Урок по теме "Местное самоуправление"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Чистякова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №535 Чистякова Светлана Александровна

Урок по обществознанию для 10 класса. Урок № 2.

 «Местное самоуправление» (имитационная игра)

Цели: 

- воспитание и развитие личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира

-  на основе изучения и обобщения фактического материала местного или регионального значения приобщить учащихся к разрешению проблем, с которыми они смогут столкнуться в будущем

Предполагаемый результат:

- учащиеся приобретают  навыки ориентирования в современных условиях, обретают опыт творческой деятельности, готовности к межличностному и межкультурному сотрудничеству

- выработка личной гражданской позиции через собственное осмысление материала

Вступление учителя:

На  прошлых уроках в рамках темы «Участие гражданина в политической жизни общества» мы говорили о местном самоуправлении. Познакомились с нормативными документами по организации местного самоуправления на международном и национальном уровнях.  Посмотрели, как организовано самоуправление в Великобритании, Франции, США. Сделали экскурс в историю нашей страны, вспомнили, как было организовано управление в России на рубеже XIX-XX вв., после земской и городской реформ Александра II.

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как организовано самоуправление в нашем городе.

На доске: «Местное самоуправление в Санкт-Петербурге»

Обратите внимание на экран. Презентация. 

Местное управление в СПб представлено тремя уровнями:

1 уровень – Законодательное Собрание – высший представительный и законодательный орган города.

2 уровень -  Правительство СПб (Администрация) – высший исполнительный орган

3 уровень – Муниципальный округ – самый приближенный к населению орган местного управления

Чтобы лучше понять, как работает каждая из этих 3-х структур лучше всего попытаться решить какую-либо городскую проблему, которых в СПб немало.

Назовите, хотя бы некоторые городские проблемы, которые требуют решения.

- ухудшение экологической ситуации

- транспортная проблема (пробки в часы пик)

- уборка улиц зимой

- расселение коммунальных квартир

- наркомания

- высокий уровень преступности

     Вы сейчас перечислили массу экономических и социальных проблем, которые решают органы местного самоуправления в СПб. Причем решать эти многочисленные проблемы приходится ежедневно. В рамках одного урока  нам, конечно, невозможно предложить свои варианты  решения всех городских проблем, но для одной из них мы попытаемся это сделать.

    Самой актуальной на сегодняшний день городской проблемой (если мы прислушаемся к СМИ) является уборка улиц и приведение в порядок города после зимы. Достаточно выйти на улицу или просто посмотреть в окно мы увидим, в каком безобразном состоянии находится после зимы наш город. Снег, который раньше, прикрывал это безобразие, сошел, и что мы видим: горы мусора, собачьи  экскременты.  Скоро, когда немного просохнет земля, экологи предполагают пыльные бури, т.к. зимой для борьбы с гололедом на дорогах и тротуарах использовали смесь речного песка с солью. Высохнув, эта смесь подымется в воздух, переносимую ветром по всему городу, а мы будем вдыхать эту пыль, от которой возникают аллергические и обостряются хронические заболевания.

На доске проблема: Уборка города после зимы.

На столы раскладываются таблички « Законодательное Собрание» «Правительство СПб» «Муниципальный округ «Гражданка» (можно предложить ребятам  выбрать их самим) Пригласив из каждой группы по одному учащемуся.

Каждая группа  получает документ – визитку, в которой рассказывается, как работает в городе данная структура, какие функции она выполняет, какими полномочиями она наделена. Можно воспользоваться интернетом, зайти на официальные сайты Законодательного Собрания, Правительства  СПб», Муниципального округа «Гражданка»

Задание: Каждая группа должна познакомиться с работой предложенного вам органа местного управления (особенно обратите внимание на полномочия этих органов) и в рамках полномочий этого органа составить программу решения данной проблемы.

На доске:

Требования к программе:

  1. Д. б. в рамках полномочий данного органа
  2. Д.б. реальной, т.е. выполнимой.

И следить за соблюдением этих требований будет экспертная комиссия (на парту,  выделенную для  экспертов, ставится табличка). От каждой группы  приглашается по одному человеку. Экспертная группа получает весь пакет документов, знакомится с ним и после того как группы выступят со своими программами дает экспертную оценку, т.е. ответит на вопросы:  

     В рамках ли своих полномочий действовали группы, не превысили ли они своих полномочий, насколько выполнимы эти программы? Обосновать выявленные недостатки

И еще одно действующее лицо - общественный наблюдатель.  В  гражданском обществе очень важная роль отводиться общественным наблюдателям. Теперь общественные наблюдатели у нас присутствуют на выборах, следят за тем, чтобы не было нарушений на избирательных участках;  по новым правилам общественные наблюдатели должны присутствовать на итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, будут следить за прохождением процедуры экзамена и даже должны быть при проверке экспертами части  «С» в Региональном  Центре Тестирования. И у нас будет такой общественный наблюдатель – ученик 11 класса Смирнов Александр. Он получил инструкцию о своих полномочиях, но для вас скажу, что он будет наблюдать за работой групп и экспертной комиссии и затем поделится с нами своими наблюдениями о вашей работе и работе экспертов.

Работа группы 20 минут.

  Установим регламент выступления групп и экспертов не более 2 мин. Эксперты внимательно слушают выступления и делают  для себя пометки.

Выступления групп 5-6 мин

Выступления экспертов  (3-5 мин ) и общественного  наблюдателя (1-2 мин)

Комментарии учителя: Многое из того, что было вами предложено, уже реализуется в городе:

С 1 по 30 апреля в  СПб проводится месячник по уборке города

На 21 апреля назначен городской субботник

Законодательное  Собрание  принимает законы ужесточающие меры административной ответственности для физических и юридических лиц, загрязняющих территорию или не принимающих меры к уборке вверенной им территории.

Вопрос к классу: Мы сейчас выслушали ваши предложения по решению важной городской проблемы на разных уровнях местного самоуправления.

А вы, учащиеся 535 школы, петербуржцы, жители микрорайона «Гражданка» какой вклад вы могли бы внести в решение этой проблемы. Выскажите свои предложения.

Спасибо. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Органы местного самоуправления Санкт-Петербурга

Слайд 2

Высший представительный и законодательный орган города

Слайд 3

Правительство Санкт-Петербурга – высший орган исполнительной власти

Слайд 4

Самый приближенный к населению орган местного управления

Слайд 5

Официальные сайты органов местного самоуправления Санкт-Петербурга www.assembly.spb.ru / gov. spb .ru/ www. grajdanka .spb.ru /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии

1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, ...

урок по обществознанию "Самоуправление в России"

Урок  в  8  классе  коррекционной  школы  VIII  вида.Ознакомление обучающихся с системой местного самоуправления в Российской Федерации....

Открытый урок «От местного самоуправления - к гражданскому обществу и правовому государству».

Цель урока: Формирование активной гражданской позиции  через обращение к важнейшим проблемам окружающего социума.Задачи урока:Выяснить роль местного самоуправления в процессе формирования гр...

Материал к уроку обществознания "Местное самоуправление". 9 класс

Тема местного самоуправления сложна для понимания девятиклассников. Рабочий лист раскрывает понятие местного самоуправления на примере органов самоуправления г. Ижевска....

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...