Урок обществознания для 11 класса. Тема: Мировоззрение- ядро духовной жизни
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Ахметова  Гульназ Хусаиновна

Урок обществознания для 11 класса. Мировоззрение- ядро духовной жизни.  Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mirovozzrenie.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока  по  обществознанию  для 11класса   учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №6 г. Азнакаево РТ.

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Тема  урока:  Мировоззрение – ядро духовной жизни.

Форма  урока:  групповая

Оборудование:1Учебник.Л.Н.Боголюбова,А.Ю.Лазебникова,К.Г.ХолодковскаяОбществознание. 11 класс. Москва “ Просвещение” 2010

2.Презентация

3.Раздаточный материал (карточки с заданиями)

Цели урока:

Образовательные: 1Формирование научных представлений  о понятии миро-воззрение. Отработать понятия: мировоззрение, типы мировоззрения:

2. Выяснить какую роль играет мировоззрение  в духовном развитии личности.

3. Выделить основные типы мировоззрения и  их характерные  признаки.

Развивающие:1.Создать условия для развития логического мышления, форми-рования интеллектуальных умений.

2.Развивать умения: анализировать,  решать познавательные и проблемные задачи,делать выводы,  

3.Развивать умение работать в группе; участвовать в дискуссии, отстаивая свое мнение, считаться с мнениями других и находить общее решение.

4.Развивать умение ориентироваться  в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях и делать нравственный выбор.

Воспитательные:  1.Формиования  основ нравственной культуры.

2. Способствовать социализации личности  учащихся и формированию основ  собственного мировоззрения.

3. Способствовать выроботки  отношения  приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.

             План урока.

  1. Что такое мировоззрение
  2. Структура мировоззрения
  3. Типы мировоззрения
  4. Роль мировоззрения в духовном развитии личности .

                                    Ход урока.

 Класс делится  на 4-5 групп по  5-6 человек. Организуется работа в группах.

1.Актуализация темы. Решение проблемного задания.

( Используем  проектор, открываем  слайд №1   презентации , где записано это задание или можно записать его на доске)

Проблемное задание № 1.

Учитель: Прежде,чем мы  узнаем  тему урока,мы с вами  решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек  рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он  впервые приходит  в этот мир. Второй раз  человек рождается духовно, когда он обретает.......

Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в  группе вы должны выяснить, что же должен  обрести человек, чтобы  началось его духовное рождение?

 5 минут идет работа в группах. Каждая группа в помощь получает  список  понятий, из которых можно выбрать ключевое слово для   продолжения  выс-                          казывания.

     Список понятий  на карточке  №1  для каждой группы:

                Богатство,  слава,  карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,

               власть,  мировоззрение,  авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения,

               влияние  и нужные  связи.

    Каждая группа   дает ответ на проблемное задание.

  Ответ к заданию №1:( демонстрируется слайд презентации с ответом). В  Древней Индии считали, что человек  рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он  впервые приходит  в этот мир. Второй раз  человек рождается   духовно , когда он обретает  мировоззрение.

Учитель:   О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?  

Ученики:  О мировоззрении.

Учитель: Тема нашего урока “Мировоззрение- ядро духовной жизни”.Открываем тетради и записываем тему.Сегодня на уроке мы должны узнать что такое миро-воззрение, выяснить  структуру мировоззрения, то есть из чего оно складывается, выделить типы мировоззрения и  их существенные признаки.  Но самое главное  мы должны определить какую роль играет мировоззрение в духовной жизни и в духовном развитии личности.  

Учитель: Что такое мировоззрение? Задание №2. Каждая группа, в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование  понятия мировоззрение    ( 1минута на обсуждение)

Заслушиваются  ответы каждой группы.

Учитель:  А теперь сравним свои ответы  с научным  понятием мировоззрение. Откроем учебник  параграф  29 страница 313  и посмотрим какое определение дается в учебнике.

Ученик : Мировоззрение- это целостное  представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Учитель: Давайте выясним, а чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека. (Работа с понятием с помощью слайда № 3 презентации  и учебника параграф  29 страница 313)

Ученик1:  Мировоззрение  отличается от других элементов духовного мира человека  тем, что оно  представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно  на мир в целом, то есть совокупность всех взглядов  на мир.

Ученик2:   Следующей  отличительной  чертой  мировоззрения является то, что оно отражает отношение человека к миру: боится , страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром  или стремится изменить его?

