Классные часы к Дню конституции
классный час по обществознанию (5 класс) по теме

Цикл классных часов, приуроченных к Дню конституции для учащихся: 5-7 классов, 8-9 классов, 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konstitutsiya_rf.zip51.72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 10-11 классах «Конституция РФ и гражданское общество»

Всем известно, что каждый человек наделён правами. Но не все люди знают, какими правами они обладают. Большинство людей знает, что они имеют право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Но ведь кроме этих прав существуют и многие другие. Когда права человека плохо известны людям, могут возникнуть такие нарушения прав человека, как дискриминация, нетерпимость, несправедливость…

Скажите, какой правовой документ содержит статьи о правах гражданина РФ?

Именно об этом документе мы и хотим с вами сегодня поговорить. Темой нашего первого урока в новом учебном году будет «Конституция РФ и гражданское общество».

Более того, это тема всероссийского урока, а это значит, что все школьники России, сейчас как и вы узнают об Основном Законе нашего государства и его роли в жизни страны, общества и каждого российского гражданина.

Тема эта выбрана не случайно. Конституции нашей родины 12 декабря 2013 исполняется 20 лет.

ВИДЕОРОЛИК  

Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство), это Основной Закон государства.

Как я уже сказала, ныне действующая Конституция РФ была принята в 1993 г. Какие же законы существовали до нее? Давайте посмотрим презентацию об истории развития конституционализма в России, думаю, что вам это будет интересно.

Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.

С середины XIX в. начинается процесс становления конституционного строя.

Идея создания Конституции впервые появилась среди декабристов. Не зря одним из лозунгов на Сенатской площади 1825 года стали слова «За Константина и его жену Конституцию»

В годы правления Александра II был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован).

Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона.

Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест  «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу.

Вы знаете, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы.

Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на всенародный референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.е. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ  достаточно сложный и большой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и  2-х разделов.

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ.

Преамбула – это вступительная, вводная часть.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Давайте вместе внимательно прочтем Преамбулу Конституции.

Какие слова Преамбулы служат доказательством того, что народ принял Конституцию? (первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»)

Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население?  (Это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)

А теперь обратите внимание на ст. 3 из первого раздела Конституции: «Единственным источником власти является народ».

Объясните, как реализуется данный конституционный принцип?

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

Давайте прочтем важнейшие из них (работа с текстом):

ст. 1.1; 2; 3.1; 5.1; 7.1; 9.1; 13.1; 19.2.

В статье 1 Конституции так и записано: “Российская Федерация – Россия…”. А что значит слово “федерация”?  “Федерация” в переводе с латинского означает “договор, союз”.

Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

А как вы понимаете выражение “демократическое государство”? Что такое демократия?

В толковом словаре написано, что “демократия” в переводе с греческого языка переводится как “народ” и “власть” или “народовластие”. Как мы уже сказали, в нашей стране именно народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

Народ может выбирать Президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения Правительства.

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает) общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет её основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод.

Все права принято подразделять на несколько групп. Среди них выделяют:

Личные права, гражданские права, политические права, юридические права, экономические права, социальные и духовные права.

Вспомните, какие права относятся к каждой из групп.

Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?

Какие обязанности записаны в Конституции?

Права и обязанности человека составляют его правовой статус.

Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Какие территориальные образования имеют по Конституции статус субъектов в РФ?

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство.

Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства). Он призван обеспечить согласованную деятельность различных ветвей власти, определяет основные направления политики, возглавляет Совет Безопасности, является Верховным главнокомандующим России, решает вопросы гражданства РФ. Он может вводить чрезвычайное и военное положение на территории государства и его отдельных местностей. В обязанности президента входит подписание и обнародование федеральных законов.

Вспомните, кто может быть президентом РФ?

Назовите всех действующих президентов РФ?

В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин. Он избирается на этот пост в третий раз. Это второй Президент России. Первым был Борис Николаевич Ельцин.

Следующие главы Конституции посвящены государственным органам РФ, основан на разделении властей.

Скажите каково значение разделения власти на три ветви?

Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).

Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).

Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).

Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в неё поправок или коренной её пересмотр).

Итак, наш урок мы начали с того, что Конституция Российской Федерации 1993 года, построенная в полном соответствии со Всеобщей Декларацией прав и свобод человека, предоставляет гражданам самые разнообразные личные, гражданские, политические, социально-экономические и культурные права человека. Может даже сложиться впечатление, что борьба за их реализацию уже закончена. Однако, как свидетельствует история советских конституций, наличие в них тех или иных прав еще не является гарантией их реализации.

