Интегрированные уроки на основе обществознания
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) по теме

Литовка Юлия Николаевна

Интегрированные уроки обществознание + история

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

интегрированного урока обществознания и истории

по теме: «Судебная система РФ. Суд присяжных: история и современность»

 (9 класс)

разработала учитель истории МОУ СОШ № 14
Литовка Ю. Н.

Цель урока:

Показать важность системы суда присяжных для нашей сложной в социальном отношении страны в исторической перспективе.

Задачи урока:

1) Систематизировать понятие судебной власти; показать деятельность суда присяжных и значение вердикта, вынесенное этим видом судопроизводства для общества;

2) Формирование умений и навыков анализа современного общества через призму исторического прошлого.

3) Способствовать формированию активной жизненной позиции и выработке гражданских качеств личности.

Оборудование:

1) А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России. 19 век. М., 2006 г.

2) История Отечества в литературе. 19 век. Хрестоматия для учителя. М.,1991 г.

3) Сообщение ученика: «Реакция русского общества на приговор по делу Веры Засулич»

4) рабочие тетради учащихся по истории обществознанию.

Ход урока:

1. Организационная часть: обозначение темы, типа , задач урока.

2. Вступительное слово учителя.

Учащиеся должны понять, что им предстоит пополнить и показать свои знания и по истории, и по правоведению, но понадобятся и знания текущих событий, и тех, из них, которые произошли в совсем недавнем прошлом, попытаться окунуться в атмосферу середины 19 века, эпоху Великих реформ царя Александра II. Главным преобразованием после освобождения крестьян как раз и была судебная реформа 1864 года. Старый суд ликвидировался, судебная власть отделялась от административной и становилась независимой. Тайное письменное судопроизводство заменил открытый, устный и состязательный процесс; возникли новые институты адвокатуры и мирового суда. Но “краеугольным камнем” и “венцом” судебной реформы современники по праву считали суд присяжных. По закону присяжным заседателем мог быть мужчина из любого сословия, отвечавший трем основным требованиям: русское подданство, возраст от 25 до 70 лет и проживание не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. К участию в суде не допускались преступники, несостоятельные должники, немые, слепые, глухие, сумасшедшие и не знавшие русского языка.

3. Опрос фронтальный:

     1)Что представляет собой судебная власть?

     2) Перечислите признаки и функции судебной власти.

     3) Каким стал суд по реформе 1864 года?

     4)Какова история возникновения суда присяжных? Кто такие присяжные заседатели?

     5)  Существуют ли подобные суды в настоящее время?

4. Учитель: Считается, что такое судебное устройство обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок. Однако от ошибок не застрахован ни один суд в мире. Вот Вам и предстоит ответить на вопрос: справедлив ли вердикт такого суда и, к каким последствиям в обществе его решение может привести? Для того, чтобы разобраться в этих вопросах, вы сами попытаетесь воспроизвести одно из первых судебных заседаний такого суда присяжных. Мы с Вами рассмотрим отдельные страницы процесса по делу молодой женщины В.И.Засулич, которая стреляла в генерал-губернатора города Петербурга за произвол, учиненный им в тюрьме предварительного заключения.

Итак, перед судом присяжных предстанет подсудимая девица Вера Засулич, против которой обвинение будет поддерживать прокурор Кессель. Адвокатом подсудимой будет Петр Акимович Александров.

После окончания судебного заседания учащиеся выносят свой приговор. У каждого ученика есть лист с вариантами ответов, из которых может быть выбран лишь один: 1.Виновна; 2.Не виновна; 3.Виновна, но имеет право на снисхождение. Зная обстоятельства дела, как бы проголосовали вы?

5. Голосование учащихся, подсчёт голосов.

6. Один из учеников осуществляет и оглашает результаты подсчёта голосов. Другой ученик делает подготовленное дома сообщение с опорой на исторические документы о реакции русского общества на это решение.

7. Обсуждение: учитель предлагает школьникам оценить эту ситуацию с учётом того. Что сегодня проблема борьбы с международным терроризмом – одна из глобальных проблем современности.

8. Повторное голосование. Результаты оглашаются. Изменение во мнении комментируются по желанию теми школьниками. Кто изменил свою точку зрения.

9. Домашнее задание: п.23, в.1-3. * -эссе на тему: «Нужен ли сегодня в России суд присяжных?»

Таблица

для подготовки интегрированного домашнего задания

по обществознанию по теме:

«Политические режимы. Тоталитаризм»

(обществознание + история России + Новейшая история)

разработала учитель истории МОУ СОШ № 14

Литовка Ю. Н.

      Данную таблицу школьники заполняют в классе и дома после изучения т. «Политические режимы. Тоталитаризм», используя материал учебников Истории России, Новейшей истории и документального видеофильма «Мир в войне. Ч.1.  «Новая Германия»

      Таблица копируется и заполняется в рабочей тетради по обществознанию, обсуждается во время проверки домашнего задания на следующем уроке обществознания.

Признак

Тоталитарного режима

СССР в 30 –гг.

 Германия в 30-е гг.

1. Контроль государством всех сфер жизни общества

2. Господствующая идеология.

3. Формальное сохранение демократических институтов.

4.Правящая партия.


5. Массовые нарушения прав и свобод человека.

6. Культ вождя.


7. Репрессии.


План – конспект

интегрированного урока обществознания и экономики

по теме: «Человек в условиях рыночной экономики»

( 10 класс)

разработан учителем обществознания и экономики

МОУ СОШ № 14  г. Коломна

Литовка Ю. Н.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представления о возможностях и трудностях, которые открывает перед человеком рыночная экономика. И о способах преуспевания в ней.

