Урок по обществознанию для 10 класса (с использованием групповой работы по технике « аквариума») (проблемно-проектная дискуссия)Россия в современном мире.
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Дубинчина Людмила Николаевна

 

Это занятие разработано по  обществознанию для 10 (11) класса. Оно является частью тематического блока «Общество и человек». Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание –познакомиться с посланием президента, что такое нанотехнологии и биотехнологии, интеллектуальная экономика, предложить свой вариант развития страны по пути постиндустриального общества.

 

Ожидаемые результаты:

         

     - повторить такие понятия, как  средний класс, индустриальное и постиндустриальное общество,

     -давать определения понятиям: информационная экономика,     

     «трофейная экономика», «штабная экономика», нанотехнологии.

-понимать роль среднего класса.

-занимать собственную аргументированную позицию по оценке в процессов на экономическое развитие мира в целом

-задуматься о роли человеческого потенциала в экономическом развитии и высказывать собственное мнение о путях развития человеческого потенциала в современной России.

- тренировать навыки работы  в группах, умение делать выводы, критически    слушать ,находить в споре компромиссное решение ,консенсус.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_v_sovremennom_mire.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию для 10 класса (с использованием групповой работы по технике « аквариума») (проблемно-проектная дискуссия)

Тема: Россия в современном мире.

Автор: Дубинчина Л.Н.(учитель истории и обществознания)

Это занятие разработано по  обществознанию для 10 (11) класса. Оно является частью тематического блока «Общество и человек». Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание –познакомиться с посланием президента, что такое нанотехнологии и биотехнологии, интеллектуальная экономика, предложить свой вариант развития страны по пути постиндустриального общества.

Ожидаемые результаты:

         

     - повторить такие понятия, как  средний класс, индустриальное и постиндустриальное общество,

     -давать определения понятиям: информационная экономика,    

     «трофейная экономика», «штабная экономика», нанотехнологии.

-понимать роль среднего класса.

-занимать собственную аргументированную позицию по оценке в процессов на экономическое развитие мира в целом

-задуматься о роли человеческого потенциала в экономическом развитии и высказывать собственное мнение о путях развития человеческого потенциала в современной России.

- тренировать навыки работы  в группах, умение делать выводы, критически    слушать ,находить в споре компромиссное решение ,консенсус.

Методическое оснащение:

  1) учебник Обществознание. Глобальный мир в 21 веке.  

 2)школьный юридический словарь  А,Ф.Никитина

   3) учебник Обществознание.  (учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений) А.И. Кравченко М.: Русское слово 2008

Оборудование: мультимедиа, учебный материал

        План урока.

1. Альтернативы экономического развития.

2.Дальнейшего развития Российской экономики.

 А)Характерные признаки для российской экономики.

Б)Средний класс. «Угрожает» ли нам появление среднего класса.

В)Интеллектуальная экономика.

3.Необходимость постиндустриальной модернизации. Защита проектов учеников.

Подготовка урока по технике «аквариума». Класс разбивается на несколько групп. Каждая из них получает задание по исследованию проблем что такое нанотехнологии и биотехнологии, интеллектуальная экономика,предложить свой вариант развития страны по пути постиндустриального общества.

Каждая группа должна четко распределить роли участников дискуссии.

Состав группы должен включать следующие роли:

Ведущий - организует обсуждение частных задач в группе, вовлекает в него  всех        участников.

Эрудит - ученик, который является источником информации для всей группы.

Аналитик  – ученик или ученица, которые подвергают сомнению все гипотезы и предложения, задают каверзные вопросы и предположения участникам  дискуссии,  организуют полемику.

Интегратор- связывает различные моменты содержания дискуссии,

подводит промежуточные и окончательные итоги.

Протоколист -фиксирует все, что относится к решению проблемы, наблюдает за обсуждением, оценивает каждого участника дискуссии.

        Хрономист- следит за временем.

        Все остальные члены участвуют в дискуссии.

Ход занятия:

  1. Мотивация. Вводное слово учителя. Постановка проблемы. Просмотр  видеосюжета.

1.  Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?

2. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?

