Молодежь против коррупции.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Ахметова  Гульназ Хусаиновна

Интелектуальная игра  для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_korruptsiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                    Интеллектуальная  игра:  Молодежь- против коррупции.

Открытое районное мероприятие  в ходе  недели  борьбы против коррупции.                                      Участники:  Команды городских школ.

Разработали игру  и провели: Ахметова Гульназ Хусаиновна ( МБОУ СОШ №6), Гумерова Елена Альфировна (МБОУ СОШ № 2)

Место проведения: Гимназия г Азнакаево.

Оборудование: Презентация( слайд-шоу) « Молодежь против коррупции»

Цель: разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи: Выяснить  основные виды юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

Ход игры.

  1. Добрый день  уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре :  Молодежь- против коррупции» Цель нашей игры- привлечь  внимание  к актуальной,  злободневной  проблеме- коррупции. Мы должны сегодня вместе выяснить суть, масштабы и последствия  коррупции В игре принимают команды 8 школ . Судить нашу игру будет компетентное жюри. Разрешите представить членов жюри………..    

За каждый правильный ответ команды будут получать очки в виде конфеток. Выиграет та команда, которая наберет больше  всего конфет, которые вы сможете после игры с удовольствием съесть.

Мотивация. 

(показ записи видеоблока Президента России – Медведева А.Д.).

2.«…Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ. Одними посадками проблему не решить, но сажать надо».   Д.А.  вы высказали своё личное мнение к этой проблеме. Мы начинаем!

1.Блок  групповой работы. Работа над понятием «коррупция». 
Учитель: Термин «коррупция»  раскрывают различные источники и различные подходы.  Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу.
Задание 1.Объясняет смысл  и значение слова «коррупция»  используя объяснение  из словарей и пособий.
2.Объясняет смысл  и значение слова «коррупция»  с точки зрения юридического подхода.
( Ответ 1.Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка" относит его к "книжной" лексике. В "Толковом словаре русского языка" коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей", в трехтомном "Большом толковом словаре иностранных слов" наряду с примерно таким же объяснением термина приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".
Иначе говоря, если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором – о социальном явлении, разрушительном для общества в целом. У населения образуется некий "образ", который возникает в сознании сегодняшнего россиянина, когда он слышит слова "коррупция".
КОРРУПЦИЯ - (от. лат. corruptio - подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.
2.Коррупция- сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических общественных деятелей, государственных чиновников.)
 Учитель: Понятие «коррупции» мы определили.

1. 2.Блок  групповой работы.
Задание 3. Защита плакатов (2-3 минуты) Каждая команда получила домашнее задание –нарисо-ать  антиоррупционный плакат. Вы должны объяснить смысл вашего  плаката, провести его защиту.
С каким изображением у вас ассоциируется слово «коррупция»?

2.1. Блок для работы в группах  и конкурс капитанов.

Задание для команд- Составление синквейна на тему «Коррупция» – 15 минут.

Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Например:

Коррупция

Неизбежная непобедимая

Поглощает разрушает искушает

Вечная спутница любого дела

Спрут

2.2  .Конкурс капитанов2    Пока команды составляют синквейн , Капианы отвечают на тесты.                (  Презентация).