Учитель: Мы с вами выяснили, что такое мировоззрение. А сейчас нам нужно определить из чего же складывается и  формируется  мировоззрение любого человека.  Задание№3. Каждая   группа  получает карточку №2 с заданием.

Выведите философскую формулу мировоззрения.  Мировоззрение= знания+... +...+...+.... и.т.д., используя  карточку№1 со списком понятий.

 Список понятий  на карточке   №1  для каждой группы:

                Богатство,  слава,  карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,

               власть,  мировоззрение,  авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения,

               влияние  и нужные  связи.

Работа в группах ( 1-2 минуты). Заслушиваются ответы каждой группы.

Учитель: Сравните свои формулы с формулой на слайде.( слайд №4 презен-тации).Ответ к заданию №3. Мировоззрение = знания + убеждения + вера +  жизненные ценности + идеалы  + опыт.

Учитель:  Из формулы мы  видим , что любое мировоззрение  начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие  ограни-чивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры.

Ученик1: У необразованного, темного человека узкий кругозор.  Его легко обма-нуть. А человек  образованный  многое понимает и замечает, становится более требовательным, сможет отстоять и защитить свои права. А такие люди были  опасны для власти.

Ученик2: Примером  ограничения   властями доступа к образованию  простых людей  является циркуляр 1887 года, изданный  министром народного прос-вещения И.Д.Деляновым и одобренный  Александром Третьим, получившим в истории  название “ Циркуляр о кухаркиных детях”. В  нем  предписывалось  не допускать в гимназии и прогимназии  детей кучеров, лакеев поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, чтобы  не  выводить их из среды,к который они принадлежат.

Ученик 3. Образованный  человек с широким кругозором, который имел свое мнение и  достоинство был опасен и при тоталитарном режиме.  Из такого человека нельзя было сделать послушную марионетку, бессловесного раба, живущего по указке  властей.  Мы из истории знаем, что сталинские репрессии в первую очередь обрушивались на интеллигенцию: писателей  и ученных. Волна репрессий   коснулась многих представителей  творческой интеллигенции. Они на долгие годы попали в ссылки, лагеря,  лишались права творить. Среди них были режиссер Мейерхольд,  поэт Мандельштам,  татарские писатели –К. Тинчурин,  Ф. Бурнаш, Ф Карими , Хасан Туфан  и другие.

Учитель:  Недаром Бекон  утверждал, что знание это сила. Следующим важным элементом  мировоззрения являются  вера  и убеждения.  Вера- бездоказательное  признание чего-либо истинным. Убеждение это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-то, основанное  на личном опыте и вере. В истории не-мало примеров , когда  человек ради веры и убеждения жертвовал своей свободой или жизнью. Сейчас мы заслушаем  небольшие сообщения  о таких  людях.

Ученик 1: ( Слайд №6.) Картина Сурикова « Боярыня Морозова»

По силе и глубине своей убежденности в российскую историю навсегда вошла боярыня Морозова, выступившая против церковной реформы Никона в 17 веке. Несмотря на угрозы и пытки, боярыня не отказалась от своих взглядов. Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопьевна Морозова, в девичестве Соковнина — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево- Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая. Её образу художником   Суриковым приданы неистовые черты: поднятая в жесте клятвы рука, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе — все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Образ Морозовой на картине предстает победоносным: народ смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения. Боярыня  Морозова- яркий пример несломленной русской женщины.

Ученик2:  (Слайд №7 презентации)  Портрет  Джордано Бруно.

