Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

Шпак Ольга Михайловна

Рабочая программа составлена к учебнику "Обществознание, 9кл." под редакцией А.Ф. Никитина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_obshchestvoznaniyu9kl.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

                                  I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

    1. Цель изучения учебного предмета «Обществознание» в 9 классе основной школы - создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирование познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции.

Задачи курса:

  • Научить учащихся получать социальную информацию из разнообразных источников;
  • Развивать умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права;
  • Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

2. Общая характеристика  учебного курса «Обществознание»

   Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

      Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., авторской программы «Обществознание. 6-11 классы 2007г.» А.Ф. Никитина.

    Изменения в авторскую программу А.Ф. Никитина не внесены.

Объем часов на изучение учебного курса «Обществознание» в 9 классе

  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного курса «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VII, VIII и IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

   

3. Место предмета в базисном учебном плане

    Учебный предмет  «Обществознание»  на ступени основного общего образования на базовом уровне является учебным предметом в образователь-ной области «Обществознание» в инвариантной части учебного плана.

4. Результаты освоения курса «Обществознание» в 9 классе:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

  Предметные результаты изучения предметной области «Обществознание» должны отражать:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

В результате изучения  курса «Обществознание»  ученик  9 класса должен

Знать/понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


                                             II. Тематическое планирование по дисциплине «Обществознание » в 9кл.


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

                                                            Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Человек и экономика

            10

     7

2

1

II.

Человек, политика власть

            10

     7

1

1

1

III.

Человек и право

            14

     10

2

1

1

Итого

            34

    26

5

3

2

                               


III.  Содержание учебного предмета «Обществознание»  в 9классе

Наименование раздела, темы


Планируемые результаты (ЗУН по каждому разделу или теме)

                                               Содержание

Краткое описание раздела

основные  термины

I гл. Человек и экономика   ( 9ч.)



























































IIгл.Человек. Политика. Власть. (10 ч.)







































































IIIгл.Человек и право (14ч.)  

Знать термины и определения;

Уметь видеть различие между традиционной и командной системами.





Уметь характеризовать рыночную экономику.




Знать: виды и формы собственности.


Уметь работать со статьями Конституции (ст. 8,ст. 34)

Знать: какими качествами должен обладать предприниматель и что нужно для того, чтобы открыть свое дело.


Знать: виды предприятий.





Знать  функции денег.



Уметь: объяснять смысл основных понятий; Знать виды налогов.




Уметь  работать с учебником и с извлечениями из Налогового кодекса РФ,решать проблемные задания (стр. 61,62)



Знать виды власти и уметь давать каждому из них характеристику.




Знать функции политики и элементы политической системы общества.






Знать формы правления;

Уметь характеризовать каждую форму и видеть достоинства и противоречия республиканской формы правления




Знать основные признаки демократии




Уметь сравнивать политические режимы.



Знать типы партий;

Уметь видеть различия между парламентской партией и массовой.






Знать нормы и принципы избирательного права.








Знать: особенности избирательных  систем.





Знать:  значение выборов в РФ;

Уметь: аргументировать свои ответы, доказывать собственную точку зрения.





Уметь: раскрывать смысл основных понятий, объяснять связь экономических и социальных прав, аргументировать свои ответы.


Знать какие правомочия принадлежат собственнику;

Уметь: раскрывать смысл основных понятий.










Знать: какие существуют способы приобретения жилья в собственность, как происходит приватизация жилья, с помощью каких  гражданских договоров можно приобрести квартиру или дом в собственность;

Уметь: раскрывать смысл основных понятий.


Знать какие государственные органы защищают права потребителей, куда обращаться, если нарушено право потребителя.











Уметь: объяснить назначение семьи; раскрыть правовые основы семьи; аргументировать свои ответы, доказывать собственную точку зрения.









Знать об уголовной ответственности и ее отличиях от др. видов юридической ответственности;

Уметь применять полученные знания при решении учебных проблемных задач и в жизни при подобных обстоятельствах




Уметь : работать с текстовыми источниками (Конституция РФ, извлечения из УК, ГК КоАП) давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений.






Знать: основные термины; условия  правомерного ограничения свободы мысли, слова, убеждений (в целях охраны общественного порядка, здоровья и морали, основных прав и свобод других лиц)

Роль экономики в жизни общества.

Что такое экономика?

Домашняя экономика.

Факторы производства. Спрос и предложение. Цена.


Типы экономических систем.

 Хозяйство и экономические системы. Традиционная система. Командная система.


Что такое рыночная экономическая система?

Рынок. Рыночная экономика и конкуренция. Активный спрос  и предложение.Свободное ценообразование.


Собственность и её формы.

 Споры о собственности. Формы собственности


Предпринимательство и предпринимательская деятельность. Что такое предпринимательство?