2.4. Блок  групповой работы.
Задание.
Древние замечали, найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учённые понимают и факторы коррупции.
Оптимальные причины коррупции?( 1.Значительный объем государственных расходов.
2. Ограниченность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. 3. Особенности массового сознания, в котором закон не получил значения высшей силы, а рассматривался как некая рекомендация, следование которой не обязательно. 4. Неразвитость институтов гражданского общества и, следовательно, бесконтрольность власти
.  
Трудности преодоления старого наследия. Экономический упадок, Несовершенство законодательства , Неэффективная деятельность власти, Слабость гражданского общества, Субъективный тип политической культуры
(учебник))
Учитель
:  
Коррупция зависит от уровня жизни в стране, от национальной культуры и политики правительства. Например, в Китае, Японии и Сингапуре, где силен культ мудрого и честного чиновника, коррупция ниже, чем в странах Южной Азии (Пакистан). А причины возникновения коррупции в той или другой стране мира можно объяснить формулой:
КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Коррупция – явление многоплановое, приобретающее все новые формы для выживания. По уникальной способности приспосабливаться к изменяющимся условиям и мутировать коррупция напоминает вирус. Поэтому и для борьбы с ней используются многочисленные методы. Например, такие, как подотчетность власти гражданам, введение единых финансовых стандартов, соблюдение Закона о свободе информации, выдача займов странам «третьего мира» для снижения уровня бедности в них, упрощение налогового законодательства и другие. Но самый главный метод борьбы с коррупцией – это реформы законодательства в государственном секторе.
1.
5. Блок  групповой работы.  Перевертыши.
Ну, а задание будет состоять в том, чтобы каждому слову, сказанному ведущим, противопоставить антоним, т.е. перевернуть его, тогда и получатся различные крылатые фразы и знаменитые высказывания. Например, ведущий говорит: "верх", команда записывает: "низ", право - лево, черное - белое и т.д. Следует помнить о специфике оригиналов предлагаемых фраз.
Фразы:
Нога ногу чешет - РУКА РУКУ МОЕТ
Владей одним долларом, и не имей одного врага - НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ Трудящийся имеет право стоять на свободе - ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ
С чемоданом или с волей завязывают - ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЮТСЯ
На тебя подарком не угодишь - С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ
Чужая мафия тебя не ценит - РОДНАЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ
Давай или забывай - БЕРИ И ПОМНИ.

1.6. Блок  групповой работы.
Задачами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;
3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов
4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Субъектами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются:
1) государственные органы, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики;
2) специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики;
3) органы местного самоуправления;
4) общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики;
5) средства массовой информации.
Виды коррупционных правонарушений:
1) дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность;
2) административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность;
3) коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;
4) преступления, связанные с коррупционными преступлениями, – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

Заключение (пока идет подсчет баллов)

Итак, мы с вами определили понятие «коррупции», причины и факторы этого явления, наметили оптимальные пути борьбы с этим опасным явлением. Но вот в российском праве пока нет ни определения понятия «коррупция», ни самого понятия, тем интереснее будет разобраться в истории  появления коррупции и борьбы с ней.

XIII– первое упоминание о мздоимстве (коррупции).
Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью (согласно записям в Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница - её казнить»).
XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III.
Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование ИванаIII
XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV.
А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

XVII век – по Соборному Уложению 1649г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция. В XVII в. коррупция должностных лиц стала одним из поводов к московскому восстанию 1648 г. и царю Алексею Михайловичу пришлось в специальном обращении к восставшим обещать, что он сам будет следить за тем, чтобы вновь назначенные судьи чинили расправу «без посулов». Изданное после этого Соборное уложение 1649 г. предусматривало многочисленные наказания за преступления, попадающие под понятие коррупции: подлог при переписке судного дела, утайка пошлин при регистрации дел, притеснение населения
XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции. В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича. При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен.
С 1826г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления.
С 1918г. – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение  на 5 лет  с конфискацией имущества.
С 1922г. – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел.
С 1957 г. – официально борьба  приостановлена, т.к  коррупция считалась редким явлением.

Цитаты о коррупции
Результаты игры.

Заключение По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.

Стоит задуматься, ведь именно в таком обществе Вам получать образование, строить карьеру, растить детей, то есть просто жить. Может всё же есть выход из этой проблемы, и он как всегда прост – начни с себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мы против коррупции"

Презентация для проведения воспитательного часа....

Классный час "Мы против коррупции"

Коррупция-это термин,обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав с целью личной выгоды,противоречащее законодательству и моральным установкам. ...

МЫ - против коррупции. ( Занятие для обучающихся СКОШИ 8 ВИДА)

- Предмет нашего обсуждения – коррупция, ее последствия и противодействия коррупционным проявлениям.  Коррупция охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек х...

внеклассное мероприятие Круглый стол "Мы против коррупции"

Круглый стол для старшеклассников с представителями общественности - это обсуждение  такой злободневной проблемы общества, как коррупция, п  опытка раскрыть сущность этого явления, его причи...

Внеклассное мероприятие «Молодежь против коррупции»

разработка внеклассного мероприятия с целью углубления теоретического познания учащиммся такого явления,как коррупция. воспитание активной жизненной позиции, усвоение учащимися практических мер по бор...