Рабочая программа по обществознанию (Никитин А.Ф.) 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса по учебнику Никитина А.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshch-vo_9_kl._2013-14.docx42.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3

РАССМОТРЕНО

 на методическом объединении

учителей истории и обществознания

Протокол заседания  от

«28» 08. 2013 г. № 1

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МБОУ ОСОШ № 3

Протокол от 29.08.2013 г. №

УТВЕРЖДЕНО

приказом  директора

 МБОУ ОСОШ №3

________  Кушнарева М.М.

 от ...    2013г. № ___

Рабочая программа

по обществознанию

для 9 класса

на 2013-2014 учебный год

Учитель: Марьянина Людмила Михайловна

п. Орловский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего  образования,  программы курса «Обществознание» для 6-11 классов (автор – А.Ф.Никитин).  

Рабочая  программа предназначена для изучения обществознания в 9 классе средней общеобразовательной школы. В УМК, позволяющий реализовать программу, входят учебник: А.Ф. Никитин. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009 г., входящий в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010г. № 2080, а также рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику «Обществознание».- М.: Дрофа,  2009 г. Методическое пособие для учителя обществознания./ под ред. А.Ф.Никитина.-М.: Дрофа, 2009. 

       В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования  программа рассчитана на преподавание курса обществознание в  9  классе в объеме 1 час в неделю, 34  часа за год. В соответствии с годовым календарным учебным графиком  МБОУ ОСОШ №3 на 2013-2014 учебный год  календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» составлено на 33 часа. Материал будет  реализован полностью за счет уплотнения  – объединения  материала  уроков №№ 29-30 - «Гражданское право» и «Право собственности».

     25%  учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

В соответствии с областным Законом от 15.06.10 «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области»,  в связи с необходимостью повышения уровня нравственности, духовного развития, воспитания патриотизма учащих особое звучание приобретает материал о культурных традициях  народов, населяющих нашу страну, нравственных идеалах многочисленных конфессий. На уроках обществознания  учащиеся  имеют возможность развивать нравственное, духовное начало. Уроки по темам «Человек как духовное существо», «Культура и духовная жизнь общества», «Мораль. Религия», «Предпосылки правомерного поведения», «Религиозные объединения и организации в РФ»  и др. дают возможность рассматривать аспекты духовно-нравственного воспитания. Постоянное обращение к примерам гражданского служения, героического прошлого и настоящего, трагических страниц нашей истории и современности на уроках обществознания создает условия для повышения гражданско-патриотического духа, чувства сопереживания, патриотического подъема.

Кол-во контрольных работ за год – 3.  Контроль за знаниями учащихся осуществляется в ходе  индивидуальных опросов, тематических и критериальных тестовых проверочных работ. Измерителями являются материалы методических пособий: Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Экзамен» 2009г., Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Учитель». 2008г., сборники КИМов 2009-2013 г.г., пособия, содержащие материалы для итоговой аттестации  уч-ся 9 класса.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ

ПРОГРАММЫ.

  • Преподавание обществознания в 2013 – 2014 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании";
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312;
  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362)
  • Примерная программа основного общего образования, Вестник образования № 3, 2006, Просвещение;
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования  (базовый уровень), Вестник образования № 3, 2006, Просвещение;  
  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию (2004г.). Никитин А.Ф. Обществознание: программы для общеобразовательных учреждений: 6-11 классы – М.: Дрофа, 2009-11. 

Региональный уровень

  •    Областной закон « Об образовании в Ростовской области»
  • Областной закон № 441-ЗС от 15.06.10 «О духовно-нравственном воспитании и       развитии обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области»
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 11.05.2012года №387 «О формировании учебных планов в образовательных учреждениях Ростовской области в 2012-2013 учебном году».
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 16.06.2011 года     №478 «О внесении изменений в приказ от 29.03.2011 №2123»
  • «Рекомендации к реализации регионального учебного плана в общеобразовательных учреждениях Ростовской области» : методическое пособие: ч.2/ под. ред. С.Ф.Хлебуновой.2011г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

  • развитие личности в ответственный период социального взросле-
    ния человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критиче-
    ского мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
    экономической и правовой) информации и определения собст-
    венной позиции; нравственной и правовой культуры, экономиче-
    ского образа мышления, способности к самоопределению и само-
    реализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответ-
    ственности, уважения к социальным нормам; приверженности гу-
    манистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
    Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
    необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
    социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах
    личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социаль-
    ной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулиро-
    вания общественных отношений; механизмах реализации и защи-
    ты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практи-
    ческой деятельности в основных характерных для подросткового
    возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для реше-
    ния типичных задач в области социальных отношений; экономи-
    ческой и гражданско-общественной деятельности; межличност-
    ных отношениях; отношениях между людьми различных нацио-
    нальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
    деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

В результате изучения обществознания ученик должен

                      знать/ понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

                      уметь

  • описывать основные социальные  объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической реальности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей                    (материалы СМИ, учебный текст и др.), различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных  общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

СТРУКТУРА КУРСА

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Человек и экономика

10

2

Человек. Политика. Власть.

11

3

Человек и право.

13

                                                                                                                                                                                                                          ИТОГО: 34 ЧАСА 

ГРАФИК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ.

Тема

Время изучения

Дата

Форма контроля

1

Человек и экономика

6.09-8.11

15.11

тест

2

Человек. Политика. Власть.

22.11-31.01

7.02

тест

3

Человек и право.