Родился Джордано в 1548 году в Италии в местечке Нола, вблизи Неаполя. При рождении ему дали имя Филиппо. Отец, обедневший дворянин, служил знаменос-цем неаполитанского кавалерийского полка. Джордано Бруно явился человечес-тву в эпоху Возрождения. Он принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. В Риме много памятников. Среди них есть один, который не освещают ночью и к которому не любят приводить туристов. Он стоит посреди неширокой площади Цветов, окруженной старыми домами, на том самом месте, где в 1600 г. пылал костер. На этом костре сожгли Джордано Бруно и его замечательные книги. Юношей Джордано учился в монастырской школе. В то время учили, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и все планеты вращаются вокруг нее. Церковники преследовали всех, кто был с этим не согласен, а особенно упорных уничтожали. Бруно заставляли твердить, повторять и вызубривать учение церкви. Но он хотел осмыслить все сам. Бруно начал тайком читать книги, где говорилось об ином устройстве мира. Он размышлял над ними, наблюдал за движением небесных светил. Много лет путешествовал он по Италии, Франции, Англии, Германии. Всюду старался узнать то, чему учили мыслители, которые не были согласны с церковниками. Вскоре Бруно сам начал писать книги и учить студентов. Он придерживался взглядов великого польского ученого Н. Копер-ника, который говорил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля — вокруг Солнца. Он понял и объяснял другим, что жизнь возможна не только на Земле, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров. Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба. Он писал об этом и в своих стихах, и в ученых книгах. Неутомимо и горячо говорил об этом в своих лекциях. Слава о нем пошла по многим университетам Европы. Но церковники не хотели мириться с дерзким ученым. Они нашли предателя, который прикинулся Другом Бруно и заманил его в ловушку инквизиции. Бруно бросили в тюрьму. Восемь лет провел он в темнице. Его то мучили и запугивали, то уговаривали отречься от своих взглядов. Но этого человека нельзя было ни запугать, ни купить, ни сломить. Тогда его приговорили к смертной казни «без пролития крови». Это означало — костер. Ранним февральским утром в Риме зазвонили колокола. Из переулка Лучников к площади Цветов медленно двигалась процессия монахов. Они пели заупокойные молитвы. Монахи вели на казнь отважного бунтаря — ученого Джордано Бруно. Подвиг Бруно не забыт и никогда не будет забыт. То, чему учили Бруно, Коперник и Галилей, нельзя было запретить и скрыть, потому что это была правда.

Учитель: Убеждения выступают регулятором сознания и поведения личности и являются сердцевиной мировоззрения. А сейчас мы прослушаем  стихотворение Эдуарда Асадова « Что такое счастье?»  Подумайте  о чем это стихотворение?  Как оно связано с нашей темой?.

Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье - это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Ученик1: В этом стихотворении говорится о жизненных целях и идеалах человека. Они  являются важными элементами мировоззрения, которые определяют поведение человека и его отношение к окружающему миру.

Учитель.  Что же влияет на мировоззрение?  (Работа со слайдом №7 презентации.)

Ответы учеников: Историческая  эпоха, культура, образование, страна, религия, материальное положение 

Учитель.  Какие же типы мировоззрения существуют.?Задание№4 . Используя учебник   на странице 313-314   составьте схему  в тетради

                                  Типы  мировоззрения.

Проверка задания. Типы  мировоззрения.

Мифологическое                                           Научное

                           Религиозное        Обыденное

Учитель:  Каждый тип мировоззрения  характеризуется  своими признаками. Выполним следующее задание№5.

 Задание для 1группы: Дать характеристику мифологического мировоззрения.                                                                                                        Задание для 2 группы: Дать  характеристику  религиозного   мировоззрения                                                                 Задание для 3 группы : Дать  характеристику   обыденного  мировоззрения                                                           Задание для 4 группы: Дать   характеристику  научного мировоззрения.

Заслушиваются  ответы  учащихся.

Учитель:  Я  буду называть примеры, а вы должны определить к какому типу мировоззрения они относятся.

Пример1:  Лучше  жить бедняком, чем разбогатеть грехом. Не спрашивай  старого, а спрашивай бывалого. Человека узнаешь только тогда, когда съешь с  ним пуд соли.

Ученик:  Это пример обыденного , житейского мировоззрения.

Пример2: Древние булгары, предки   казанских  татар считали, что мир первоначально был представлен безграничным океаном. На поверхности океана плавала одинокая утка. Вот  она нырнула и со дна океана достала кру-пинку зерна, из которого и зародилась земля.  Другая версия этой легенды гласит, что утка снесла 3 яйца, из которого образовались земля, солнце и луна и весь мир.

Ученик: Это взгляды булгар на происхождение мира относятся к мифологическому мировоззрению.

Пример3:  Мусульмане верят в Аллаха, совершают за день пятикратный намаз, ежегодно в месяце рамазан строго держат пост- уразу.

Ученик :  Это пример религиозного мировоззрения

Учитель:  Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки.

Ученик :  Это пример научного мировоззрения.

Учитель:  Ребята. Давайте решим с вами следующую проблемную задачу.                                                          Представьте себе сильный пожар. В его пламени вот-  вот  погибнет редчайшая  картина  итальянского мастера и парализованный старик. В вашем распо-ряжении несколько минут. за которые вы можете  спасти  только что-то одно, или  картину, или парализованного старика.  Ваш выбор. Поднимите руку, кто будет спасать старика.( Большая часть учеников спасает старика). Объясните свой выбор.