Как вы считаете, что является гарантией реализации прав человека?

Конституция – это только лист бумаги. Чтобы она действовала, а вместе с этим защищались бы и права человека, необходимо развитое гражданское общество. Появление гражданского общества напрямую связано с появлением гражданина как самостоятельного и сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод. 

Как вы думаете, одинаковы ли понятия гражданское общество или общество граждан того или иного государства?

Граждане сами по себе еще не составляют гражданского общества. Гражданское общество – это совокупность его институтов, которые способны к самоорганизации и образуются снизу, спонтанно. Оно имеет сложную структуру. Которая включает в себя собственность, свободный труд, предпринимательство; организацию и деятельность политических партий, профсоюзов; творческих ассоциаций и религиозных общин; сферу образования, воспитания, науки и культуры; семью – как первичную основу человеческого общежития;  СМИ. Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетворения многообразных потребностей преимущественно спонтанно, снизу, а не конструируются сверху по приказу государства.

Какие институты гражданского общества вы знаете? (политические партии, общественные организации, неправительственные, некоммерческие организации, СМИ и другие виды объединения граждан)

Ощущаете  ли вы себя частью каких-либо институтов гражданского общества?

Если да, то, какие права в связи с этим, вы имеете и какие обязанности несете?

Ярким примером проявления гражданского общества в России является движение волонтеров.

В СМИ нередко появляется информация о деятельности волонтеров: от незначительных, на первый взгляд: «Волонтёры убрали нелегальную свалку в садоводческом обществе»; «В день борьбы с курением волонтеры рассказывали гражданам о вреде табака и меняли сигареты на сладкие подарки», «Волонтеры провели праздник в детском доме, посвященный Дню защиты детей»; до таких важнейших, как: «Волонтеры начинают поиск пропавшей 10-летней девочки», «Волонтеры помогают ликвидировать последствия паводка в Амурской области». Один из кураторов волонтерского движения рассказывает: «Добровольцы и добровольческие организации работают здесь уже несколько дней. За это время через нас, как координаторов всей добровольческой деятельности, прошли уже около 400 человек. Надо отметить, что люди приходят абсолютно разных возрастов, они берут в руки лопаты, перчатки, насыпают в мешки песок и укладывают мешки для укрепления дамбы, чтобы не пустить воду дальше. Мы оказываем им непосредственную помощь, а также организовываем питание и условия для элементарного отдыха. Помимо основной задачи – укрепления дамбы, – волонтеры охотно помогают откачивать воду из подвалов домов и даже переносить мебель на верхние этажи. Люди сами проявляют инициативу. Недавно стало известно, что затапливает детский садик, но добровольцы очень слаженно и быстро доставили туда мешки с песком,  и им удалось предотвратить затопление. В ближайшие дни по инициативе волонтеров начнется сбор помощи для пострадавших в результате наводнения».

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников.

Кто же такие волонтеры? Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец».

 Существует ли волонтерское движение у нас в Александровском районе и Владимирской области? Можете ли вы привести примеры проявления активной гражданской позиции?

Совсем недавно прошел областной конкурс проектов некоммерческих организаций, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди молодежи, в котором приняли участие многие общественные организации, в т.ч. и общеобразовательные школы. Во Владимире возрождаются добровольные народные дружины (ДНД). В Александрове волонтеры облагораживают заброшенные могилы участников войны "Неизвестный герой". Такой социальный проект проходит в Александрове. Молодые ребята вместе с пенсионерами и ветеранами занимаются благоустройство могил участников Великой Отечественной войны. Участники проекта разделены на две группы. Первая - волонтеры. Их главная задача - поиск  информации о годах жизни и именах участников войны, чьи могилы находятся в заброшенном состоянии. Всю собранную информацию они передают в координационный центр проекта. А затем приводят захоронения в надлежащий вид. Вторая группа - поиск. Ребята занимаются поиском ныне живущих родственников умерших фронтовиков. Они организовали совместную работу с советом ветеранов, военкоматом и архивом  Александрова. Сейчас в городе  уже благоустроенны восемь заброшенных могил участников Великой Отечественной Войны. Силами добровольцев очищены от мусора берега реки Серая, протекающей по нашему району, а также сделано и многоженство других, подчас незаметных, но необходимых для общества дел.

Гражданское общество – это и результат коммуникации, общения, взаимопомощи граждан. Человек, побывавший в Америке, стал свидетелем такой картины. После того, как один из ожидавших на остановке поздно проголосовал, а автобус прошел мимо, большинство заметивших пассажиров возмутилось таким поведением водителя. Несколько человек, в знак протеста, вышли на следующей остановке. Это практическая реализация солидарного принципа гражданского общества – все за одного!

