Тест по теме "Социальная сфера жизни общества"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Подготовка к ГИА по обществознанию. Тест по теме "Социальная сфера жизни общества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdel_4._sotsialnaya_sfera_zhizni_obshchestva.docx79.91 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Часть 1

При выполнении заданий 1-34 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Какой смысл ученые-социологи вкладывают в понятие «социальная стратификация»?
  1. различие в доступе к благам между людьми
  2. вхождение индивида в мир социальных взаимодействий
  3. разделение общества на группы по различным основаниям
  4. приспособление, адаптация индивида к социальной среде
  1. Какой тип социальной дифференциации характерен

для традиционного общества?

  1. классы, слои
  2. страты, курии
  3. касты, сословия
  4. партии, движения
  1. Сословия от иных социальных групп различаются по
  1. наследуемым правам, привилегиям, обязанностям
  2. месту в системе общественного разделения труда
  3. отношению к собственности на средства производства
  4. уровню дохода и профессиональной принадлежности
  1. Отличительным признаком данной группы является официальное закрепление прав и обязанностей ее участников в документальной форме. О какой группе идет речь?
  1. формальной
  2. референтной
  3. малой
  4. этнической
  1. Верны ли следующие суждения?

А. Социально значимыми признаками групп современного общества выступают образование и профессия.

Б. Социально значимыми признаками групп современного общества выступают сословное происхождение, наследуемые права.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны
  1. К историческим разновидностям этнических общностей относят
  1. государства        3) сословия
  2. народности        4) конфессии
  1. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?
  1. Человек последовательно отстаивает свои принципы и, даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.
  2. Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на прямой конфликт.
  3. Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция — быть не таким, как все.
  4. Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, он беспринципен и безлик.
  1. Михаил Михайлович Сперанский родился в семье провинциального священника, получил образование в семинарии и духовной академии. Однако успех он снискал себе на светском поприще, став крупным реформатором первой половины XIX века. Какой институт социальной мобильности позволил Сперанскому сделать карьеру?
  1. государственная служба
  2. научная деятельность
  3. церковная организация
  4. служба в действующей армии
  1. Для какой из форм социальной мобильности характерны такие признаки, как групповая мобильность, связанная с переменой местожительства?
  1. девиация        3) ассимиляция
  2. миграция        4) карьера
  1. Верны ли следующие суждения?

А. Среди факторов социальной мобильности в современном обществе доминирует высшее образование.

Б. Среди факторов социальной мобильности в современном обществе доминируют постоянное повышение квалификации, совершенствование своих профессиональных навыков.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны
  1. Что включается учеными-социологами в понятие «социальная роль»?
  1. оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком
  2. ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением
  3. изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую
  4. положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками
  1. Среди ролевого набора личности можно выделить роли, которые в равной мере могут исполняться как взрослыми, так и подростками. Какой пример соответствует подобной универсальной социальной роли?
  1. кандидат в депутаты муниципального собрания
  2. выпускник престижного вуза
  3. воспитанник детского дома
  4. владелец коллекции марок
  1. Какая из приведенных ситуаций характеризует позитивное отклоняющееся поведение?
  1. ученик-девятиклассник выполняет домашние задания и не пропускает школьные занятия без уважительной причины
  2. ученик-девятиклассник одержал победу на Всероссийской олимпиаде по математике и был направлен на международную олимпиаду
  3. ученик-девятиклассник летом устроился на работу в почтовое отделение курьером
  4. ученик-девятиклассник был переведен из школы в профессиональный колледж
  1. А. — профессор социологии в вузе. Каждый раз, начиная лекцию, он приветствует своих студентов, сообщает им вопросы, которые планирует рассматривать, и список рекомендованной литературы. В последнее время он часто использует компьютерные презентации. Данный пример — проявление
  1. социальной дифференциации
  2. социальной роли
  3. социальной мобильности
  4. социальной адаптации
  1. Верны ли следующие суждения?

А. Среди ролевого набора личности важнейшие те, которые человек исполняет в семье.

Б. Требования социальной роли нередко вступают в противоречие с личными принципами и убеждениями.