14.02-25.04

16.05

тест

ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

Тема

содержание

Дата

1

Что такое рыночная экономическая система

Задания с.24-25

20.09

2

Предпринимательство и предпринимательская деятельность

Задания С.35-37

4.10

3

Что такое  налоги

Задания с.56-57

25.10

4

Политические режимы: демократия

Задания с.90-91

20.12

5

Выборы в демократическом обществе

Задания с.105-106

17.01

6

Политическая культура человека

Задания с.117-118

31.01

7

Права потребителей

Задания с.149-150

7.03

8

Семейное право

Задания с.163-164

21.03

9

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Задания с.188-189

18.04

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п
 

Наименование темы 

Кол-во

часов

Д/З

П/Р

К/Р 

Дата проведения

Подго

товка к ГИА

По плану

Факти

чески

Человек и экономика

10

А7-А10

1

Роль экономики в жизни общества

1

п.1

6.09

2

Типы экономических систем

1

п.2

13.09

3

Что такое рыночная экономическая система

1

п.3

п/р№1

20.09

4

Собственность и ее формы

1

п.4

27.09

5

Предпринимательство и предпринимательская деятельность

1

п.5

п/р№2

4.10

6

Виды предприятий

1

п.6

11.10

7

Деньги

1

п.7

18.10

8

Что такое налоги

1

п.8

п/р №3

25.10

9

Ответственность в налоговом праве

1

п.9

8.11

10

Контрольная работа по теме «Человек и экономика»

1

к/р

15.11

Человек. Политика. Власть.

11

А14-А16

11

Власть в обществе

1

п.10

22.11

12

Что такое политика

1

п.11

29.11

13

Формы правления: монархия

1

п.12

6.12

14

Формы правления: республика

1

п.13

13.12

15

Политические режимы: демократия

1

п.14

п/р№4

20.12

16

Политические режимы: авторитаризм, тоталитаризм

1

п.15

27.12

17

Политические партии

1

п.16

10.01

18

Выборы в демократическом обществе

1

п.17

п/р№ 5

17.01

19

Процедура выборов

1

п.18

24.01

20

Политическая культура человека

1

п.19

п/р№6

31.01

21

Контрольная работа по теме «Человек в обществе»

1

к/р

7.02

Человек и право.

13

А17-А20

22

Гражданское право.

 Право собственности.

1

П.20-21

14.02

23

Уговор дороже денег

1

П.22

21.02

24

Жилище и закон

1

П.23

28.02

25

Права потребителей

1

п.24

п/р №7

7.03

26

Трудовое право

1

п.25

14.03

27

Семейное право

1

п.26

п/р№8

21.03

28

Административное право

1

п.27

4.04

29-30

Уголовное право. Преступление. Ответственность

по уголовному делу.

1

п.28-29

11.04

31

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

п.30

п/р№9

18.04

32

Правоохранительные органы. Правовая культура человека

1

п.31

п.32

25.04

33

Контрольная работа  по теме «Человек. Право. Государство»

1

к/р

16.05

34

Итоговый урок

1

23.05

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК  УСТНОГО ОТВЕТА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«ОТЛИЧНО» - ученик свободно владеет материалом, может анализировать, сравнивать, выделять главное, дает личностную оценку. Свободно владеет терминологией вопроса. Во время изложения материала приводит примеры из практики применения теории.

«ХОРОШО» - ученик владеет материалом, анализирует, сравнивает, выделяет главное, но не дает личностной оценки, не приводит примеров из практики. Допускает ошибки в терминологии.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ученик слабо владеет материалом, отвечает только при помощи наводящих вопросов. Не может сравнивать, анализировать, выделять главное. Неуверенно владеет терминологией.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ученик не владеет материалом, не может дать ответ даже при помощи наводящих вопросов. Не владеет терминологией

                               Учебно-методическое обеспечение:

  1. А.Ф. Никитин. Обществознание: Учебник для  9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2008-11г.,
  2. .Методическое пособие для учителя обществознания./ под ред. А.Ф. Никитина.-М.:Дрофа, 2008.
  3. Сборники КИМов  2009-2011г.г.
  4.  Л.Н. Боголюбов. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2006
  5. А.И.Кравченко. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2004
  6. А.И.Кравченко. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2006
  7. И.С.Хромова. Рабочая тетрадь для уч-ся. -Русское слово, 2007
  8. Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Экзамен» 2009г.
  9. Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Учитель». 2008г.
  10. Обществознание. Учебное электронное пособие.
  11. Основы правовых знаний. Учебное электронное пособие.

Литература:

  1. Конституция РФ.
  2. Всеобщая Декларация прав человека.
  3. Конвенция о правах ребенка

     Ваши права. Книга для уч-ся. «ВИТА-Пресс» 1996г Литература

    Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни    людей. М., 1998

Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 8-9 класс.-1996

Боголюбов Л.Н. Природа. Человек. Общество. М, 1997

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права. М., 1998

Кишенкова О.В. Основы гражданских знаний. 9 класс.

Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. М., 1997

Мушинский В.О. Основы правоведения. М, 1996

Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1999

Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. 8 класс. М., 2002

    Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. 9 класс. М., 2002

    Школьные олимпиады. Правоведение. Вопросы, задания, ответы. 8-11 классы.       М, 2004



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базвый уровень) по программе Л.Н. Боголюбова....

Рабочая программа по обществознанию в 6-9 классах, базовый уровень

Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации по программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию...

Рабочая программа по обществознанию с 5-9 классы в рамках ФГОС

Предлагаемая  рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н....

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)

Рабочая программа составлена по учебнику "Обществознание" Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), включает разделы "Экономика" (учебник И.В. Липсица), "Право" (учебники 10-11 класса Л.Н. Боголюбова). Ра...

рабочая программа по обществознанию 6,8,10 классы

Данная рабочая программа  по обществознанию для  6-8  классов разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов по программе Боголюбова Л.Н.

Рабочая программа составлена согласно требованиям ФГОС основного общего образования содержит календарно- тематическое планирование с ЭКОР...