Что, наш взгляд, означает выражение «действовать солидарно»?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы действовали солидарно, добиваясь реализации каких-либо прав?

Таким образом, солидарность – одна из важнейших черт гражданского общества. Права человека создают комфортные условия для жизни всех людей. Они учитывают их особенности, защищают их перед лицом невежества, безразличия к судьбе отдельного человека, формализма, не говоря уже о полном бесправии.

Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и государством. С одной стороны, оно позволяет личности, координируя с другими людьми свои действия, воздействовать на государство с целью облегчения реализации своих интересов и потребностей. С другой стороны, гражданское общество позволяет охранять частную жизнь граждан от излишнего вмешательства государства.

Смоделируйте варианты существования такого общества, где бы не было посредников между личностью и государством. Существовали ли такие модели обществ в прошлом?

Что предстоит сделать вашему поколению? Вам лично? В каком обществе вы предпочитаете провести свою дальнейшую жизнь?

Сегодня в России остается масса неразрешенных проблем. Наряду с демократическими процессами имеет место колоссальная степень бюрократизации и коррумпированности представителей власти. Произвол бюрократии, силовых структур, рост преступности, экстремизма, усиление жестокости в детско-юношеской среде, бурный всплеск наркомании и пьянства, вызревание межэтнических конфликтов вызывает негодование у граждан.

Пока будет проблема бедности, люди будут бороться лишь за самосохранение. Пока мы не решим эту проблему, нельзя решать проблему гражданской активности. В мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, где проблема бедности более или менее решена, гражданская активность выше, чем в провинции. В той мере, в какой мы будем развивать гражданскую инициативу, мы будем двигаться в сторону гражданского общества. Гражданское общество ориентируется на средний класс, который должен составить его социальную основу. Это экономически независимый, стабильный в материальном положении класс, обладающий частной собственностью.

Можно ли в принципе решить проблему бедности населения малых и средних городов, деревень и поселков? Если да, то что для этого должно сделать общество?

Одной из проблем гражданского общества является проблема нашей правовой культуры, нашего правового образования. С точки зрения конституционного строя мы уже вошли в состояние гражданского общества, а с точки зрения политико-правовой культуры мы во многом еще патриархальны.

Гражданское общество не может существовать без гражданского образования. Гражданское образование должно быть важным для всех: пенсионеров, молодых людей. В гражданском образовании главное – опыт изучения реальной жизни, изучение своих прав и опыт их реализации. Это опыт того, как мы учимся находить общий язык и решать совместные дела.

Какой лично у вас есть позитивный опыт реализации своих прав?

У нас есть перспективы. Но общество, где нет морально-нравственных законов, - это слабое общество, которое всегда находится в состоянии перманентного хаоса. В нем нет определенной взаимосвязи между гражданами, поскольку не уважения друг к другу, в их сознании не существует ничего святого, нет нравственных границ, которые нельзя переходить ни при каких обстоятельствах.

В гражданском обществе, как правило, сильны ценности морали и нравственности. Как вы думаете, почему? Какими должны быть эти ценности? Какая роль в их сохранении отводится старшему поколению и молодежи?

Составителям Декларации и Российской Конституции виделось будущее, в котором человек будет свободен не только от страха, но и от нужды. Они считали все права человека одинаково значимыми и подтвердили, что все они играют весьма важную роль в том, что касается обеспечения достойной жизни для людей. Ни в одном государстве, даже самом демократическом и правовом, она не выполняется полностью. Но все больше становится государств, в которых граждане добиваются соблюдения их прав. В их число входит и наша страна.

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

И все же никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Преамбула


       Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.  

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 2

 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 Статья 3

 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

 Статья 5

 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Статья 7

 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 9

 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 Статья 20

 1. Каждый имеет право на жизнь.

 Статья 21

 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

 Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 29

 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 32

 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Статья 40

 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

 Статья 41

 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

 Статья 42

 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

 Статья 43

 1. Каждый имеет право на образование.

 Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 Статья 57

 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

 Статья 58

 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  Статья 59

 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвященного дню Конституции.

Цель:    1. Познакомить детей с Конституцией России;    2. Закреплять знания детей о государственной символике...

Методическая разработка тематического классного часа "20 лет Конституции РФ"

Данная предназначена для проведения тематического классного часа "20-летие Конституции РФ"....

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Конституции

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Конституции с презентацией...

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение...

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «25 лет Конституции России»

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ.«25 лет Конституции России»Цели:формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образ...