Задачи урока:

1. Сформировать знания об основных характерных чертах рыночной экономики.

2. Отработать навыки анализа и синтеза, экономических расчетов, навык планирования, участия в деловых играх.

3. Формировать понимание важности активной жизненной позиции человека, в том числе в экономической сфере.

Оборудование :

1. Учебники: 1)Автономов В. С. «Ведене в экономику»,М, 2004, 2) «Человек и общество» под ред. Л. Боголюбова, М, Просвещение, 2008

2. Рабочие тетради, дневники учащихся.

3. Плакат, на котором нарисован человек

4. Таблица учета сделок учащихся (на доске)

5. Раздаточные материалы на столах учащихся: лист учета сделок, набор качеств человека, карточки продавца (голубые), карточки покупателя (белые)

Ход урока:

1. Организационная часть. Обозначение темы и цели урока. Обозначение типа урока: интегрированный урок экономики и обществознания.

2. Повторение пройденного ране материала, опрос.

     )  Вводное слово учителя  + фронтальный опрос :  В современной исторической науке существует много принципов выделения этапов развития человеческого общества: формационный, цивилизационный и наиболее распространенная теория “трех волн” - выделение традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

     Вопросы к классу:

     На каком этапе развития мы находимся?

     Вспомните  черты индустриального общества?

     Дайте краткую характеристику (определение, удовлетворяемые потребности, основные институты) характеристику 4 подсистем (сфер) общественной жизни: социальной сферы, политической сферы, духовной сферы, экономической сферы.

 

3. Изучение нового материала:

     1)Учитель : процесс экономического сотрудничества неизбежен, невозможно участвовать в экономике, не будучи связанным, с другими людьми, а поэтому следует научиться правильному поведению и общению.

    2) Деловая игра «Рынок». Для этого нужно разделиться на 2 группы: продавцы и покупатели. В конверте находятся полоски бумаги белого и голубого цвета. Кто достанет полоски голубого цвета – это продавцы, полоски белого цвета – покупатели.

      Условия игры. На столе у каждого лежит лист учета сделок, лист учета сделок есть и у нас. В своем листе вы записываете № сделки, цену карточки, которую вы возьмете у меня, затем цену сделки и посчитаете прибыль или убытки. За время игры меняться ролями не имеете права и должны совершить не менее 5 сделок. Как только вы найдете нужного продавца или покупателя подходите к учителю. вдвоем, она отмечает вашу сделку на нашем листе учета, а затем меняете карточки. Игра длится 5 минут.

     3) По окончании игра за большее число сделок и с прибылью учащиеся получают оценки, подводится итог игры.

     4) Фронтальная беседа с учащимися:

   Какие особенности рыночной экономики вы могли проследить в процессе игры? (Вывод из этого вопрса учитель помогает ребятам грамотно сформулировать и записать в тетрадь)

   Что способствовало получению наибольшей прибыли?

   Почему некоторые не преуспели?

   

     5) Учитель: Каждый из нас обладает набором, каких – либо качеств. Все они влияют на нашу жизнь, судьбу. Но какие же из них влияют на рынок, есть ли такие?

Перед вами набор человеческих качеств, выберите те, которые оказывают влияние на рынок.

Учащиеся выбирают из множества:

  - стремление к эгоизму

  - чувство собственности

  - стремление удовлетворять потребности

  - дух состязательности

  - идеалы справедливости и добра

Учащиеся объясняют свой выбор.

3. Закрепление:

Учитель:  Рыночная система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках.

   1) Давайте вспомним, о каких ещё особенностях рыночной экономики вы сегодня узнали?

 Деятельность таких рынков никем не контролируется, и не кем не регулируются. Поэтому рынок создает разные проблемы.

   2) Давайте составим «Памятку для знакомящихся с рыночной экономикой» , которая будет включать 2 раздела : 1) Как вести себя в условиях рынка? 2) «Чем опасен рынок».

    Учащиеся выполняют эту работу в течении 5 минут, объединившись в микрогруппы по 2 человека за партой.

    По желанию 1 ученик озвучивает свой вариант на оценку, остальные поправляют его или добавляют.

  3) Учащиеся читают открывшийся вывод на доске: “Собственный интерес отдельного человека ведет к получению благ всем обществом в целом”.Голосуют. кто согласен,  кто нет.Желающим предлагается сделать свой вывод к уроку.

4. Домашнее задание:

1) Автономов В. С. «Ведене в экономику», с.18-23

 2) «Человек и общество» под ред. Л. Боголюбова, п.14, в 1-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-практикум по обществознанию в 9 классе на тему: "Экологическое право"

Учебно-воспитательные задачи урока:1. Помочь учащимся уяснить специфику экологических отношений.2. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры экологоправовой ответственности....

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Интегрированный урок "Английский язык-обществознание" в 11 классе

«Научно-технический прогресс. Современные изобретения в нашей жизни»(англ.яз.)   «Роль СМИ в политической жизни»(обществознание)Цель урока:- создать условия для формирования представлений у ...

Интегрированный урок литературы и обществознания «Уклад русской жизни – залог духовного здоровья».

Интегрированый урок обществознания и литературы по рассказу В.Астафьева "Фотография,на которой меня нет"....

Интегрированный урок на основе иноязычной лексики

Цель: показать учащимся, как слова из одного языка проникают в другой, что происходит со словами-иностранцами в русском языке; каково отношение к заимствованиям. Научить учащихся пользоваться сл...

Интегрированный урок психологии и обществознания "Психологический климат семьи"

Цели урокаОбразовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.Раз...

Интегрированный урок психологии и обществознания. 5 класс

Цель урока: систематизировать представление учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....