1)        верно только А

2)        верно только Б

  1. верны оба суждения
  2. оба суждения неверны
  1. Семью как малую социальную группу отличает признак
  1. эмоционально окрашенные отношения
  2. совместный быт, ведение домашнего хозяйства
  3. устойчивость и постоянство состава
  4. реальные взаимосвязи и взаимодействия
  1. Семья А. дружная. Супруги познакомились на одном из сетевых форумов, у них общие интересы. Какой признак позволит определить семью А. как нуклеарную (ядерную)?
  1. Все вопросы жизни семьи обсуждаются и решаются на семейном совете.
  2. В собственности семьи находится жилой дом и автомобиль.
  3. В состав семьи входят муж, жена и ребенок.
  4. Родственники А. проживают в сельской местности.
  1. Гражданка М., владелица сети отелей на средиземноморском побережье Турции, предложила своему племяннику, выпускнику экономического вуза, пройти преддипломную практику в качестве менеджера в одном из принадлежащих ей отелей. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?
  1. социального контроля
  2. социально-статусную
  3. эмоционально-психологическую
  4. рекреационную (досуговую)
  1. Семья Л. состоит из шести человек: муж, жена и четверо детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта семья относится к патриархальному типу?
  1. Д. владеют двухэтажным семикомнатным домом в черте города.
  2. Глава семьи руководит крупным оборонным предприятием.
  3. Семье принадлежат два легковых автомобиля: городской и внедорожник.
  4. Все основные вопросы в жизни семьи находятся в компетенции ее главы — мужа.
  1. Верны ли следующие суждения?

А. Молодежь является особой социальной группой, для которой характерно стремление к перемене статуса, активному освоению новых социальных ролей.

Б. Для молодежи в наиболее обостренной форме может протекать конфликт, связанный с противоречием между социальными ожиданиями и реальными возможностями.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны
  1. Какое понятие объединяет, обобщает остальные понятия из данного перечня?
  1. ритуалы
  2. нормы
  3. обычаи
  4. традиции
  1. Поговорка гласит: «Посади семя — вырастет цветок, впусти в мир человека — вырастет конфликт». В чем причина большинства развивающихся между людьми конфликтов?
  1. расхождение интересов
  2. сходство характеров
  3. различия внешнего облика
  4. наличие общей деятельности
  1. В обществе действуют различные социальные нормы. Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление такой социальной нормы, как обычай?
  1. При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.
  2. На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента).
  3. В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.
  4. Ежегодно мужчины, представители хакасского народа, в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.
  1. В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?
  1. Ученик школы блестяще выступил на олимпиаде по химии, за что получил похвалу от своего учителя.
  2. Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей.
  3. Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра.
  4. За решительные действия при обезвреживании опасного преступника полицейский был представлен к награде.
  1. Верны ли следующие суждения?

А. Как правило, при разрешении конфликта важно выявить и устранить причину его возникновения, то, на основании чего конфликт возник.

Б. Социальные конфликты играют в обществе исключительно деструктивную роль.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны
  1. Людей, находящихся на социальном дне, часто ведущих асоциальный образ жизни, называют
  1. люмпенами
  2. пролетариями
  3. маргиналами
  4. батраками
  1. Демократическим принципом развития межнационального взаимодействия является
  1. возможность получения образования только на государственном языке
  2. компактное поселение одних народов от других
  3. гарантированное законом равенство представителей всех народов в правах
  4. недопущение национальных меньшинств в государственные органы
  1. В обществе возникают конфликты на разных уровнях взаимодействия между людьми и их группами. Какой пример среди приведенных ситуаций иллюстрирует межличностный конфликт?
  1. Супруги после ссоры решили разъехаться и какое-то время пожить порознь.
  2. Между учащимися профильного юридического класса и обычного класса школы возник конфликт, приведший к ссоре.
  3. Учителя и администрация школы разошлись с представителями попечительского совета по вопросу о распределении внебюджетных средств.
  4. В студенческой группе возникли разногласия по вопросу о выборе спецкурсов по профильной дисциплине.
  1. Народности, проживающие в северных регионах России, например карелы, отличаются медлительностью в движениях, неторопливой речью, сдержанными эмоциями. Народы, проживающие на юге, на Кавказе, напротив, отличаются вспыльчивостью, эмоциональностью, резкостью. Какой признак этноса можно проиллюстрировать данными примерами?
  1. общность политических убеждений
  2. сходство национального характера
  3. единство культурных традиций
  4. общность бытовых условий
  1. Верны ли следующие суждения?

А. В социальной сфере современного общества возрастает роль занятых в сфере услуг, туризме, организации досуга.

Б. В социальной сфере современного общества снижается роль и значение среднего класса.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Задания повышенного уровня сложности Прочитайте текст и выполните задания 31-34.

(А)Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не реализуемые. (Б)Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и, в силу своего положения, нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д.

(В)Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками во всех сферах жизнедеятельности человека. (Г)Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых. (Д)Вместе с тем молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейнополитические, семейно-бытовые процессы. (Е)Молодым легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал.