 Закон и предпринимательская деятельность.







Виды предприятий

 Предприятия и их виды:

товарищество;

ООО; ОАО; ГУП; МУП;

кооператив.


Деньги.

 Что такое деньги?

Функции денег

 Государственный бюджет


Налоги.

 Зачем государству налоги?

 Виды налогов;



Налоги и ответственность за их неуплату.

Почему нужно платить налоги? Виды ответственности за неуплату налогов.





Власть в обществе.

 Многоликая власть.

 Что такое власть?

Виды власти


Политика

 Что такое политика?

 Функции политики.

Политическая система общества.

Политика;

Политическая система.

Знать функции политики и элементы политической системы общества.


Формы правления: монархия и республика.

(параграфы 12 и 13) Что такое форма правления?

 Монархия и ее виды.

 Республика и ее виды.




Политические режимы: демократия.

Что такое демократия?

Демократия в России.

Демократия;

Либерализм;

Либеральная Демократия;

Диктатура


Политические режимы: авторитаризм, тоталитаризм.

Тоталитаризм.

 Авторитарный режим.

Тоталитаризм;

Политические партии.

Что такое политическая партия?

Типы партий.

Знать типы партий;

Уметь видеть различия между парламентской партией и массовой.




Выборы в демократическом государстве.

 Выборы и демократия.

Избирательное право.

 Гражданская ответственность избирателей.

Знать нормы и принципы избирательного права.


Процедура выборов

«Демократия – это процедура».

Избирательные системы.

Подготовка к выборам.

Референдум.



Политическая культура человека. .Кто такой «средний избиратель».

Политическая культура человека.







Гражданское право.

 Гражданские правоотношения и их участники.

 Правоспособность и дееспособность.

Ответственность по гражданскому праву.





Право собственности.

Юридический смысл понятия «собственность»

 Как стать собственником и защитить свои права?

Знать: какие правомочия принадлежат собственнику;

Уметь: раскрывать смысл основных понятий.


Уговор дороже денег.

 Цепочка невыполненных обязательств.

 Договор и сделка.

 Обязательное право


Жилище и закон.

 Квартирный вопрос.

 Наем жилого помещения;

 Приобретение жилья в собственность












Права потребителей.

 В магазине.

  На защите потребителя;

 Права потребителей.







Трудовое право

Труд и отношение к труду.

 Трудовая дисциплина;

 Трудовое право.

Трудовой кодекс РФ;



Семейное право.

 Брак. Права и обязанности супругов. Дети и родители.






Административное  право.

 Что изучает административное право?

 Административные правонарушения и наказания.

Кодекс об административных правонарушениях



Уголовное право. Преступление.

 Что такое уголовное право?

Виды преступлений

Уголовный кодекс РФ;

Преступление;

Уголовное право.












Ответственность по уголовному праву

 Что такое уголовное наказание?

Виды наказаний по УК РФ.

«Милость к падшим»

Уголовная ответственность несовершеннолетних.















Правоохранительные органы.

Адвокат;

Адвокатура;
























Экономика;

Факторы производства;

Цена; Спрос; Предложение;

Инфляция



Система; Монополия;

ВВП.




Рыночная экономика;

Конкуренция





Вещь; Аренда;

Облигация; Акция




Предпринимательство;

Бизнесмен;

Гражданское право;

Мотив









Товарищество;

ООО; ОАО; ГУП; МУП;

Кооператив.




Деньги;

Бюджет;

 Проценты по вкладам



Налог;

Прямой налог; Рента

Косвенный налог (акциз).











Власть;

Авторитет; Власть закона;

Политическая власть.




Политика;

Политическая система.









Форма правления;

 Монархия;

Республика.








Демократия;

Либерализм;

Либеральная Демократия;

Диктатура





Тоталитаризм;

Авторитарный режим;

Фашизм.



Политическая партия;

Массовая партия;

Парламентская партия;

 Партия политического центра.






Выборы;

Избиратель;

Избирательное право.







Мажоритарная избирательная система;

Пропорциональная избирательная система;





Избиратель;

Политическая культура человека.








Гражданский кодекс РФ;

Гражданское право;

Физическое лицо;

Юридическое лицо;

Правоспособность;

Дееспособность






Национализация;

Приватизация;

 Право собственности








Договор;

Обязательное право;

Обязательство;

Сделка.



Наем жилого помещения;

Приватизация жилья.















Изготовитель;

Потребитель;

Права потребителей;

Продавец.







Трудовой кодекс РФ;

Трудовое право;

Дисциплинарный  проступок




Брак; Семья.








Административные правонарушения и наказания.

Кодекс об административных правонарушениях




Уголовный кодекс РФ;

Преступление;

Уголовное право.














