Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Урянская Анжела Юрьевна

Комбинированный урок  с консультативным выступлением психолога школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет «Обществознание».

Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовила и провела учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 г.Новошахтинска Урянская А.Ю.

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»

 Номер урока по теме:   5

Форма урока: комбинированный урок  с консультативным выступлением психолога школы. (Тестирование учащихся психолог провела заранее)

Оборудование: дидактические материалы; учебник, мультимидийное оборудование, листовки.

Цели: 

1. формирование теоретических представлений о темпераменте  

2. изучение собственного темперамента.

  1. воспитание своего характера
  2. развитие умения выделять главное, анализируя полученную информацию
  3. способствовать становлению и развитию личности учащегося

Задачи:

  •  добиться понимания термина «темперамент»
  •  научить выделять основные типы  темперамента
  •  научить учитывать свой темперамент   при  учебной  и     игровой деятельности
  • обращать внимание на воспитание лучших для общества черт характера

Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, к обществознанию, стремление к психологическому  совершенству.

Понятия: личность, характер, темперамент

Этапы урока (с временной раскладкой).

  1. Приветствие - 1 минута.
  2. Проверка домашнего задания -5 минут.
  3. Сообщение темы и целей урока - 2 минуты.
  4. План урока – 1 минута.
  5. Объяснение нового материала – 27 минут.
  6. Итоги урока -3 минуты.
  7. Домашнее задание – 1 минута.

Этапы урока

№ слайда

Ход урока:

     I.    Приветствие.

       Тема сегодняшнего урока «Психологический портрет личности: темперамент и характер». Почему ребята одного возраста реагируют на происходящее по- разному?  Как правильно оценить свою реакцию? Как ее можно изменить?  Что этому будет способствовать?

Слайд № 2.

II.   Проверка домашнего задания.

  1. .Перечислите основные физиологические изменения у подростков.
  2. Объясните смысл пословиц.
  • Не родись красивой, а родись счастливой.
  • С лица воды не пить.

Слайд № 3.

  1. Развитие темы.  

                                            План:

  1. Вступительная беседа.

Мы с вами продолжаем изучать тему: «Формирование личности»

Личность – человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений.

Психологический портрет личности  включает основные свойства:

  1. Темперамент
  2. Характер
  3. Способности
  4. Интеллект
  5. Чувства
  6. Эмоции

Проблема, о которой пойдёт речь, интересует человечество уже более 25 столетий. И называется она красивым и звучным словом – темперамент

Слайд №4.

  1. Изучение нового материала.

Ситуационные картинки. Их описание. Название нового термина – темперамент. Понятие «темперамента»

Слайд №5

  1. Историческая справка о происхождении этого термина.

Слайд №6

  1. Сообщения учащихся о четырех типах темперамента. (Опережающее задание)

  1. Краткое описание 1 типа темперамента – холерик

Примеры холериков

Слайд №7

Слайд №8

     6.Краткое описание 2 типа темперамента – сангвиника

Примеры холериков

Слайд №9

Слайд №10

7.Краткое описание 3 типа темперамента – флегматика

Примеры холериков

Слайд №11

Слайд №12

8.Краткое описание 4 типа темперамента – меланхолика

         Примеры холериков

Слайд №13

Слайд №14

     9.Игра «Ассоциации»

Давайте попробуем провести параллель между типами темперамента и:

  • временами года;
  • природными явлениями;
  • стихиями;
  • основными цветами радуги

Слайд №15

   10. Давайте вспомним сказочных героев из известных мультфильмов! (Сравнительные операции)

Слайд №16-20

  11.Подведем первый итог знакомства с темпераментами.

Любая группа людей работает эффективнее, если в ней

есть представители всех темпераментов 

Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск.

Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков.

Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи.

Флегматики анализируют информацию и предлагают  взвешенное решение.

Слайд №21

  12. Консультативное выступление  психолога МБОУ СОШ №7 Сиденко Яны  Вадимовны
Психотехнические упражнения, направленные на развитие личности

Анализ индивидуальных и общих тенденций в типах темперамента в классе.  Плюсы и минусы типов темперамента учащихся класса.

Слайд №22

  13.Анализ типов темперамента способствует формированию характера.

Черты характера

  • Это индивидуально привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

     Выделены несколько групп черт:

1.  Выражающие отношение

  к труду;    к другим; к себе; к вещам, предметам.

 2. Волевые черты, заключающиеся в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям  (целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, смелость).

 3. Эмоциональные черты, отражающие непосредственность, спонтанность регулирования поведения (импульсивность).

 4. Интеллектуальные черты, выражающие особенности умственных способностей (любознательность, вдумчивость, рассудительность).

БАЗИСНЫЕ  ЧЕРТЫ  ХАРАКТЕРА

  • Сильный
  • Упрямый
  • Ранимый
  • Капризный

Место характера в структуре личности

  • Характер – это своеобразный инструмент, фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующая в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы. (А.Г.Асмолов)

О характере человека принято говорить в тех случаях, когда проявляются, с одной (положительной) стороны, такие качества, как трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость;

с другой (отрицательной) стороны — лень, безответственность, пассивность, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоизм, скупость, расточительность, безалаберность.

Стержнем характера являются морально-волевые качества личности.

Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей.

Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

Слайд №23

Слайд №24

    14. Психологический механизм формирования характера

  • Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу.
  • Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость – это в потенции будущая черта характера.

Примеры известных личностей, сумевших самостоятельно сформировать свой характер.

Слайд №25

  15. Советуем запомнить.

Личность - человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Основным в характеристике личности является ее общественная направленность, непосредственно связанная с мировоззрением. Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее смешение частей) - совокупность индивидуально-психических свойств человека, характеризующаяся главным образом быстротой возникновения чувств и их силой. Темперамент проявляется также и в особенностях движений человека.

Характер (греч. character - печать, черта, особенность) - совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.

   16.Подведем итоги.

Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета - характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов. Изменение характера возможно, если есть желание перемен и дополнительные усилия со стороны личности. Вместе с этим происходит изменение психологического портрета.

Домашнее задание: §5, в., написать мини- сочинение «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от….

Слайд № 26

   17.Крсткий анализ урока:

Оценки, отвечавшим учащимся, благодарность активным ученикам. Пожелания всему классу.

До свидания, спасибо за урок.

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные Психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева,

Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980.

2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Гиппенрвйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

5. Леотард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.

6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

8. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970.

9. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания по теме Социальный статус личности 11 класс

УРОК ПРОВЕДЕН В 11 КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ. РАЗРАБОТКА ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ "лУЧШИЙ УРОК"...

Презентация к интегрированному уроку обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»

Презентация к уроку обществознания по теме: "Психологический портрет личности: темперамент и характер" 7 класс...

Урок обществознания по теме «Избирательное право» (Мы выбираем, нас выбирают) 9 класс

Урок в 9 классе по обществознанию (повторительно- обобщающий) проводится в форме игры....

Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс

Урок обществознания по теме"Демократические выборы и политические партии".10-й класс...

Разработка урока обществознания на тему "Семья в современной России" (профильное изучение, 11 класс)

Данный урок нацелен на закрепление и систематизацию знаний учащихся по теме «Демографическая ситуация в России. Семья и брак как социальные институты». Позволяет подвести учащихся к выводу о необходим...

Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"

Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...

Презентация к уроку обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"

Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...