Информация  к размышлению .« Недостаточно быть богатым, чтобы быть  счастливым, надо уметь пользоваться богатством»(П.А..Гольбах)

«Радость от богатства заключается не в простом обладании им щедрых

тратах, а в  его разумном применении»(М.Сервантес)

«Теория бесконечного экономического прогресса ошибочна» (П.А.Сорокин)

Беседа с классом по вопросам:

1.Как данные высказывания могут иллюстрировать экономические задачи, стоящие перед Россией в современном мире?

2.Что сегодня означает для страны выражение «быть богатым»? Относите ли вы Россию к богатым странам? Почему? Приведите примеры, иллюстрирующие вашу позицию.

 

2.Целеполагание.

  Ученики сами ставят цели к уроку. Вопросы могут быть и другие. Ответить на вопросы: какие альтернативы экономического развития есть у России? В чем заключается каждая из этих альтернатив?

3.Представление информации.

Информация по теме предоставляется в виде:

а) мини – лекции учителя по вопросу «Альтернативы экономического развития»

В настоящее время Россия находится на стратегическом распутье. С одной стороны ,еще сильна инерция трофейной экономики. С другой стороны, нами освоена роль сырьевой державы-страны, которая обладает огромными запасами невозобновляемых источников энергии. Все это богатство превращает нас одно из ведущих  геокономических   «игроков».

Россия также готовится в ближайшее время вступить во Всемирную торговую организацию, однако в стране периодически дает о себе знать тяга к мягким формам непротекционизма. (защита отечественного автопрома) До сих пор продолжаются разговоры о возможности частичного возвращения к мобилизационным схемам управления.  Вместе с тем наряду с эффективным использованием сырьевых и энергетических  ресурсов важную роль может сыграть инновационный вектор развития.

Работа над проектом. Проект дальнейшего развития Российской  экономики.

Разминку под названием «армрестлинг». Это упражнение служит хорошей мотивацией для изучения  тем по переговорам, медиации, разрешению проблем, поиску интересов друг друга, а также для начала любой совместной работы.

 Порядок проведения:

  1. Всем встать в пары и взяться за руки.
  2. Цель упражнения – заработать как можно больше баллов. Каждый участник, который сумел притянуть к своей ноге  руку своего партнера, получает 1балл.
  3.  Для демонстрации можно вызвать кого-то из участников и продемонстрировать это, применяя явные усилия, чтобы притянуть руку партнера к своему бедру.
  4. На выполнение упражнения отводится 15 секунд. Все начинают по сигналу.
  5. После истечения времени остановить участников и попросить поднять руку тех, кто не набрал ни одного балла, кто набрал не более двух, 10 баллов, 30 баллов, более 30. Как правило, лишь некоторые участники смогли набрать большое количество баллов.
  6. Попросить этих участников выйти вперед и показать, как они смогли это сделать. Выяснится, что они смогли это сделать лишь потому, что не противодействовали, а помогали друг другу быстро двигать рукой. Участники, сопротивлявшиеся друг другу, не заработали ни одного балла.

Вывод: упражнение показало, как важно думать  об интересе другого, как важно работать вместе для получения желаемого результат.

     

а) Интерактивное упражнение.

Ролевая игра «Ваше мнение» Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить класс на две группы: которые будут искать отличительные признаки России от стран юга и от стран высокотехнологического производства. Выяснить есть ли у России выигрышные стороны по сравнению с этими странами Какие из названных признаков вы считаете наиболее характерными и важными в современной России? Почему?

После выполнения заданий в группах, учащимся предоставляется возможность поделиться результатами работы.     

б) Работа с документом.

Документ для анализа.