Ученик 1:  Картина неживая, а старик живой. Этим стариком мог быть мой дедушка.

Ученик2.Жалко старика. Человеческая жизнь бесценна. Дать погибнуть человеку, когда есть возможность спасти его –это равносильно преступлению.

Учитель:   Поднимите руку, кто будет спасать картину. Объясните свой выбор.

( обычно таких учеников бывает очень мало, 1-2 ученика)

Ученик:  Я буду спасать картину, потому, что она шедевр, бесценная. А старик парализован и он все равно скоро умрет.

Учитель:  А что бы ты чувствовал, если бы вместо старика оказался ты, а кто-то бы другой спасал не тебя, а картину. Хотел бы ты, что бы так поступили  с тобой.                                                                                                                  Ученик: Нет, конечно.                                                                                                                                      Учитель В чем разница  между  этими двумя выборами. Те, кто спасают карти-ну поступают антигуманно, то есть  не  по человечески, а те кто  спасает стари-ка  поступают гуманно. В современном мире  главным является  не тип миро-воззрения, а его направленность. По направленности мировоззрение  бывает гуманистическое , когда в центре бывает человек и его интересы  и антигума-нистическое -  направленное  против человека. Исходя из этого мы можем до-полнить нашу схему. «Типы мировоззрения»

                             Типы  мировоззрения.

Мифологическое                                      Научное

                           Религиозное        Обыденное              

Гуманистическое мировоззрение          Антигуманистическое  мировоззрение.

Учитель: Используя учебник  стр 315 дайте основные признаки гуманисти-ческого мировоззрения

Ученик:  Гуманистическое мировоззрение  ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким миро-воззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, дорожит и защищает достоинства человека.

Учитель: Таким образом нет устаревших или ненужных типов мировоззрения. Все типы мировоззрения имеют право  на существование.  Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится гуманистическая направленность. Поворот  общества  к проблеме человека может стать  облагораживающим  фактором для всех  типов мировоззрения

5.Роль мировоззрения в духовном развитии личности.

Учитель:   Мировоззрение нередко называют ядром, « стержнем» духовного развития человека.  Сейчас каждая группа, опираясь на учебник и свой жиз-ненный опыт  будет отвечать на вопрос  какую же роль играет мировоззрение в жизни и деятельности человека?  Ответы не должны повторятся.

Работа в группах ( 2-3 минуты)

Ответы на задание.

Ученики 1 группы:  Мировоззрение  дает человеку  ориентиры и цели для практической деятельности. Мировоззрение позволяет свободно ориенти -роваться в сложных обстоятельствах общественной  и  личной  жизни.

Ученики2 группы:  Мировоззрение  через свою философскую  сердцевину позволяет людям понять, как  лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.  

Ученики 3 группы:  Мировоззрение дает программу поведения человека, стиль мышления, образцы для действия, нормы поведения, методы решения проблем.

Ученики 4 группы:  На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций  человек получает возможность определить истинные ценности жизни и культуры, смысл жизни, интересы, оценки происходящего  в мире.

Учитель: «Для  общества, как и для  индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение чувства ориентирования» считал Альберт  Швейцер, а  Рено Декарт сравнивал мировоззрение с фонарем, который освещает  дорогу путнику. Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоз-зренческим  кризисом. В такой ситуации важно восстановить миро-воззреческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством. Сегодня на уроке мы узнали, что такое мировоззрение , выделили   структуру и   типы  миро-воззрения. Выяснили роль мировоззрения   для   духовного  развития человека . А сейчас подведем итоги, выделим самое главное  и сделаем выводы.  Для этого выполним следующее задание. Каждая группа  получает карточку №3 с заданием.

Карточка№3  для 1 группы.  Продолжи предложение.

Мировоззрение- это….

Мировоззрение складывается из …+…+….+…

Карточка №3 для 2 группы. Продолжи предложение.   Мировоззрение   делится на следующие  типы……

Карточка №3 для 3 группы. Продолжи предложение. Все типы мировоззрения имеют право  на существование.  Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится …. Основные  признаки гуманистического   мировоззрения – это …..

Карточка №3 для 4 группы. Продолжи предложение.   Мировоззрение является …..   духовного развития человека и определяет ……. .      

Закрепление  материала.   Решаем  тесты.

