Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 8 Б, В классов
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

Сыркина Мария Александровна

Пояснительная записка

                                                                           по обществознанию             

                                                                          8 Б, В  классы

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:

1.      Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

2.      Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;

3.      Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандар­та;

4.      Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год

5.      Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно­го стандарта;

6.      В соответствии с методическим письмом Мо и Н РТ №7831/9 от 16 октября 2009.

7.      Базисного учебного плана МБОУ «СОШ №2» г. Альметьевска РТ на 2012-2013 учебный год

8.      Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»

 

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа рассчитана на 35 учебных часов.

Цели и задачи  курса  обществознания в средней школе.

Рабочая программа  имеет  направление на  достижение следующих целей при обучении восьмиклассников:

  1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:

  1. сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  3. выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  1. на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  1. на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  2. на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  3. на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  4. на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  5. на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  6. на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  7. на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  1.         Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Количество часов в полугодие:

Количество часов в год - 35

            за 1 четверть – 9

            за 2 четверть – 7

            за 3 четверть – 10

            за 4 четверть - 9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_bv_obshchestvoznanie.docx61.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 2»  г. Альметьевска

        Рассмотрено        Согласовано        Утверждено

        на заседании ШМО        зам. директора         и введено в действие

        протокол № ______        «___»__________ 2013 г.        приказ №_________

        от «___» __________ 2013г.          _____________________        от «___»_________2013г.

              _______________________                ______________________

                           /Юсупова Л.А./        

                      /Сыркина М.А./                                                                                               /Панкова Г.Н./

Рабочая программа учебного курса по

обществознанию для 8 Б, В классов

Составитель: учитель I квалификационной категории

Сыркина Мария Александровна

2013/2014 учебный год

                                                                              Пояснительная записка

                                                                           по обществознанию              

                                                                          8 Б, В  классы

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  2. Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;
  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  6. В соответствии с методическим письмом Мо и Н РТ №7831/9 от 16 октября 2009.
  7. Базисного учебного плана МБОУ «СОШ №2» г. Альметьевска РТ на 2012-2013 учебный год
  8. Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа рассчитана на 35 учебных часов.

Цели и задачи  курса  обществознания в средней школе.

Рабочая программа  имеет  направление на  достижение следующих целей при обучении восьмиклассников:

  1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:

  1. сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  3. выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  1. на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  1. на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  2. на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  3. на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  4. на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  5. на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  6. на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  7. на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  1.         Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Количество часов в полугодие:

Количество часов в год - 35

        за 1 четверть – 9

        за 2 четверть – 7

        за 3 четверть – 10

        за 4 четверть - 9

Самостоятельные работы –

Содержательная часть программы выполнится за счет уплотнения материала.

Содержание программы

Название раздела

Тема урока

Количество часов

1.

Раздел1.  Человек и общество

12 часов

Наука о человеческой вселенной

1 ч

2

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

1 ч.

3

Взаимосвязь природы и общества

1 ч.

4.

Типология общества

1 ч.

5

Социальный прогресс и развитие общества

1 ч.

6

Экологические проблемы современности

1 ч.

7

Личность и социальная среда

1 ч.

8

Потребности человека

1 ч.

9.

Потребности человека

1 ч.

10

Социализация и воспитание

1 ч.

11

Общение

1 ч.

12

Обобщающий урок на тему: «Человек и общество»

1 ч.

13

Раздел 2. Экономическая сфера

13 часов

Сущность и структура экономики

1 ч.

14.

Товар и деньги

1 ч.

15

Спрос и предложение

1 ч.

16

Рынок, цена, конкуренция

1 ч.

17

Предпринимательство

1 ч.

18

Роль государства в экономике

1 ч.

19

Налогообложение

1 ч.

20

Бюджет государства и семьи

1 ч.

21

Труд и занятость

1 ч.

22

Заработная плата и стимулирование труда

1 ч.

23

Безработица как социальное  явление.

1 ч.

24

Становление рыночного общества в России

1 ч.

25

Обобщающий урок на тему: «Экономическая сфера»

1 ч.

26

Раздел 3. Социальная сфера

10 часов

Социальная структура

1 ч.

27

Социальная стратификация

1 ч

28

Богатые, бедные

1 ч.

29

Этнос: нации и народности.

1 ч.

30

Межнациональные отношения

31

Конфликты и пути их разрешения

1 ч.

32

Отклоняющееся поведение

1 ч.

33

Семья

1 ч.

34

Отношения между поколениями.

1 ч.

35

Обобщающий урок на тему: «Социальная сфера»

1 час

График самостоятельных работ

№ самостоятельной работы

Тема

Дата

№1

«Человек и общество»

№2

«Экономическая сфера»

№3

«Социальная сфера»

Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  1. сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  3. выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  1. на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  1. на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  2. на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  3. на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  4. на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  5. на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  6. на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  7. на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира.

Личность. Социализация индивида[1].

Общение.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения.

Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность.

Социальная ответственность.

Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. 

Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя.

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз.

Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют.

Социальная сфера. Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями.

Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Планируемые результаты освоения материала

Характеристика учебной деятель-ности

Вид контроля, измерите-ли

Дата фактич

Дата по плану

Раздел1.  Человек и общество

12 часов

1.

Наука о человеческой вселенной

1 ч.

Уникальность человеческой личности. Воспитание и социализация. Проблемы общения и пути их решения

Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека

Вводная лекция

Ответы на вопросы

5.09

2

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

1 ч.

Понятие     общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь      сфер общественной жизни. Мировое сообщество

Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни  и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

12.09

3

Взаимосвязь природы и общества

1 ч.

Природа  как основа возникновения и жизнедеятельности    человека  и  общества. Взаимоотношения природы,   общества, человека. Экологические  проблемы.   Как защитить среду обитания человека

Давать определения понятиям: общество, природа,    человек.    Объяснять   понятие «природа» в широком  и узком смысле. Объяснять взаимосвязь человека, природы,  общества,  иллюстрировать  конфетными примерами.

Называть примеры негативного и позитивного влияния человечества на природу. Анализировать    проблемную    ситуацию. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи

Практикум

Письменные упражнения

19.09

4.

Типология общества

1 ч.

Современные подходы   к типологии   обществ.    Доиндустриальное,       индустриальное и постиндустриальное   общества. Человечество  в  XXI в. Основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы.     Глобализация. Причины и опасность международного терроризма

Знать, какие типы обществ можно выделить в зависимости от различных критериев. Уметь характеризовать основные типы обществ, сравнивать их. Указывать характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ.   Уметь  определить  тип   конкретного общества. Давать определение понятиям: типология обществ, общественно-экономическая  формация,  доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное   общество.   Перечислять основные глобальные проблемы. Характеризовать понятие глобализации. Указывать причины и опасность международного терроризма

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

26.09

5

Социальный прогресс и развитие общества

1 ч.

Основные       закономерности     развития общества. Закон неравномерности    развития народов и наций  мира.  Социальный    прогресс.    Реформа и революция

Объяснять сущность закона ускорения истории,   аргументировать   свой   ответ конкретными примерами. Знать тенденцию   неравномерного   развития   стран, народов, уметь пояснять ее на конкретных примерах.

Пояснять   сущность   социального   прогресса как совокупности экономического, технического,    культурного    прогресса. Уметь определять путь развития общества (реформа или революция). Давать определение понятиям: закон ускорения истории,   прогресс,   регресс,   реформа, революция, историческая эпоха. Формулировать ,и обосновывать собственную позицию по вопросам темы

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

3.10

6

Экологические проблемы современности

1 ч.

Современные глобальные проблемы человечества

Знать: проявления глобальных проблем человечества, методы их решения

Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Практикум

Письменные упражнения

10.10

7

Личность и социальная среда

1 ч.

Личность.  Индивидуальность.     Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность

Различать понятия:  индивидуальность, индивид,   человек,   социальная   среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

17.10

8

Потребности человека

1 ч.

Человек и его потребности. Сущность и иерархия   потребностей. Потребности   и   наша жизнь. Свобода и ответственность. Деятельность человека и ее основные формы.         Мотивы деятельности,       ее структура

Понимать, что такое потребности человека. Анализировать различные потребности человека. На конкретных примерах   показывать  роль  потребностей   в формировании личности. Уметь анализировать свои потребности и выстраивать  пути   их удовлетворения.  Давать определение    понятиям:    потребность человека, иерархия потребностей, деятельность.

Давать характеристику основным формам человеческой деятельности (труд, игра, учение). Характеризовать мотивы деятельности, ее структуру

Практикум

Письменные упражнения

24.10

9.

Потребности человека

1 ч.

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

31.10

10

Социализация и воспитание

1 ч.

Социализация:      содержание   и   стадии процесса.     Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье

Характеризовать   понятия:   социализация,  воспитание.  Сравнивать воспитание и самовоспитание. Уметь анализировать собственные поступки, поведение окружающих

Письменная работа

Контрольная работа

14.11

11

Общение

1 ч.

Понятие      общения. Виды общения. Эмоциональная   сторона общения. Проблемы общения

Знать сущность и роль общения в жизни людей. Уметь анализировать разные формы общения. Давать определение понятиям: общение, речевое и неречевое общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение. Сравнивать виды межличностного общения. Иметь навыки культурно-грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях

Практикум

Письменные упражнения

21.11

12

Обобщающий урок на тему: «Человек и общество»

1 ч.

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

28.11

Раздел 2. Экономическая сфера

13 часов

13

Сущность и структура экономики

1 ч.

Что   такое   экономи ческая наука. Структура экономики.  Основные виды  ресурсов   экономики.   Что важно    знать    предпринимателю.     Производство и его сущность

Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать   сущность   информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Знать, что такое экономика.

Разъяснять сущность понятий: экономические  отношения,  экономика,  инфляция,  ресурсы,  наемный труд,  капитал, менеджер,    предприниматель,    фирма, производство,     промышленность,     отрасль, предприятие, цех. Уметь определять должное поведение в экономической сфере предпринимателя, менеджера, наемного работника. Уметь определять   отраслевую   принадлежность  хозяйственных единиц и их роль в развитии общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в    экономической    жизни.    Описывать структуру экономики

Практикум

Письменные упражнения

5.12

14.

Товар и деньги

1 ч.

Что   такое   экономическая наука. Структура экономики.  Основные виды  ресурсов   экономики.   Что важно    знать    предпринимателю.     Производство и его сущность

Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать   сущность   информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Знать, что такое экономика.

Разъяснять сущность понятий: экономические  отношения,  экономика,  инфляция,  ресурсы,  наемный труд,  капитал, менеджер,    предприниматель,    фирма, производство,     промышленность,     отрасль, предприятие, цех. Уметь определять должное поведение в экономической сфере предпринимателя, менеджера, наемного работника. Уметь определять   функции денег.  

Письменная работа

Контрольная работа

12.12

15

Спрос и предложение

1 ч.

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга   в   рыночной экономике.   Цена   как регулятор   спроса    и предложения

Знать, что такое спрос и предложение, как они взаимосвязаны в рыночной экономике. Объяснять на конкретных примерах   взаимосвязь   цены,   спроса   и предложения. Давать определение понятиям: спрос, предложение, маркетинг, товарный дефицит, покупательная способность

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

19.12

16

Рынок, цена, конкуренция

1 ч.

Рынок,     его     виды, эволюция. Основные функции цены. Рынок,   конкуренция, монополия

Характеризовать рынок, рыночную экономику.   Называть   основные   функции цены. Сравнивать понятия: конкуренция, монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар. Давать определение  понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия

Практикум

Письменные упражнения

26.12

17

Предпринимательство

1 ч.

Содержание и функции     предпринимательства. Предприниматель: экономический   статус,          поведение. Функции.        Малый бизнес и его роль в экономике

Приводить     примеры     предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность.

Уметь анализировать тип предпринимателя.

Знать определение модели поведения предпринимателей    в    экономической сфере.

Давать   определение   понятиям:   прибыль,     предприниматель,     менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка. Высказывать суждения о роли малого бизнеса

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

16.01

18

Роль государства в экономике

1 ч.

Типы экономических систем и их характеристика. Способы    воздействия  государства  на экономических   систем.

Называть способы воздействия государства на экономику  

Письменная работа

Контрольная работа

23.01

19

Налогообложение

1 ч.

Прямые налоги, косвенные налоги. Функции налогов.

Уметь   ориентироваться   в системе   налогообложения,   анализировать  отдельные  виды   налогов.  

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

30.01

20

Бюджет государства и семьи

1 ч.

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и  кредит. Дефицит   бюджета    и социальные       программы

Объяснять   сущность   бюджета.   Уметь

составлять личный или семейный бюджет. Знать отличительные особенности

государственного    бюджета,    способы решения проблем, связанных с дефицитом  государственного бюджета. Уметь анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами. Давать определение понятий:   бюджет,   стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

6.02

21

Труд и занятость

Труд:   сущность,   виды,  значение труда.

Рабочая сила и рынок труда. Карьера и досуг.  Почему люди теряют работу

Называть нормы правового регулирования

трудовых отношений. Объяснять понятие

«занятость».

13.02

22

Заработная плата и стимулирование труда

Труд, производственный и непроизводственный труд, категории трудовой деятельности, формы вознаграждения, безработица и ее виды

Знать: виды заработных плат, методы начисления.

Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Тест с разноуровневыми заданиями

Тестирование

20.02

23

Безработица как социальное  явление.

1 ч.

Виды безработицы. Государственная поддержка безработным. Безработица. Профсоюз.

Уметь анализировать социальные, психологические проблемы безработных, причины безработицы. Объяснять причины и сущность безработицы, анализировать социальные, психологические проблемы безработных

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

27.02

24

Становление рыночного общества в России

1 ч.

Сущность и структура

экономики.

Рынок в условиях переходного    периода, роль   государства   в экономике. Труд, безработица, занятость

Объяснять роль экономики в жизни общества. Характеризовать сущность и структуру экономики. Приводить примеры воздействия государства на экономику

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

6.03

25

Обобщающий урок на тему: «Экономическая сфера»

1 ч.

Понятия по разделу

Знать:

-   основные   теоретические   положения раздела,

-основные понятия.   [ Уметь составлять таблицы, схемы, графики

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

13.03

Раздел 3. Социальная сфера

10 часов

26

Социальная структура

1 ч.

Строение общества. Социальный   статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа

Объяснять сущность социальной структуры.     Характеризовать     социальную структуру,  социальный статус и социальные отношения. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Разъяснять на конкретных примерах   социальную   структуру   общества. Уметь  анализировать  социальный  образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью

Практикум

Письменные упражнения

20.03

27

Социальная стратификация

1 ч.

Социальная      стратификация,  ее  критерии.   Классы   как основа   стратификации.       Социальная дифференциация

Характеризовать   социальную   дифференциацию. Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации. Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий. Давать определение     понятиям:     социальное расслоение, страта, доход, власть, престиж, класс, образ жизни

Письменная работа

Контрольная работа

3.04

28

Богатые

Бедные

1 ч

Критерии богатства.     Источники доходов

Бедность как экономическое,   социальное, культурное явление

Знать  проявления неравенства в обществе, сущность богатства и бедности. Уметь анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей,  их образ жизни. Давать определение понятиям:  приличествующий образ жизни, неравенство, богатство, роскошь

Знать, что такое бедность, ее типы. Аргументировать свой  взгляд на бедность и возможные пути выхода из нее. Давать   определение   понятиям:   бедность, доход, порог бедности, прожиточный   минимум,   абсолютная   бедность, нищета

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

10.04

29

Этнос: нации и народности.

1 ч.

Этнос:    понятие    и признаки.   Факторы, влияющие на образование этносов, их роль в развитии общества.

Племена,    народности, нации

Знать  термины:   нация,  этнос,   племя, народность. Приводить примеры больших   и   малых   социальных   групп,   их взаимодействия.    Анализировать    различные этнообразующие факторы. Определять сходство  и  различия  между нацией и народностью. Грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов,   уважительно   относиться   к   их культуре, жизни

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

17.04

30

Межнациональные отношения

1 ч.

Межнациональные отношения и их сущность.    Формирование        многонациональных государств. Этнические         конфликты.    Толерантность

Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать     конкретные     межнациональные конфликты. Давать определение понятий:  межнациональные отношения, этноцентризм,   расовая   и   национальная нетерпимость, толерантность

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

24.04

31

Конфликты и пути их разрешения

Что такое конфликт. Виды     конфликтов. Разрешение       конфликтов

Называть основные социальные нормы. Классифицировать   конфликты.   Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Характеризовать структуру конфликта. Давать определение понятий:  конфликт, субъекты конфликта, предмет конфликта, виды конфликтов, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры,, арбитраж, применение силы

Письменная работа

Контрольная работа

1.05

32

Отклоняющееся поведение

1 ч.

Социальные   нормы и      отклоняющееся поведение. Общественно   опасные   формы   отклоняющегося   поведения:        алкоголизм, наркомания, преступление

Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека. Характеризовать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

8.05

33

Семья

1 ч.

Виды семей. Функции семьи.

Знать: основные характеристики семь, функции семьи. Тенденции развития семейных отношений в современном обществе. Поддержка государства неполных, малообеспеченных семей.

Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

15.05

34

Отношения между поколениями.

1 ч.

Проблема отцов и детей.

Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения)

22.05

35

Обобщающий урок на тему: «Социальная сфера»

1 ч.

Занть понятия по разделу

Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Письменная работа

Контрольная работа

29.05

Учебно – методический комплекс

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 8  класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007

И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. - М.: Русское слово, 2007.

Я.В.Соколов Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. М.: НВЦ «Гражданин»,2003

М.В. Машина Экономическая азбука М., 2006 г.

Липсец И.В. Экономика без тайн М., 2006 г.

Безруких М.Я. «Правила поведения для всех» М., 2004 г.

И.В. Дубровина «Мы живём среди людей: Кодекс поведения» М., 2004 г.

В.С. Автономов «Экономика для школьников» М., 2004 г.

В.О. Мушинский «Азбука гражданина» М., 2005 г.


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа учебного курса по обществознания для 10 класса (профильный уровень)

Пояснительная запискапо обществознанию(профильный уровень)10 классРабочая программа по обществознанию составлена на основе:1.      Федерального компонента государственного обр...

Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 5 класса (68 часов)

Программа обучения - Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова «Обществознание...

Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 7 класса на 2017 – 2018 учебный год (34 часа)

Рабочая программа   по обществознанию для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе  программы Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городец...

Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 8 класса на 2018 – 2019 учебный год (34 часа)

Пояснительная запискаРабочая программа   по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Рабочая программа по обществознанию...