Открытый урок по обществознанию.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Колесникова Марина Николаевна

Тема: "Семья". Раздел : "Право"Учебная дисциплина: "Обществознание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока по  обществознанию.

Тема: План- конспект урока по.

Тема: Семья.
Брак  и  семья  по  семейному  праву.

 Урок разработан  для  обучающихся   I курса по профессии « Повар, кондитер».

Методическая  идея:  Организация  деятельностного подхода  работы   обучающихся  в  малых  группах. Внедрение и использование ИКТ преподавателем  и  обучающимися.

Цели  урока:

изучить, что  такое семья в соответствии с  Семейным  кодексом, принятым в 1995 году.

Задачи урока:

-научиться  решать  задачи  в  соответствии  с  Семейным  кодексом РФ;

-показать значение семьи в жизни каждого гражданина;

   - формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;

-способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.

Время  проведения  урока- 45 минут.

Оборудование:

Учебник  под  редакцией Т.В. Кашаниной и А.В. Кашанина "Право",  А.Яковлеев  

"Правоведение". Презентации для преподавателя  Компьютер -1 штука  линейки ЦП  Intel Core i5-3230M 2.6 ГГц, 15.6", 8 GB, 1 ТБ HDD, DVD±RW, 2 GB nVidia GF GT 740M, Windows 8.

Мультимедийный  проектор-1 штука Sony VPL-EX120 портативный проектор  технология LCD x3,   разрешение 1024x768,

световой поток 2600 лм,  контрастность 2500:1,подключение по VGA (DSub). Компьютеры-15 штук.  Системный блок. Модель процессора: AMD A4 5300

Оперативная память (RAM): 4096.Жёсткий диск (HDD): 500.Мониторы-15 штук Asus 18.5" VW197DR Blac .Тип ЖК-матрицы – TFT дюйм – 18.широкоформатный .Разрешение – 1366x768 .  Яркость, кд/м2 – 250.    Контрасность-1000.

Структура урока:

Этапы деятельности

Деятельность преподавателя

(с указанием  действий с оборудованием)

Деятельность  обучающихся

Примечание и время

I.Орг. момент

Преподаватель  приветствует обучающихся, проверяет  готовность к уроку.

Приветствуют  педагога.

Рассаживаются

по  группам.

Определяют

координатора  и

выступающих.

Этап № 1-2 минуты.

Преподаватель дисциплинирует обучающихся.

II.Актуализация темы.

Преподаватель запускает просмотр  слайда №1

Этап № II -7 минут.

2.Преподаватель предлагает ознакомиться  с пословицами  и  поговорками  .

3.Преподаватель задает  вопросы.

а) Как вы думаете о чем пойдет речь  сегодня  на  уроке?

Переходит к слайду № 3.

Обсуждают в группе.

Отвечают.

 

Преподаватель  фиксирует ответы  на доске.

Предлагают  варианты.

б) Как по  вашему мнению должна называться  тема сегодняшнего  урока?

Обсуждают в группе.

Отвечают.

Преподаватель выбирает  вариант.              " Семья.
Брак  и  семья  по  семейному  праву".
 Слайд №2

III.Целепологание.

Преподаватель продолжает  задавать вопросы.

а) О чем  мы  будем говорить  на  уроке?

Слайд№3

Для  того, что бы  ответить  на этот  вопрос  возьмите приготовленные для  каждого красные  листочки. Встаньте  из- за  парт  и  попытайтесь  сгруппироваться по  какому-то  определенному  признаку.

Преподаватель переходит к  следующему  слайду.

Предположитель-

ные действия

 обучающихся.

 сгруппировались . Выделили субъектов  семейных правоотношений.

Это  следующие  группы:

1) супруги

2)дети

3)родители.

Этап № III-

2 минуты.

б) Зачем  нам знать, что  такое  семья  и  кто является субъектом   семейных  правоотношений?

Предположитель-

ные  ответы обучающихся.

*Семья- это  форма  человеческого  существования.

*Мы  не  мыслим жизнь  без  семьи

* В ближайшем будущем мы  сами  будем  создавать семью.

Преподаватель

приходит к  выводу, что  ответ дан  верно.

Читает  стихотворение "Семь Я".

Давайте  выясним

из  каких юридических  фактов  возникают  семейные   отношения?

Преподаватель  переходит к  слайду № 5.

Обсуждают  предлагают  варианты  ответов.

IV.Планирование.

Преподаватель   сообщает.

Давайте распределим путем  жеребьевки задания  и  попытаемся их выполнить ,  делая  обоснование статьями   из  Семейного  кодекса.

Этап № IV-

V. Реализация  плана.

Преподаватель сообщает. Запишем в  тетради число, тему урока.

Указывает на  материалы  необходимые для реализации плана.

 

Обучающиеся делают записи в  тетрадь.

Этап № V- 1минута.

Информация на доске.

Интернет сайты _______________,

Учебник  стр.264-265.

Распечатанные  стать из  Семейного  кодекса (на столах у  обучающихся).