Из работы российского экономиста и социолога Е.Старикова «Угрожает» ли нам появление «среднего класса»?»(1990)

«…Один из признаков « среднего класса» - доход, отличающий его и от бедных, и от богатых, доход, который обеспечивает  достаточно высокий уровень жизни, выражающийся в наличии благоустроенного личного дома или многокомнатной квартиры с о всеми удобствами, легкового автомобили полного набора домашней бытовой техники…

…Достаточный уровень материального благосостояния,  зажиточность- хотя и обязательный, но далеко не единственный признак «среднего класса».Главное же- не сам уровень материального благосостояния ,а способ его достижения. Средние слои достигают высокого качества жизни не захватом ключевых рычагов в сфере бюрократизированного распределения, а высокоэффективной производительной деятельностью. Их отличительная черта- чрезвычайно высокий уровень не только производительной ,но и общей культуры и как результат – высокая инициативность и способность принимать творческие, нестандартные  решения ,высокая адаптивность к быстрой смене технологий, происходящей в условиях новой фазы НТР каждые семь-восемь лет, т.е. способность несколько раз на протяжении жизни переучиваться…»

        Вопросы к документу:

1.Что является главными отличительными признаками «среднего класса»?

2.Как соотносится принадлежность к «среднему классу» с благосостоянием человека?

3.В чем состоит высокоэффективная  производительная  деятельность в современном мире?

4. Влияет ли глобализация на ситуацию с формированием «среднего класса»?

В) Интеллектуальная экономика. Каждой группе предстоит выяснить:

1.Что лежит в основе интеллектуальной  экономики?

2.Каковы  задачи  национальной   инновационной  инициативы  в российской  экономики?

Г)Необходимость  постиндустриальной модернизации . Защита проектов учеников.

Заключительная часть занятия.

Учитель возвращает учащихся к проблемным вопросам озвученных вначале урока, с краткими обобщающими выводами. Тестирование по теме «Россия в современном мире»

1.Вставьте пропущенные слова в следующем определении:

Научно-техническая……………..-коренное……………преобразование производительных сил на основе превращения……………в  ведущий фактор развития общественного………………

2.Верны ли следующие сужденияоб экономическом развитии современной России?

А.В современной экономической системе России присутствуют элементы сырьевой экономики и высокотехнологических экономических моделей.

Б.Современная Россия отходит от стратегии инновационного развития в пользу зональной глобализации.

1) верно только  А

2) верно только  Б

3)верно и А, и Б

4)оба суждения неверны

        

Ответы

  1. Революция.2 качественное 3науки 4развития

2.1

5.Рефлексия.  Вы сейчас в юношеском возрасте. Это время перехода к самостоятельной жизни. Осознавать и научиться владеть своим внутренним миром - значит уметь управлять своими  действиями, поступками. Аналитическая  деятельность, направленная на осмысление своих поступков с состояний называется рефлексией.

Предлагаются вопросы, на которые учащимся предлагается ответить письменно:

  1. Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?
  2. Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
  3. оцените данное занятие по шкале полезности от «1» до «5».

Учитель возвращается к эпиграфу, просит прочитать его. Вопрос: Как вы думаете,  именно эти слова я предложила в качестве эпиграфа?

  1. Домашнее задание: Написать эссе по теме «Быть или не быть постиндустриальной модернизации в России?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

«Первая анимация в Лого Мирах» урок информатики в 6 классе с использованием интерактивной доски elite Panaboard

ЦЕЛЬ УРОКА: Узнать команду смены форм черепашки; Научится создавать движение черепашки, применяя команду смены форм. ЗАДАЧИ УРОКА: - Повторить основные элементы окна и известные команды в программе ...

Проект урока биологии в 7 классе с использованием современных образовательных технологий по теме "Класс Головоногие моллюски"

Урок разработан для проведения по ФГОС. Основная цель урока - это познакомить с общей характеористикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения со средой обитания, многообразием. Основно...

Использование групповой работы учащихся по механике

Ключевые слова: интерес к физике, модульное обучение, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия....

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"...

Научно-исследовательская работа по английскому языку по теме "Английский язык в современном мире, или Иннополис"

Научно-исследовательская работа по английскому языку по теме "Английский язык в современном мире, или Иннополис", представленная в рамках межрегиональной краеведческой конференции научно-исследователь...

Конспект урока по обществознанию 11 класс "Молодёжь в современном обществе"

Открытый урок в 11 классе «Молодёжь в современном обществе» Форма урока - дискуссия Цель: выяснить, есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества...