Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 классы
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

Шарипова Зиля Ринатовна

Пояснительная записка

 

    Рабочая программа составлена по учебному плану МБОУ «Лицей №4 г. Азнакаево» АМР РТ , принятому на заседании педагогического совета ( протокол №1 от 23.08.2013 г., приказ № 191

от 28.08.2013 г.), составленному по базисному учебному плану МО и Н РТ

 ( приказ № 4154/12 от 09.07.2012 г. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего образования и основного общего образования) и программ

   - Федерального компонента Государственного стандарта общего образования №1089 от 5 марта  2004 года;

   -  Примерной программы основного общего образования по обществознанию,  составители:

           Э. Д. Днепров,  А. Г. Аркадьев, М: «Дрофа»,  2008г..

Для реализации учебной программы используется учебник:

   А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, Обществознание,  учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Москва, ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009 г..

Рабочая программа составлена  на 34 часа,  в неделю – 1  час.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·       развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи:

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Место предмета в базисном учебном плане

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе:  в IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  - сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 -  владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

 -  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

       - на  использование элементов причинно-следственного анализа;

       - на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

       - на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

       - выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

          -  на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

       -  на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из  аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

       - на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

       - на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде,         выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

  Планируемые результаты обучения:

      - оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;

      - уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;

      - уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;

строить межпредметные связи на основании изучаемого материала.

  Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков на начало  учебного года учащихся 9 а, б класса. Следует уделить внимание:

- формированию у учащихся представления о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

 - выработке основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

- помощи в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

-  ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

 -  оцениванию и прогнозированию тенденции развития общественных процессов и явлений;

 -  умению грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам.

Изменения, внесенные в Рабочую программу

     В связи с наличием резервного времени , предусмотренного Примерной программой, в каждый раздел были добавлены по 1 часу контрольной работы. Все эти изменения были внесены в связи с необходимостью повторения и закрепления основного материала.

Структура программы 9 класса

 

№ п/п

Название раздела

По стандарту

Кол-во часов

1.    

Политика и социальное управление

10

11

2.    

 Право

22

23

 

Итого:

 

34

 

 

Формы организации учебного процесса: коллективная; групповая;  индивидуальная. 

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации:

   содержания;  обучающих средств;  методов обучения.

 Виды учебных занятий: урок лекция, практическое занятие, интеллектуальные игры,  игры-обсуждения, проектная деятельность.

Форма текущего контроля знаний: устный опрос, выполнение практических заданий, тестирование.

 

 

 

                                               

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 789_klassy_rab.progr_._2013-14.zip107.95 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по обществознанию.

7  классы

Учебная нагрузка 35 часов.

Учебное пособие: Кравченко А.И., Певцова Е.А., «Русское слово», 2007г. , 1072

Тема урока

Кол.час.

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения материала

Дата

План

Факт

Раздел 1.Общество (10ч.)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей.

1

Урок изучения
и первичного закрепления новых
знаний

знать и понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей;

Уметь решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

Взаимодействие общества и природы

1

Урок изучения
и первичного закрепления новых
знаний

знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

знать/понимать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

Общественные отношения и их виды

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей;

уметь приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Анализировать характерные черты различных типов обществ, определять типы обществ типы обществ, формационный подход к типологии обществ

Понятия: типология обществ, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества

Уметь вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение. Анализировать различные цивилизации Понятия: цивилизация, теория стадиального развития, теория локальных цивилизаций, менталитет, закон  ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы

1

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Показать сущность понятия «угроза», «вызов» в системе глобальных проблем. Определить проблемы демографического и экологического характера для России
и современного мира..Сформулировать понимание понятия «ответ цивилизации, страны» и ее ответственности в глобальном миропорядке..Формировать навыки проектной деятельности на основе поисково – исследовательской работы с учебником .

Современные мир и его проблемы

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

выявить, в чем проявляется единство и многообразие современного мира, установить, что мир един и многообразен, и одно не противоречит другому; обеспечить знание понятий “глобализация”, “глобальные проблемы человечества”; выделить особенности глобальных проблем, определить пути их решения;

 создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы); для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

Глобализация. Причины и опасность международного терроризма

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Перечислять основные глобальные проблемы. Характеризовать понятие глобализации. Указывать причины и опасность международного терроризма

 «Общество»

1

Урок-обобщение. Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Знать   основные   обществоведческие    термины.    Уметь употреблять их в различных контекстах.   Объяснять   изученные социальные явления и процессы,  приводить примеры

Контрольная работа №1 по теме: «Общество»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Оценка ЗУН.

Раздел 2.Человек(11ч.)

Биологическое и социальное в человеке

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Различать  понимание слов человек, индивидуальность, личность; определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, семьи, друзей на поведение, принятие решений и т.д. Научные представления об уникальности человеческой личности

Понятия: человек, индивидуальность, личность; мышление, речь; социализация, жизненный цикл человека, воспитание и его формы

Мышление и речь

1

Урок изучения
и первичного закрепления новых
знаний

Знать определения понятий: мышление; биологическая основа . формы, средство мышления, этапы мышления, типы мышления, особенности мышления первобытного и современного челвека.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация

1

Урок изучения
и первичного закрепления новых
знаний

Знать определение понятий: феминизм. Эмансипация. Определения пола и гендера, подходы к изучению гендерных отношений и исторические предпосылки полового неравенства. Теории изучения гендерных характеристик, группы гендерных стереотипов. Гендерные роли и гендерные конфликты как социальные категории

Особенности подросткового возраста

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

раскрыть особенности подросткового возраста

 раскрыть связь физических и психологических изменений в организме подростка;

остановиться на проблемах подросткового возраста и поискать пути решения проблем;

раскрыть понятия «самосознание», «самооценка

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

выяснить значение слова «деятельность», познакомиться с классификацией видов человеческой деятельности. Выяснить значение, сущность понятия «деятельность», ее сознательный, продуктивный характер;
Углубить, расширить представления учащихся об основных видах деятельности человека (игра, учеба, труд);
Формировать умения правильно организовывать свою учебную деятельность.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

рассмотреть основные закономерности и характеристики, свойственные процессу познания. Показать, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального, научного познания.

показать место познания среди многообразия человеческой деятельности;

раскрыть роль знаний в жизни людей;

охарактеризовать основные источники познаний человека об окружающем мире;

изучить особенности различных видов познания;

Показать взаимосвязь различных видов познания между собой.

развивать умения учащихся логически мыслить;

выделять главное в тексте и объяснении учителя;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обоснованные выводы.

Самопознание.

1

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

 раскрыть понятия «самосознание», «самооценка».

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Характеризовать основные виды потребностей, выделяя их существенные признаки Понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей

Понимать противоречия, возникающие в процессе воспитания и по возможности их преодолевать, анализировать свои поступки, поведение взрослых, сверстников

Понятия: социализация, культурные нормы, воспитание

Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

научить учащихся применять эти знания для раскрытия основных положений   темы «Мировоззрение человека и его роль в формировании научной картины мира».

 Развивать кругозор учащихся, творческие способности, умение наблюдать, выявлять причинно – следственные связи, учить сопоставлять факты, события, явления, делать выводы и обобщения.

Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность

1

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни

 Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач

Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах

Развивать умение анализа документов

Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей

Отказаться от реализации своих планов за счет других людей

Контрольная работа №2 по теме: «Человек»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Оценка ЗУН.

Раздел 3.Сфера духовной культуры ( 8ч.)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества

1

Урок изучения
и первичного закрепления новых
знаний

Знать место  духовной культуры в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;

что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Тенденции развития духовной культуры в современной России

1

Урок изучения
и первичного закрепления новых
знаний

Знать основные тенденции развития духовной культуры в современной России

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

познакомиться с понятиями «мораль», «нравственность», категориями добра и зла, морального и аморального, нравственного и безнравственного

Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок; подвести к пониманию того, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием

Наука, ее значение  в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

охарактеризовать науку как особую систему знаний, отличительные черты науки, роль науки в современном обществе

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества.

1

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

познакомить учащихся с особенностями системы образования в России;

 развивать умения осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

Формировать позитивное отношение к процессу образования.

Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

давать определения понятиям урока, составлять план текста, описывать иллюстрации, работать со словарями, в том числе, их электронными версиями, извлекать из текста полезную информацию, выражать свою точку зрения в соответствии с поставленной задачей, работать в группе, планировать общие способы работы, цели и пути их достижения.
Основные понятия: образование, самообразование

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

распознавать, что такое религия;
иметь представления о фетишизме, тотемизме, анимизме, мифологии их проявлении в наше время;
называть некоторые особенности мировых религий;
указывать особенности мировых и архаистичных религий; давать определения понятиям: верование, миф, мифология, фетишизм, анимизм, тотемизм, культ, мировые религии.

Раздел 4. Социальная сфера( 6ч.)

30.

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

1

Социальная роль и социальный статус

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Уметь решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

31.

Человек и его ближайшее окружение.

1

Ближайшее окружение и его роль для развития человека в повседневной жизни.

Выделять ближайшее окружение и его роль для развития человека. Уметь высказывать свое собственное мнение. Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни.

32.

Человек в малой группе Роли человека в малой группе. Лидер.  

1

Роль человека  в малой группе. Лидер, формальный лидер, неформальный лидер. Роль лидера в обществе. Человек в малой группе

Определять роли человека  в малой группе. Знать определение понятия «лидер, формальный лидер, неформальный лидер» знать роль лидера в обществе. Иметь представление об основных элементах лидерства и приводить примеры. Знать определение  малой  группы, уметь классифицировать группы, уметь  соотносить самооценку и влияние группы.

33.

Межличностные отношения

1

Межличностные отношения. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений.

Виды межличностных отношений. Значение межличностных отношений в жизни людей; роль чувств. Деловые и личные отношения. Соперничество и сотрудничество как формы взаимодействия между людьми.

Знать определение межличностных отношений. Уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений.

Уметь: называть виды межличностных отношений; объяснять значение межличностных отношений в жизни людей; роль чувств; сравнивать деловые и личные отношения; характеризовать соперничество и сотрудничество как формы взаимодействия между людьми.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.. Уметь  оценивать собственные действия  и действия других людей с точки зрения нравственности , права  и экономической рациональности.

34.

Образ жизни.

1

Образ жизни. Факторы, влияющие на образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь  оценивать собственные действия  и действия других людей с точки зрения нравственности, права  и экономической рациональности.

35.

Контрольная работа №3 по теме: «Духовная   и социальная сфера»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Оценка ЗУН.

Итого: 35 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...