Уголовное наказание;

Условное осуждение;

Амнистия

Принудительные меры воспитательного характера


















Адвокат;

Адвокатура;


IV. Календарно-тематическое планирование по         дисциплине   «Обществознание»  в 9классе (34ч.)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия /

тип урока

К-во часов

Вид самостоятельной работы

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

I гл. Человек и экономика    

9

1.1

Роль экономики в жизни общества.

УОНМ

1

1.2

Типы экономических систем.

КУ

1

1.3

Что такое рыночная экономическая система?

УОНМ

1

1.4

Собственность и её формы.

КУ

1

1.5

Предпринимательство и предпринимательская деятельность

КУ

1

1.6

Виды предприятий

УОНМ

1

1.7


Деньги.

КУ

1

1.8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и экономика». Тест.

УО и СЗ

1

проверочная

1.9

1.10

Налоги.

Налоги и ответственность за их неуплату.

УОНМ

КУ

2

IIгл. Человек. Политика. Власть.    

10

2.1



Власть в обществе.

УОНМ

2.2



Что такое политика?

УК

1

проверочная

2.3






Формы правления: монархия.

КУ

1


2.4

Формы правления: республика.

КУ

1

2.5

Политические режимы: демократия.

УОНМ

1

2.6

Политические режимы: авторитаризм, тоталитаризм.  Тест.

КУ

1

проверо-чная

2.7

Политические партии.

КУ

1

2.8

Выборы в демократическом государстве.

КУ

1

2.9

Процедура выборов.



УСЗУН

1

тренировочная

2.10

Политическая культура человека


КУ

1

III гл. Человек и право.

14

3.1


Гражданское право. Мультимедийная презентация.

УОНМ

1

3.2


3.3

Право собственности.


Уговор дороже денег.

КУ


КУ

1


1

3.4

Жилище и закон.

УОНМ

1

3.5

Права потребителей.

УФиСЗ

1

3.6

Трудовое право

КУ

1


3.7

Семейное право. Мультимедийная презентация.

УОНМ

1


3.8

Административное  право.

КУ

1

3. 9

Уголовное право. Преступление.

Мультимедийная презентация.

УОНМ

1

3.10

3.11

Ответственность по уголовному праву.Тест.

УФиСЗ

2

тренировочная

3.12

Правоохранительные органы.

УОНМ

1

3.13

КУ по теме «Правовая культура человека». Тест.

УК

1

проверочная

3.14


Урок – круглый стол по теме по теме «Человек и Закон»

УОи СЗ

1

Итого:

34ч.

V.  Материально – техническое  обеспечение  курса      

                                «Обществознание»  в  9 классе.


п/п

Оборудование

К-во

шт.

Наглядные и дидактические материалы

1.


2.


3.






























ПК


Мультимедийный  проектор


Экран

1


1


1

Образовательные диски:

1. Обществознание.8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Авторы:Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.- «Новый диск», 2008


  1. Подготовка к выпускным экзаменам. Тесты по обществознанию.- «Диполь», 2008.


Государственные символы РФ и РМ

( плакаты с изображением герба, флага, текст гимна)

Конституция РФ и РМ (по 1 эк.)


Дидактический раздаточный материал:

  1. Памятки с алгоритмом работы с документами и текстом учебника (на каждого уч-ся)



  1. Тестовые контрольные задания по всем основным темам курса «Обществознание» для 9 кл.



  1. Индивидуальные карточки для самостоятельной работы (тренировочной, обучающей, проверочной) по всем основным темам.


VI. Учебно-методическое  обеспечение курса «Обществознание»

                                             в  9 классе

1. Основная учебно-методическая литература:

УМК

для обучающихся

УМК

для учителя

  • Обществознание. 9класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. А.Ф. Никитин,.— М.: Дрофа, 2011.



  • А.Ф. Никитин. Обществознание. Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. М.: Дрофа, 2007
  • А.Ф.Никитин. Основы обществознания. М.: Дрофа, 2008.
  • Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова. -М.: Просвещение, 2009.
  • Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008.
  • А.Ф. Никитин. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Обществознание» для 7-9кл. М.: Дрофа, 2009.
  • Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе»

  1. Дополнительная учебно-методическая литература и источники

Литература для учителя:

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2007.
Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2009.
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2010.
Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 2009.

Литература для обучающихся:

Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 2009.
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2007.
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 2008.  
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 кл. доп. образования.— М., 2009.
Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний: 9 кл.— М., 2007.
Мушинский В. О. Азбука гражданина: 8—9 кл.— М., 2010.
Мушинский В. О. Обществознание: 9 кл.— Ч. 2.— М., 2007.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 8—9 кл.— М., 2009.
Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.— М., 2006.

Интернет – образовательные ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. http://www.zavuch.info/metodichka/obchestvo/obshestvoznanie/obshplans

3. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....