Урок по обществознанию 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Толочкова Эльвира Римовна

урок разработан по учебнику Е.Н.Салыгина " Человек в обществе 10 класс" для базового уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznanie_ekonomika.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Обществознание 10 класс.

Базовый уровень.

Тема урока: « Экономика и общество».

Цель урока :

  • Формировать  компетенции в области применения полученных знаний на практике;
  • Актуализировать знания учащихся об экономической сфере жизни общества;
  • Углубить представление о безграничности потребностей и ограниченности ресурсов;
  • Воспитывать компетентность в выборе профессии.

Дидактический материал: Презентация (схемы, таблицы),

ТСО:  Мультимедиа проектор, Мультимедиа  диск « Экономика и право» 9-11 классы под редакцией Абросимовой Е А., Золотова А.В. .

Основные понятия: (на доске)

 экономика, экономическая система; закон возвышения потребностей, факторы производства; основные проблемы экономики; ресурсы, блага.

Межпредметные связи:

Экономическая география, история.

План урока:

  1. Понятие  « экономика».
  2. Потребности и ресурсы.
  3. Факторы производства.
  4. Предпринимательская деятельность.
  5. Основные вопросы экономики.

Ход урока:

Вопрос: Глядя на эпиграф к уроку, на ваш взгляд о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд №1

Эпиграф  ( высвечен на экране)

….. Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

 И был глубокий эконом,

 То есть умел судить о том,

как государство богатеет

и чем живет и почему,

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

 И земли отдавал в залог.

 А.С. Пушкин « Евгений Онегин».

Речь пойдет об экономике.

Целеполагание: на уроке мы вспомним об экономической сфере жизни общества, поговорим о безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, научимся анализировать  данный текст.

Слайд 2

Запишите тему урока в тетрадь.

1.  Актуализация личного опыта учащихся 

     Дайте определение понятия экономика. Где  и когда  вы уже встречались с этим понятием. Связаны ли потребности людей и развитие экономики? Как? Приведите примеры из истории и реальной жизни.

Слайд 3

Схема: Экономика = производство --распределение—обмен—потребление.

   

Экономика – это  сфера общественной жизни, где осуществляется производство, распределение, обмен и потребление.

2. Групповая работа.

Вы уже отметили, что потребности людей являются движущей силой  экономического развития общества.

-На ваш взгляд, а как связаны между собой понятия потребности и ресурсы? ( мозговой штурм)

(Запись на доске.)

Ресурсы- запасы, источники чего- либо.

Блага- то, что дает достаток.

- Назовите пожалуйста, материальные потребности человека ( ответы детей).

Слайд 4

Иначе , физиологические и в безопасности

Кроме этого у человека возникают потребности в общении, уважении , самоактуализации.  Экономическая наука в центр своего исследования ставит проблему удовлетворения материальных потребностей. Однако, материальные потребности человек удовлетворяет на некоторое время, вскоре они заявляют о себе на новом более высоком уровне.

Потребности расширяются и они безграничны- это закон возвышения потребностей.

Записать в тетрадь.

 Возвышения потребностей выступает одна из важнейших движущих сил истории.

Но, люди не могут удовлетворить все потребности, потому что блага которыми они располагают не безграничны.

Слайд 5. Все блага можно разделить на 2 группы.  Блага природы. Что мы отнесем к ним? ( ответы детей) и  экономические блага( результаты производственной деятельности людей).

Блага природы свободны, они даны, а экономические блага  создаются людьми  и  для их создания требуется определенные ресурсы, которые называются факторы производства.

Слайд 5

3.Самостоятельная работа с учебником

. Стр.147 читаем и заполняем таблицу.

Название фактора

производства

Что включает

Назначение

Земля

Природные ресурсы

Производство товаров и услуг

труд

Физические возможности и интеллектуальные способности

Производство товаров и услуг

капитал

Средства производства

Создание экономических благ

(СЛАЙД 6)

Проверка.

 Слайд 7

Давайте представим схематично связь между понятиями.

-

4.Самостоятельное выведение  определения

куда бы вы отнесли такое понятие как предпринимательская деятельность?

Прежде чем ответить на этот вопрос посмотрим видео и послушаем  комментарий юриста и экономиста по поводу предпринимательской деятельности.

( Диск « Экономика и право» Предпринимательская деятельность.)

Итак, что такое  предпринимательская деятельность?

Запишем определение

Предпринимательство – это  способности населения, которые служат развитию производства и экономики, самостоятельный фактор производства приносящий доход в форме предпринимательской прибыли.

  1. Опережающее задание.

Презентация ученика:

«Основные вопросы экономики».

В 8 классе мы уже знакомились с вами с основными вопросами экономики

Даша напомнит нам эти вопросы.

А вы о ходу рассказа , должны ответить на вопрос:

Отражены ли в пушкинских строках, вынесенных в эпиграф к уроку, три главных вопроса экономики? (простой продукт, как государство богатеет, чем живет)

 Назовите эти вопросы.( Что производить ,как производить и каким образом распределять).

Закрепление  изученного

Слайд 8

Слайд 9. Какое отношение к экономической сфере жизни общества имеют данные пословицы и поговорки.

Где и когда вы сможете использовать знания полученные сегодня на уроке? ( при выборе профессии, в случае занятия предпринимательской деятельностью, при решении экономических задач ).

Задание: Составьте 7 тестов с вариантами ответов по изученной теме ( Взаимопроверка).

 

Оценки ,

домашнее задание  повторить типы экономических систем,П.19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....

Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия

ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о  религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...