  1. Какая фраза выражает основную мысль текста?
  1. Молодежь всегда отрицает нравы и обычаи предков.
  2. Молодежь — особая группа в обществе, которая наследует его традиции.
  3. Молодежь мало чем отличается от предыдущих поколений.
  4. Молодежь не нуждается в опыте старших поколений.
  1. В каком предложении текста отражена проблема, противоречие, отличающие положение молодого поколения?
  1. А  2)  В   3)  Г     4) Е
  1. Какой пример иллюстрирует специфику социального положение молодежи?
  1. Молодой человек быстро освоил новые компьютерные программы и стал начальником в отделе, опередив старших товарищей.
  2. Молодой человек отказался от посещения курсов повышения квалификации.
  3. По вечерам студент подрабатывает курьером в почтовом отделении, разнося посылки и телеграммы.
  4. Молодой учитель посещает курсы у педагога-на- ставника, осваивая азы профессии.
  1. Молодое поколение стремится поступить в высшие учебные заведения, где, занимаясь в научных библиотеках и центрах, изучает научные данные, знакомится с научными открытиями и достижениями. Какое предложение текста отражает подобную позицию молодого поколения?
  1. Б
  2. Г
  3. Д

Е

Часть 2

Ответом к заданиям 1-12 является слово или последовательность цифр, букв.

  1. Мария — 16-летняя девушка, проживающая в одном из крупных промышленных городов России. В своей жизни она исполняет множество социальных ролей, часть из них — связаны со спецификой подросткового возраста, часть — универсальные, не зависят от возраста.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера общих ролей подростка и взрослого, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия ролей подростков от ролей взрослых людей.

  1. поклонница российской рок-группы «Алиса»
  2. участница Всероссийской олимпиады школьников по химии
  3. коллекционер, обладает коллекцией монет
  4. слушательница курсов по подготовке к ГИА по обществознанию

Ответ:

Черты сходства

Черты отличия

  1. Установите соответствие между видами норм и конкретными правилами поведения: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ВИДЫ НОРМ

  1. Даже малознакомые люди должны при встрече протянуть друг другу открытые руки для рукопожатия.

Б) Посещая Санкт-Петербург, туристы стараются посетить набережную Фонтанки и прикоснуться к статуэтке Чи- жика-Пыжика.

  1. Мужчина всегда пропускает женщину вперед себя и придерживает рукой дверь.

Г) Друзья ежегодно отмечают день своего знакомства загородным пикником

  1. этикет
  2. обычаи

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ:

А

Б

В

Г

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные санкции».

Премия, выговор, повышение в должности, моральное удовлетворение, аплодисменты, дисциплинарное взыскание.

Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию.

Ответ:         .

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А)Конфликты порождаются различием в целях и интересах людей. (Б)Особая эмоциональная окрашенность, как правило, присуща межличностным конфликтам. (В)Именно в подобных конфликтах людям следует быть особенно выдержанными.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. содержат мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Ответ:

А

Б

В

Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 5-6.

В стране Н. в период с 1980 по 2010 г. социологические службы изучали изменения в численности наиболее значимых профессиональных групп в социальной структуре общества.

Полученные результаты представлены в виде диаграммы

image11

- Предприниматели, финансисты, топ-менеджеры

- Педагоги, врачи, инженерно-технические работники

- Промышленные рабочие

- Фермерство, рабочие фермерских хозяйств и сельских кооперативов

- Работники сферы услуг

- Иные профессии

  1. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. На протяжении всего исследуемого периода возрастает количество работников сферы услуг.
  2. Напротив, снижается количество людей, занятых в промышленности.
  3. К числу растущих групп населения, вне всякого сомнения, относятся представители средней интеллигенции (педагоги, инженеры, врачи).
  4. Несколько снизилась доля занятых в фермерском хозяйстве и сельскохозяйственных кооперативах.
  5. Представители бизнеса, предприниматели в структуре населения заняли к 2010 г. последнее место.

Ответ:         .

  1. Результаты социологического опроса, представленные на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
  1. Рынок труда, очевидно, развивается в связи с тенденциями, характерными для постиндустриального общества.
  2. В стране происходит свертывание промышленного сектора, вместо него возрастает роль и значение сельского хозяйства.
  3. Развитие рынка труда происходит под влиянием рыночных реформ, способствующих возрастанию социальных групп, связанных с бизнесом.
  4. Положение интеллигенции отражает, по всей видимости, недостаточную поддержку бюджетных профессий со стороны государства.
  5. Снижение численности предпринимателей и рабочих, очевидно, связано с длительным экономическим спадом.

Ответ:         .