VII.Выполнение  обучающимися  намеченных  действий.

Обучающиеся  работают  в группе. Готовят  презентацию  ответа.

Этап № VII -15 минут.

Педагог  оказывает  консультационную помощь  обучающимся.

VIII.Презентация  продукта  работы в группе.

 

Презентуют подготовленный ответ у доски. Рассказывают изученный  материал. Демонстрируют подготовленные  слайды.

Этап № VIII-8 минут.

Корректировка  продукта деятельности. Запись выводов в  тетрадь.

IX.Обобщение.

Педагог сообщает. В  результате общего  суждения мы  выяснили..

(кратко повторяю  ключевые понятия   темы.  Выясняю достаточно ли, необходимой  информации ).

Делаем  записи в  тетрадь стр.271

В ходе  устной  викторины  обобщаем и закрепляем  полученные знания.

Слайды

Отвечают на  вопросы  викторины.

Этап №  IX-5 минут.

Текущее повторение пройденного материала.

X. Подведение итогов  урока.

Педагог  задает вопросы.

1.Совпадают  ли  поставленные цели  с   достигнутым  результатом?

2.Что вы научились  делать  на  уроке?

Самооценка  деятельности.

Этап № X-2 минуты.

Сопоставление  результатов  деятельности  обучающихся с  вариантом  предложенным  преподавателем.

Отмечают на  мишени значимость полученного  материала. Сдают  заполненные листы самооценки.

XI.Домашнее  задание.

1) Прочитать $ 1стр.264. Всем ответить на вопросы после  параграфа.

Этап № XI-1 минута.

Дифференцировано.

   

Дополнительный  материал  к  уроку.

Семья. Пословицы и поговорки семье.

Баба-бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом    бережешь, добро стережешь.

Брат брата не выдаст.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка — Щиток, кулак — молоток.

Дети родителям не судьи.

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Жизнь родителей в детях.

Каков брат, такова и сестра.

Куда мать, туда и дитя.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Старший брат как второй отец.

Съела  бабушка зубы, а остались  язык да губы.

  • Не мы на детей походим, они на нас.

  • Без детей тоскливо, с детьми хлопотно.

  • Дай Бог деток, да дай и путных.

  • У кого детки, у того и бедки.

  • Дай Бог, кому детей родить, тому их и вскормить.

Малые детки — малые бедки, большие детки — большие хлопоты.

Чужой сын дурак - смех, а свой сын дурак - смерть (стыд).

Сын да дочь — день да ночь (и сутки полны).

Чтение стихотворения подготовленным учеником

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан

Статья 10. СК РФ. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. 2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Раздел 2. Заключение и прекращение брака

Глава 3. Условия и порядок заключения брака

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Решение  задач.

1.Молодой  бизнесмен  заключил  брак  с  хорошенькой  девушкой, которую он  искренне   и  нежно любил. Она  отвечала  ему  взаимностью .Они  зарегистрировали  брак в  органах  загс. После  свадьбы  бизнесмен  потребовал, чтобы  жена  бросила  работу и  занималась  домашним  хозяйством, а  также  воспитанием  будущих  детей:  денег  он  будет  ей  давать  столько , сколько  она  пожелает. Кроме  того, он  заявил, что  не  хотел  бы вмешательства  жены в свои  дела  и  вопросов  о своей  работе.

Можно ли  такой  брак  считать  равноправным?

2.Дмитрий Сергеев , сын  священнослужителя, и Марина  Семенова решили  пожениться. Будучи  людьми  верующими и прислушиваясь  к  совету  своих родителей, они решили  заключить  брак   с помощью церковного  обряда. После  этого  они  отправились  в  свадебное  путешествие. По  приезде  в  один  из населенных  пунктов молодожены  обратились  в  гостиницу  с  просьбой  предоставить им номер на  двоих. Администратор  гостиницы  не  найдя  в  паспорте  штампа  о  регистрации  брака , поселила  их  в  разные   номера, сказав, что в  соответствии с  внутренними  правилами гостиницы  вместе  могут  быть  поселены  только  супруги.

Правомерны  ли  действия   администратора  гостиницы?

3.Моряк  находившийся  в  9-месячном плавании, узнал из  телеграммы  от  своей  возлюбленной, что  у них  будет  ребенок. Одновременно она  просила  ответить,  согласен  ли  он  на  заключение  брака. Он  ответил  телеграммой, что  согласен. Собрав  все  необходимые  документы и приложив  телеграмму,  заверенную  капитаном  корабля,  будущая  мать  пришла  в загс и, объяснив  ситуацию,  просила  брак зарегистрировать. Ей  было  отказано  в  её  просьбе.

Правомерно  ли  поступили  работники  загса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

Интегрированный открытый урок по обществознанию в 9 классе.

Интегрированный урок (традиционный, комбинированный) по обществознанию и грамматике нравственности в 9 классе (можно урок проводить и в 8 классе)....

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги» с применением ИКТ

Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....