Парламентский урок.
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) по теме

Для ликвидации политического инфантилизма  провожу парламентский урок 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №18

УЧИТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИИ МОУ:СОШ №43 ВАСИЛЬЧЕНКО О.С.

Тема   урока : « Государственная   Дума  вчера ,сегодня, завтра…»

Методические цели  урока : 1)способствовать формированию представлений об историческом моменте возникновения законодательной власти с России, об особенностях ее развития на протяжении 100лет.

2)представить структуру Российского парламента в начале XXIвека, определить её полномочия, регламент деятельности.

3) развивать у учащихся навыки творческого отношение к разработке путей решения поставленной проблемы, коллективного сотрудничества на  уроке .

Воспитательная цель  урока :

  1. способствовать воспитанию активной жизненной позиции, чувство сопричастности к современной политической истории страны.

Оборудование:   На доске записана тема  урока , цитаты знаменитых людей, таблица.

«…Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.» ( древнегреческий философ Демокрит); «…Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.» ( французский философ Гельвеций Клод); «…Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.» (римский политический деятель Цицерон Марк Тулий).

Тип  урока :  урок  обобщения знаний.

Форма  урока : информационный проект.

Описание проекта:

За 14 дней до  урока  класс был поделен на две группы ( по желанию)

  1. Историческая – обрабатывает и готовит информацию об истории возникновения и дореволюционном этапе деятельности  Государственной   думы .
  2. Правовая – освещает информацию о конституционных основах деятельности  Государственной   думы  сегодня, о полномочиях и регламенте ее деятельности.

Учитель совместно с учащимися , если это потребуется , определяет цели и задачи работы , распределяет обязанности в группе, рекомендует источники информации.

По ходу работы над проектом учитель корректирует деятельность групп. На  уроке  ребята должны представить отчет о работе в виде 1) доклада ;2)  презентации ;

Приглашенные: представители местной законодательной власти.

Ход  урока 

  1. Организация класса. Постановка цели.

Урок начинается с вводного слова учителя.

Существует хорошая пословица: « ум - хорошо, а два – лучше». Понятно о чем идет речь, если одному не под силу решить проблему, то вдвоём это сделать легче. И в политике эта пословица действует. Недаром даже великие правители окружали себя советниками. Другая пословица гласит: «Хоть сто химиков соберите, а одного Менделеева не получите». Это означает, что не всегда большим числом умов можно совершить открытие. Быть гениальным политиком может далеко не каждый. Поэтому мир постепенно пришел к выводу, что для управления страной лучше всего иметь и один выдающийся ум (царь, король, президент), и коллективный орган - парламент.

Итак, 105лет назад в нашей стране впервые был сделан шаг к изменению правового и политического облика государственной системы.

Сегодня на уроке мы должны оценить исторический опыт российского парламентаризма в н. XXв., коснуться современных тенденций в развитии законодательной власти и получить информацию о реальных действиях законодательной власти на всех уровнях – федеральном, областном, местном.

  1. Активизация знаний.

Заполните в тетрадях таблицу « Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

( учащимся даётся 2-3 мин на заполнение 1и 2 колонки, а последняя колонка заполняется по ходу  урока ).

3. Работа по теме  урока .

Учитель  предлагает вспомнить об истории 1 Гос думы в ходе игры-лото «Первая государственная дума»

  1. 4
  2. 3
  3. 4
  4. 4
  5. 4
  6. 1
  7. 2
  8. 1
  9. 5
  10. 4
  11. 1
  12. 2
  13. 3

Учитель обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона Марка Тулия. «…Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы» (римский политический деятель Цицерон Марк Тулий).

Парламент РФ сегодня именуется - Федеральное Собрание. Его деятельности посвящена 5 глава Конституции, 94 ст. называет Федеральное собрание не только законодательным, но и представительным органом РФ. Парламентаризм призван обеспечить всем гражданам равные возможности в избрании представительной власти. На тех, кого избрали, возлагается обязанность представлять волю и интересы выдвинувшего их народа.

Работает правовая группа. Их отчет представлен в виде  презентации . Участникам второй группы задают вопросы по содержанию  презентации .

Возможные вопросы:

  1. На сколько изменён сегодня механизм избрания народных представителей по сравнению выборами 2003г.?
  2. Сколько партий вошло в новую  Государственную   Думу ?
  3. Назовите лидеров этих партий.

Затем учитель просит учащихся обратить внимание на высказывания Демокрита и Гельвеция

«…Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.» ( древнегреческий философ Демокрит)

«…Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.»

( французский философ Гельвеций Клод).

Доверяя депутатам свою волю и надежды народ ожидает конкретных законопроектов , улучшающих жизнь в стране. У нас на  уроке  присутствует представитель муниципальной законодательной власти Топорков В.Г. Попросим рассказать его о реальных действиях депутатов местного уровня.

  1. Закрепление: Учитель предлагает выполнить задания.
  1. Во время заседания  Государственной   думы  один из депутатов демонстративно разорвал флаг одной из стран. Так он выразил свое несогласие с позицией этой страны. Вскоре на заседании парламента «пострадавшей страны одним из его депутатов был демонстративно разорван  Государственный  флаг России.

Какой результат, на Ваш взгляд, принесли «решительные действия» депутата  Государственной   Думы ? Как бы Вы их назвали? Что бы Вы посоветовали ему изменить в своем поведении?

  1. Знаменитый китайский мудрей Конфуций знал важное условие успешного управления государством. Перед вами первая часть фразы, раскрывающей это условие: « Управление государством зависит от…» . Попытайтесь подобрать не более пяти слов , чтобы закончить эту фразу, сказанную много веков назад . (Ответ: «от подбора мудрых людей».)
  1. Вывод: Мы сегодня попытались осмыслить вековой рубеж в развитии отечественного парламентаризма. Отметим, что процесс развития и обновления законодательной власти продолжается.
  2. Рефлексия: заполните третью колонку таблицы, предложенной в начале урока и дайте устный отзыв о сегодняшнем уроке.
  3. Выставление оценок.

Список литературы, используемой для подготовки к уроку.

  1. Конституция РФ
  2. Я.В. Соколов, А.С.Прутченков «Граждановедение» 9 класс Москва НВЦ « Гражданин» 1999г.
  3. А.Ф.Никитин «Политика и право» Москва «Просвещение»2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок 2011

Конспект внеклассного мероприятия "Парламентский урок - 2011" на тему  "Я ребенок! Я граждагин!"...

Парламентский урок

Круглый стол. Встреча учащихся с депутатами села. Цель встречи обсудить очень много важных и актуальных вопросов, касающихся роли парламента в нашем демократическом обществе.Учащиеся получают общее пр...

Парламентский урок

Парламентский урок "Где рождаются законы".  Урок знакомит с парламентом РФ и  Адыгеи....

Парламентский урок.

Актуальность этой темы велика в наши дни. Рекомендуется проводить для 9-11 классов....

Парламентский урок

С 23 по 30 сентября в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Мензелинска РТ в рамках правового воспитания школьников прошли мероприятия...

Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"

Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал пред...

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....