования поддержка «вход»

Слайд 12

«Взаимодействие политической системы со «средой» можно объединить в две группы. Первая – это воздействие общества на политическую систему. Оно выражается в форме требований и поддержки. К требованиям относятся, например, принять закон о коррупции, о совершенствовании системы заработной платы учителям и врачам, об улучшении качества обслуживания и пр. Поддержка выражается в выплате налогов, воинской службе, соблюдении законов и пр. Если уровень поддержки значительно ниже уровня требований, то это свидетельствует о кризисе политической системы. Чтобы не допустить его, власть должна реагировать на наиболее злободневные, волнующие людей проблемы.

Слайд 13

Политическая система общества Политическая система ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА требования поддержка «вход» решения действия «выход»

Слайд 14

Вторая группа взаимодействий политической системы со «средой» - это её воздействие на общество. Оно принимает характер политических решений (принятие Закона, Указа Президента, Постановления правительства, Программы социально-экономического развития страны и др.), а также действий, которые направлены на осуществление этих решений.

Слайд 15

Политическая система общества Политическая система ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА требования поддержка «вход» решения действия «выход»

Слайд 16

Политические решения и действия оказывают влияние на общество и вызывают у людей определённые реакции (как новые требования, так и поддержку). Политические решения могут касаться и самой политической системы. Наличие обратной связи, порождающую непрерывную цепь взаимодействий, позволяет политической системе обеспечить стабильность и развитие общества, придать совместной деятельности людей согласованный характер.

Слайд 17

Политическая система Новгородской боярской республики Боярская республика Вече Важнейшие вопросы управления, выбор должностных лиц, суд. Посадник Тысяцкий Архиепископ Князь Текущее управление, суд Суд по торговым делам, сбор ополчения Приглашённый военачальник Глава новгородской церкви Уличанские и кончанские вече

Слайд 18

Функции политической системы Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей. Первый утверждает, что политическая система – это относительно замкнутое, автономное целое, оказывающее одностороннее воздействие на общество. Она через органы законодательной власти принимает важные политические решения (законы, доктрины, договоры, указы и пр.), т.е. осуществляет нормотворчество. Через органы исполнительной власти политические решения проводятся в жизнь. Контроль над их исполнением осуществляют судебные органы. Они же пресекают и акции, направленные на нарушение принятых политических решений. Второй, напротив, подчеркивает, что границы политической системы размыты, так как она не оказывает воздействие на общество, а испытывает на себе его влияние. В самом деле, парламент и некоторые другие властные структуры формируются на выборах путем конкурентной борьбы партий за голоса избирателей. При этом партии обеспечивают взаимосвязь государства и общества. Они изучают интересы и требования определенных социальных групп и слоев населения, обобщают социально значимые из них, превращая с учетом идеологической ориентации в свои предвыборные программы. Победа партии на выборах означает победу ее политического курса, который и приобретает форму важных государственных решений. Кроме того, политические партии и движения приобщают членов общества к политической деятельности, способствуя тем самым их политической социализации. Как вы думаете, кто из участников спора прав? Аргументируйте свой ответ.

Слайд 19

Русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954) о тоталитарном режиме <…> Что же такое тоталитарный режим? Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь», «целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное – позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление – всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой. Ильин А.И. О тоталитарном режиме. // Антология мировой политической мысли: в 5-ти томах. Т. 4. М.: Мысль, 1997. С. 672. Вопросы и задания: 1. Опираясь на текст и материал параграфа, подумайте, с позиций какого научного подхода – политологического или правоведческого – рассматривается в документе политический режим? Ответ поясните. 2. Как организована власть при тоталитарном режиме? 3. Каковы способы и средства ее осуществления? Аргументируйте ответ. 4. В чем особенности тоталитарного политического режима по сравнению с другими политическими режимами? Используйте в ответе текст и материал параграфа. 5. Опираясь на признаки понятия «политический режим», знания о тоталитарном режиме, дополните его характеристику, приведенную в документе. 6. Проиллюстрируйте на примерах истории тоталитарный тип политического режима.