  1. Сравните основные виды социальных норм — право и мораль. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства права и морали, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия между социальными нормами.
  1. регулирует поведение людей в конфликтах
  2. содействует утверждению социально одобряемого поведения
  3. обеспечивается силой государства
  4. соответствует представлениям о добре и зле

Ответ:

Черты сходства

Черты отличия

  1. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ

ЛИФТЫ

  1. Молодая учительница победила в городском конкурсе «Учитель года» и получила высшую аттестационную категорию.

Б) Закончив обучение в техническом колледже, выпускник пришел работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования.

  1. Врач стал главным врачом отделения больницы.

Г) Солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужился до прапорщика

  1. образование
  2. профессиональная деятельность
  3. служба в армии

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). Ответ:

А

Б

В

Г

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные нормы».

Ритуал, традиции, обычаи, мораль, приказ, право, церемонии.

Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию.

Ответ:         .

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А)Отклоняющееся от общепринятой нормы поведение в науке принято называть девиантным. (Б)Девиантное поведение, с нашей точки зрения, не всегда должно обществом осуждаться. (В)Думается, девиация всегда присуща талантливым людям творческих профессий, крупным ученым.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. содержат мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Ответ:

А

Б

В

Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 11-12.

Социологические службы страны Д. на протяжении последних 10 лет (в 2004, 2008 и 2012 гг.) проводили опрос среди граждан. Респондентам (гражданам, участвующим в опросах) был задан вопрос: «В какой степени вы ощущаете свою принадлежность к своему этносу?»

Полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Этническая принадлежность граждан

image12

2004               2008                2012

- Владею родным языком, общаюсь на нем, соблюдаю национальные традиции

- Знаю и понимаю родной язык, но говорю на государственном

- Соблюдаю некоторые национальные традиции, но не владею языком

- Утратил связи со своими этническими корнями, принял язык и культуру титульной нации

  1. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. Возрастает интерес к изучению родных языков малых народов, сохранению культурных традиций.
  2. возросло число тех граждан, которые утратили связи со своими этносами и не осознают своей национальной идентичности.
  3. Большинство опрошенных граждан неизменно соблюдает свои национальные традиции и праздники.
  1. Выявилась опасная тенденция сокращения распространения и использования в быту, в повседневной жизни родных языков.
  2. Незначительно возросло количество граждан, соблюдающих свои народные обычаи, но не владеющих языком.

Ответ:         .

  1. Результаты социологического опроса, представленные на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
  1. Необходима продуманная политика, направленная на сохранение культур малых народов, возрождение народных обычаев.
  2. Очевидно, существуют проблемы с преподаванием в школах родных языков и литературы.
  3. Язык и культура титульной нации фактически заменяют многим гражданам их национальные традиции.
  4. Государственный язык в быту постепенно вытесняется языками малых народов.
  5. Скорее всего национальные традиции мешают утверждению в сознании народа общечеловеческих ценностей.

Ответ:         .

Часть 3

Для ответов на задания 1-7 используйте отдельный лист.

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

Социальная мобильность и ее типы

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной

мобильности: горизонтальная и вертикальная.

Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности.

Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий уровень привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социального восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее... Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником — нефтяником или автомобилистом — значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

(Питирим Сорокин)

  1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
  2. Что автор понимает под социальной мобильностью? Сформулируйте, с опорой на обществоведческие знания, любое иное корректное определение данного понятия.
  3. Приведите авторские характеристики горизонтальной и вертикальной мобильности. Опираясь на авторские примеры, знание курса, социальный опыт и практику, приведите по одному собственному примеру каждого из основных видов социальной мобильности.
  4. Автор различает индивидуальные и групповые формы восходящей и нисходящей мобильности. В чем, по мнению автора, заключается специфика обеих групповых форм мобильности? Приведите, основываясь на личном опыте и знаниях курса, два любых примера групповой вертикальной мобильности (восходящего и нисходящего типа).

Рассмотрите ситуацию: молодой специалист в области компьютерного программирования приехал в столицу и основал свою фирму по разработке программ для управления персоналом. Очень скоро ему удалось потеснить на рынке признанных авторитетов и стать лидером. Какую форму социальной мобильности иллюстрирует приведенный пример? Поясните свой ответ.

  1. Автор пишет об экономической, политической и профессиональной мобильности. Опираясь на текст, знание курса, социальных фактов и явлений, укажите по одному социальному институту каждой из данных сфер (областей), благодаря которым люди могут участвовать в процессах социальной мобильности.
  2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществоз- нания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Мыслители и афоризмы

Лев Николаевич Толстой (1828—1910 гг.) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей.

Афоризмы:

  1. ...Главное — ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку.
  2. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.