Тесты для закрепления: ( Демонстрация  на слайдах презентации)

1Выбери  правильный  ответ.                                                                                               1.Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к происходящим в нем событиям, является:                                                                а) наука;   б) мифология;  в) религиозная вера;  г) культура.

2.Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?

 а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки

 б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры

 в) личная практическая деятельность    г)  легенды и мифы.

3. .Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?

А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

1) верно только А.  2) верно только Б.  3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

4.1.Научное мировоззрение не предполагает

а) стремления к объективности   б) обоснованности убеждений

в) освоения опыта человечества   г) свободной безответственности.

5. Основная проблема любого мировоззрения – это:

 а) вопрос об отношении человека к человеку;

 б) вопрос об отношении человека к миру;

 в) вопрос об отношении человека к культуре.

 г) природа сама по себе, «очищенная» от человека;

6.Продолжи   предложение :

А) Мировоззрение   основанное  на вере в бога и в сверхъестественные силы- это….. .

Б)  Элемент  мировоззрения , безоговорочное, бездоказательное   принятие каких-то истин и догм- это….

В) Составная часть структуры  мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки …..

Г) Целостное  представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества- это….

Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла  человека , его  права и свободы -…..

7.Дополни схему:

                                 Типы  мировоззрения.

Мифологическое                                           Научное

                               … ….            Обыденное

Гуманистическое мировоззрение             ……  мировоззрение.

8.Найдите в приведенном  ниже списке признаки, характеризующие обыденное мировоззрение/

1.Вера в Бога

2.Включает в себя  научную картину мира.

3. Основывается на личной практической деятельности,

4. Основой являются священные книги.

5. Формируется стихийно, на личном житейском опыте,

6. Основывается на достижениях науки.  

9)Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий  представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано,

 1)знания   2) убеждения  3) мировоззрение  4)  ценности и идеалы  5) вера                   6) опыт

10)Установи  соответствие  между  типами мировоззрения и их признаками.  К  каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы мировоззрения                                          Признаки          

А) Мифологическое                                 1. Вера в сверхъестественные  силы.

Б)  Научное                                                2.  Фантастическое мировоззрение.

В)  Религиозное                                        3.Формируется в быту, на личном опыте

Г) Обыденное                                            4.  Основано на научной картине мира.

   А

   Б

  В

  Г

Ответы:   1б,  2а,  3) 2,  4г, 5б, 6) религиозное мировоззрение, вера,  убежде-ния, мировоззрение, гуманистическое  мировоззрение. 7) религиозное, анти-гуманное 8) 35  9) 3  10) 2 4 1 3

Заключительный этап урока. Учитель ставит оценки за урок и сообщает домашнее задание.

Домашнее задание.  Для  всего класса :  Параграф 29 с 312-316.  Вопросы 4-6 стр .316 . Дополнительное задание: 1 группа ( тем, кто не сдает ЕГЭ по  общес-твознанию)  :  Работа с источником и вопросами к  нему  стр 317- 318;

2 группа ( те,  кто сдает  ЕГЭ по обществознанию) :  Написать эссе по одной из предложенных тем на выбор.

Темы эссе:1 «Для  общества, как и для  индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение чувства ориентирования»  Альберт  Швейцер

2) « Надо беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?» Ф.М.Достоевский,                                                                                                          3) « Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый  верит только своим» А. Поуп.                                                                     4) «Следуй  своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно». Данте.

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания 6 класс тема "Что такое человечность" по учебнику Л.Н. Боголюбова

Тема урока: Что такое человечностьПодготовила учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с.КрутоярАникина Татьяна АлександровнаЦели: 1. Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса общ...

Презентация к уроку обществознания, 9 класс. Тема: Культура

1. Общее понятие культуры;2. Определение культуры;3. Культура как цивилизация;4. Культура как мировоззрение;5. Культура как нормы поведения;6. Обобщенное определение культуры;7. Понятие субкультуры;8....

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Цели урокаОбразовательная:  Создание условий для формирования у учащихся системы  знаний о духовной жизни человека, освоение понятий  (духовная жизнь, убеждения, право на свободу ...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Урок ОДНКНР, 5 класс, тема: «Монашество-особый путь духовного восхождения. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский».

Урок ОДНКНР, 5 класс, тема: «Монашество-особый путь духовного восхождения.  Иосиф Волоцкий и Нил Сорский». Урок проводился в технологии фасилитации "Мировое кафе"...

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...