Слайд 20

Алмонд Габриель (1911—2002) Алмонд Габриель — американский социолог и политолог, автор работ по сравнительной политологии, модернизации, политической культуре, внешней политике, методологии политической науки в целом. Вместе с другим западным исследователем С. Вербой в работе «Гражданская культура и стабильность демократии» он стал родоначальником теории политической культуры. На основе сравнительного анализа эти авторы предложили типологию политической культуры и раскрыли значение современной передовой демократии для обоснования концепции «гражданской культуры» в политической жизни общества. При рассмотрении сравнительной политической системы Г. Алмонд, опираясь на философию политики, обосновал структурный функционализм, соединив теорию с концептуальными компонентами политической системы. Это способствовало систематизированному научному сравнению наиболее важных типов политических систем в мире. Двигаясь далее от общего к частному, Алмонд дал определение политической системы общества. «Политическая система, — отмечал он, — это часть конструкции, которую общество имеет для функционирования и достижения своих целей». Каждая структура ориентирована на выполнение специфических функций, будь это государственный аппарат, парламент или партии и т.д.

Слайд 21

Истон (Easton) Дэвид Ведущий американский политолог, адаптировавший основные принципы и методы системного анализа, принятые в естествознании, к изучению политической жизни и разработавший понятийный аппарат системного анализа в политологии. По мнению Истона, политика есть: 1) властное (или авторитарное) распределение ценностей (authoritative allocation of values), причем «распределительная» направленность политики особенно очевидна в случаях, когда речь идет о «ценных вещах» в обществе (таких, как властные полномочия, богатство, социальный статус); 2) фундаментальный критерий политической жизни. Данная трактовка политики задает важное рабочее определение политической системы, которая рассматривается в качестве «совокупности взаимодействий, посредством которых в обществе властно распределяются ценности», и их результаты признают все члены общества. Такая характеристика действительна для любых политических систем вне зависимости от их культурно-исторической специфики. Далее Истон представляет политическую систему компонентом (подсистемой) более широкой общественной системы; в ее рамках политическую систему можно в целом определить как «систему поведения», связанную с властным распределением ценностей, или как «все те действия и социальные институты, которые имеют более или менее прямое отношение к принятию, претворению в жизнь и последствиям властных решений» (policy-making process). Исходя из описанного понимания специфики политики и политической системы, а также с целью придать научную строгость их анализу Истон исследует причины устойчивости такой системы, которые, по его мнению, следует искать в «жизненных процессах политических систем», складывающихся из «фундаментальных функций, без которых никакая система не может длительное время существовать» и «типичных способов реакций, с помощью которых системам удается их поддерживать». Предложенные Истоном принципы и методы системного анализа оказались довольно эффективными и в области сравнительных исследований различных политических систем.

Слайд 22

Домашнее задание: выучить понятия темы, составить рассказ по плану, стр.229-232 (учебник). Концептуальная таблица: Линии сравнения Советский Союз Российская Федерация Форма правления Политический режим Территориально-государственное устройство. Партийная система


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Политическая система общества"

Презентация поможет повторить теоретический материал по блоку вопросов "Политика" к ЕГЭ по обществознанию. Материал систематизирован в схемы и таблицы....

Политические партии в политической системе общества

Презентация урока в 11 классе по  обществознанию.Цели урока:Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что  такое партия. Показать признаки и роль политических партий...

Тесты по теме "Политическая система общества", 11 класс

Тесты предназначены для текущей проверки знаний учащихся по теме; " Политическая система общества."...

Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.

Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества....

Методическая разработка урока "Политическая система общества"

Урок организован в форме практикума,  применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. В ходе всего урока используются активные методы обучения. Учащиеся, работая ...

Дидактический материал по обществознанию для 9 класса "Политическая система общества"

Тест по обществознанию для 9 класса "Политическая система общества"...

Теория "Политическая система общества", 10-11 класс

Данный теоретический материал может быть полезен при подготовке к ЕГЭ по обществознанию....